аш корреспондент имел возможность управлять каждой из трех машин. От езды по асфальту, скажу прямо, я не получил никакого удовольствия: невольно сравнивал эти вездеходы с "Даной" ЗАЗ-1105, на которой приехал в Луцк. Досаждали тугие педали, должно быть, рассчитанные на водителя в кирзовых сапогах, неестественное переключение передач "наоборот" (первая и третья - на себя) и сильный шум в салоне. Даже в относительно комфортабельном ЛуАЗ-1301 он пока таков, чтобудь там радиоприемник, вряд ли захотелось бы слушать его во время езды. О плавности хода вообще умолчу. Но все эти городские претензии забылись, как только кончился асфальт. Машины попали в родную стихию - раскисший после дождей проселок, брод, мокрый кочковатый луг. "Махнем по лесу?" - предложили водители-испытатели. Но после того, как они взяли штурмом этот самый косогор, махнуть оставалось разве что в тайгу или джунгли... Рассказывать об украинском собрате "Нивы" - ЛуАЗ-1301 и поздно, и преждевременно. Как плод конструкторской мысли, он уже известен читателям (ЗР, 1989, № 8). Многие имели возможность познакомиться с ним на Московской международной автомобильной выставке МИМС-94. Говорить же о нем как о серийном автомобиле, к сожалению, все еще рано. "Когда вы наконец поставите его на конвейер?" - часто спрашивают заводчан. На какой конвейер? На примитивный, напольный, подобного которому не сыщешь нигде? Он и технологически устарел, и маломощен - дай Бог управиться на нем с уже освоенными моделями. Чтобы выпускать ЛуАЗ-1301 не для галочки, а для широкого потребителя, заводу необходимы новое сборочное производство и окрасочный комплекс. А значит, крупные капиталовложения, на которые в разоренной Украине нечего рассчитывать в ближайшие десять лет. Этот срок назвал украинский премьер, имея в виду государственные инвестиции. Остается надеяться на альтернативные источники финансирования, но это отдельная тема. Сегодня основная продукция Луцкого автозавода - модель -1302 с 50-сильным "таврическим" двигателем. Внешне она почти не отличается от ЛуАЗ-969М, ценимого сельскими жителями и всеми, кому приходится ездить по бездорожью. Но есть верный признак, указывающий, что под капотом не "воздушник", а мотор жидкостного охлаждения, - широкий резиновый уплотнитель между передней панелью и крылом. Благодаря замене двигателя "Волынянка" - так неофициально называют на Украине луцкий вездеход - стала динамичнее и экономичнее (расход топлива снизился в среднем на 16%), уменьшился шум в салоне, улучшилось отопление. Эти достоинства омрачаются необходимостью заливать в бак "девяносто третий" бензин, который в сельской местности найти нелегко (на Украине же он ив городах далеко не всегда доступен). Правда, некоторым машинам достаются двигатели, приспособленные под А-76: на Мелитопольском моторном снижают их ЗА РУЛЕМ 3/95 25