Испокон веку на Руси не зарекались от тюрьмы - и вельможному пану, и последнему холопу дорога туда заказана не была. А пятнадцати миллионам современных россиян (примерно столько насчитывается в стране людей с водительскими удостоверениями) до темницы сырой и вообще один шаг. Случайная лужица на сухой дороге, неожиданно выглянувшее из-за туч солнце, забывшиеся в игре подростки - и без вины виноватый "участник дорожного движения" отправляется по этапу. Закон настолько свободно толкует понятие "преступление по неосторожности и небрежности", а Правила дорожного движения составлены так, что водитель, получается, обязан предусматривать все - вплоть до солнечного затмения и океанского тайфуна в средней полосе. Не сумел—суши сухари. . Удомельская (Тверская область) колония-поселение № 17 для лиц, совершивших преступление по неосторожности, была создана в начале восьмидесятых в связи со строительством Калининской АЭС. Рассчитанная на две тысячи осужденных, она обеспечивала стройке рабочую силу. Несколько раньше точно такая же колония была создана в Тольятти. И тогда, и сейчас девяносто процентов спецконтингента составляли здесь люди, осужденные на срок до пятнадцати лет по статье 211 Уголовного кодекса. (Судебная практика последних лет такова, что отбывать наказание в зонах с более строгим режимом осужденных по этой статье отправляют крайне редко.) Ставшие преступниками по приговору суда, они ничем не отличаются от законопослушных "вольняшек". Нормальные мужики, не чурающиеся любой работы, весьма устраивают начальство. Еще бы осужденные хоть и получают полную зарплату, но не ходят в отпуска, не берут больничных листов, обязаны работать шесть дней в неделю. Да еще, надеясь на амнистии и условно-досрочное освобождение, являют собой образец добросовестного труда. С ветром перемен в России изменилось многое, в том числе и наша пенитенциарная система. К тому же за недостаточностью средств практически свернулось строительство АЭС и многих других промышленных объектов и содержать такое количество зэков стало нецелесообразно. Эти и другие причины сократили число осужденных в той же Удомле примерно до двухсот человек. - Наше житье-бытье, - говорит осужденный Юрий М., - больше похоже на затянувшуюся командировку в медвежий угол. Ни тебе колючей проволоки, ни локалок-запреток. "Номера" двух- и четырехместные. Рано утром колонисты уходят в город (без охраны, разумеется) на работу. Вечером возвращаются. Готовят и обеспечивают себе еду сами. Смотрят телевизор и ходят в спортзал без ограничений. Свидания, письма, посылки, чтение любых книг и газет - пожалуйста. В выходные - гарантированное увольнение. Строго запрещены лишь спиртные напитки. Фактически только за это и можно угодить в штрафной изолятор. Правда, частое посещение ШИЗО, как правило, заканчивается плачевно - дело злостного нарушителя режима вновь рассматривается в суде и его переводят в колонию общего режима. А там порядки совсем иные. В прошлом году туда из Удомли было отправлено 38 человек и уже трое в самом начале этого года. Впрочем, подвергать себя превратностям общего режима нет смысла. "Расейский" гуманизм не знает границ - амнистии сыплются одна за одной. Судите сами, последние две были в декабре 1992-го и феврале 1994-го. Третья ожидается ко Дню Победы.Начальник колонии Александр Галанин рассказывал мне о человеке, освободившемся всего через два года вместо одиннадцати, положенных по приговору. А ведь большинство содержащихся здесь людей осуждены по второй и третьей части статьи 211. Другими словами, в их делах фигурируют трупы. Бывает, что один, как у Юрия М., поддавшего в компании трех дам и сбившего насмерть велосипедиста, а бывает, что и семь, как у Николая С. Трезвым влобовую столкнулся он на своем ЛАЗе с ЛиАЗом. Всего в этой аварии пострадало 42 человека. В общем, наказание, определяемое государством за "нарушение Правил движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами", наказанием можно назвать со значительной долей условности. Даже охрана не видит в этих людях преступников и сквозь пальцы смотрит на некоторые нарушения режима. На мой взгляд, есть в этом резон. Я обратил внимание, что подавляющее большинство осужденных виновными себя (особенно если преступление совершено в трезвом виде) не признают. В лучшем случае - частично... Ну не может человек предусмотреть - как бы к тому его ни принуждали правила и законы - всего-всего! А значит, не может и согласиться с вынесенным приговором. К тому же оснований сомневаться в справедливости этих приговоров достаточно. Вот, скажем, осужденный на пять лет Валерий М. Ехал он на КамАЗе, груженном песочно-гравийной смесью, со скоростью 50-55 км/ч и почувствовал вдруг, что его начинает заносить на скользкой зимней дороге. С управлением такой махины справиться не смог - выехал на встречную полосу, где и столкнулся с ЗИЛом. Итог - два трупа и несколько человек с телесными повреждениями разной степени тяжести.40ЗА РУЛЕМ 5/95