22
23
СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ...Разного рода дополнительным оборудованием для легкового автомобиля сегодня не удивишь. Правда, пользуются этими благами автомобильной цивилизации в основном владельцы "ненашенских" моделей. Хозяевам отечественных машин приходится регулировать, перемещать и открывать что-либо по старинке, вручную. АО МКТБ решило порадовать непривычных к роскоши российских автовладельцев и выпустило в свет зеркала заднего вида с электроприводом и подогревом для переднеприводных моделей ВАЗа, "Нивы" и "Волги", а также их упрощенный вариант с подогревом, но без сервопривода. Такие приборы можно установить на АЗЛК-2141 и ВАЗ-2108, -2109. Начнем с простого. Обогрев - вещь не столько престижная, сколько полезная, особенно в сильные морозы, когда стекла постоянно покрыты изморозью. Комплект, предназначенный для АЗЛК-2141, представляет собой два зеркала на пластмассовых подкладках, из которых выходят провода. Все это упаковано в плоскую коробочку. Схема подключения прилагается. Кстати, зеркала могут быть слегка тонированными: синими, зелеными или коричневыми. Установить их на автомобиль по силам любому владельцу. Для этого надо извлечь из корпусов старые зеркала и на их место поместить новые (в "Москвиче" это сделать несложно), затем протянуть провода и подключить их. Куда - дело ваше. Можете поставить отдельный тумблер или кнопку. Мы, согласно рекомендациям, подключились к обофеву заднего стекла. Нажимаешь на кнопку - оттаивают сразу и заднее стекло, и наружные зеркала. Обзор назад обеспечен. Единственная проблема, которая может возникнуть у неопытного монтажника, как вывести провода из двери. Пустить их прямо под панель, оставив запас на открывание двери, - решение простое, но результаты глаз не радуют. Лучше всего сделать сверления в стойке кузова ив переднем торце дверного короба и протянуть провода там. Только не забудьте воспользоваться специальной гибкой трубкой, которая предотвращает повреждение проводов дверью или острыми краями отверстий. Установили - включаем. Предварительно зеркала залепили мокрым снегом. Через несколько минут снег начал таять. Попробовали рукой - стекло теплое. Еще через пару минут его поверхность высохла. Устроено "теплое" зеркало просто. К нему приклеен отпечатанный на специальной машине нагревательный элемент, а весь этот "бутерброд" - к пластмассовому основанию. Зеркала и нагреватели отечественные, а вот клеящая пленка - продукция американской фирмы "ЗМ" ('Три М"). Зеркала с подогревом и сервоприводом - вещь более сложная, к тому же недешевая. В приводе применен голландский компактный мотор-редуктор - деталь миниатюрная и достаточно дорогая. Если говорить о зеркалах для переднеприводных "вазовских" машин, то эта система не умещается в их стандартном корпусе. Поэтому деталь позаимствована от польского автомобиля "Полонез". Управление осуществляется специальным джойстиком. Поворотом головки выбираем объект регулировки - правое зеркало или левое. Наклоном изменяем его положение. Основной недостаток этой конструкции - нестандартный корпус. Его крепление, естественно, не совпадает с "вазовскими", поэтому в комплект входит переходная пластина. Требуется также доработка места крепления на двери по специальному шаблону. Да и электрическая схема сервопривода посложнее. Неопытным монтажникам недолго и дров наломать. Поэтому, видимо, такие зеркала в магазинах не встречаются. Их закупают в основном торговые фирмы для комплектации реализуемых ими автомобилей. И все же, если хотите в любую погоду видеть, что делается сзади, - установите на своей машине подогреваемые зеркала. Лень заниматься ручной регулировкой - ищите фирму, которая устанавливает зеркала с электроприводом. От этого ваша "восьмерка" или "девятка" в "Роллс-Ройс", конечно, не превратится, но ездить на ней станет немного комфортнее и безопаснее. Отдел испытанийСЕРТИФИУГод назад мы смонтировали на несколько машин охранные сигнализации разных фирм, чтобы поделиться с читателями опытом их эксплуатации и тем самым помочь выбрать надежную систему. Но жизнь вносит коррективы в планы. Сигнализаций на рынке нынче столько, что на все редакционные машины точно не хватит. Каждый рекламирует свой товар как хочет и ответственности за обман пока не несет. "Цивилизованный" выход есть только один сертификация. Если за испытания возьмется независимая организация, которая будет выдавать сертификат работоспособным "сторожам", то покупатель сможет лучше ориентироваться. Спешим обрадовать: есть такая организация! Это - центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации, который существует под эгидой МВД и Госстандарта РФ и расположен в Балашихе Московской области. В центре нам рассказали, что ГОСТ на автомобильные охранные системы только готовится, но узлы сигнализации можно оценить на основании действующих стандартов. Автосторожа испытывают с помощью специального оборудования. Сигнализации как бы экзаменуют по трем параметрам. Во-первых, функционирование - выясняют, справляется ли устройство со своими обязанностями. Во-вторых, пожаробезопасность и электробезопасность (защищен ли человек от поражения электрическим током). В-третьих, электромагнитная совместимость, то есть нет ли ложных срабатываний, например, от радиопомех, не мешает ли автосторож радиосвязи, телевидению и т. п. Эксперименты длятся месяц, а вся процедура сертификации протекает несколько дольше. Например, для одного итальянского автосторожа она длилась около полугода: пришлось посылать запросы фирме-изготовителю. Стоит такое "удовольствие" 5-10 тысяч дол-АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОЗЕРКАЛАОПТОВАЯ ПРОДАЖА: Я (095) 319-4745 РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА И УСТАНОВКА: Г.МОСКВА "АЛЬЯНС НМ" Я (095) 319-4745 "АСПО" Я (095) 319-7567 "КАНОПУС" Я (095) 285-5921 "ЛогоВАЗ" Я (095) 940-2359 г.ЧЕХОВ Московской области "ЛогоВАЗ" в (095) 546-0780 г.НИЖНИЙ НОВГОРОД "АВТО-СОЮЗ HH" Я (8312) 66-551022ЗА РУЛЕМ 5/95 для вас и вашей машиныВ этой статье, подготовленной Д. ПОСТНИКОВЫМ, вы найдёте советы по выбору охранной системы для вашего автомобиля, а также по ее эксплуатации. О самом же устройстве автосторожей можно прочитать в № 5 и6 нашего журнала за 1994 год, а в ближайшее время мы расскажем об эксплуатационных испытаниях сигнализаций, установленных на редакционных автомобилях. отечественная или импортная, в каком состоянии. Иными словами, если автомобиль дорогой, то и сигнализация должна быть ему под стать. Например, у сторожа GT-21 - полный набор охранных функций. Кроме того, предусмотрены сервисные функции автоматически открываются замки дверей, поднимаются боковые стекла (у иномарок), можно подключить дополнительную сирену, электрозамок и т. п. Кстати, наши клиенты часто предполагают, что сигнализация блокирует замки дверей. Это не так. Обычно автосторож только управляет замками, при желании дверь можно открыть снаружи ключом. Если это иномарка, например, БМВ 5-й или 7-й серии, то автосторож закроет окна, люк в крыше. Недорогие иностранные и отечественные машины такие "услуги" не предоставляют. Если машина запущенная, неухоженная, замки и фиксаторы дверей заедают, то автоматика будет работать плохо, ненадежно. В этом случае ру. Это - маленькая коробочка, которая "пищит", если на автомобиль напали. Итальянские системы снабжены пятью предохранителями. Иными словами, "сторож" нельзя вывести из строя, устроив замыкание одной из цепей. - Каждый продавец хвалит свой товар. А вот какие бывают проблемы у клиентов? - К сожалению, они иногда забывают, как пользоваться охранной сигнализацией. В комплекте - два брелока: один - для включения - выключения, другой - оборонный, на нем кнопка "хай-джек". Приезжает клиент, жалуется, что система не работает. Оказывается, он случайно нажал на эту кнопку, и теперь другой брелок не отпирает машину. - Но к чему таскать два брелока - не лучше ли, когда все кнопки на одном? - Брелок с кнопкой "хай-джек" не должен быть на виду, чтобы не отобрали вместе с ключами. Его нужно прятать, носить почти как нательный крест. - О владельцах потолковали - перейдем к угонщикам. Правда ли, что машины открывают с помощью устройства, перебирающего варианты кода? - Такие устройства называют сканерами, а есть и более сложный прибор - "код-граббер". Они очень дороги, стоят тысячи долларов. Обычно машины грубо взламывают - это проще, чем покупать сканер заграницей. Современные сигнализации снабжены антисканерами - устройствами, препятствующими подбору кода. Однако это не самое главное средство защиты. Важнее не дать завести двигатель - блокировать зажигание. Кроме того, в дополнение к охранной сигнализации мы рекомендуем механические средства защиты - замки, например "MUL-TLOCK". (Подробнее в ЗР, 1994, № 9 - ред.) Часто просят смонтировать электромагнитный клапан, перекрывающий подачу топлива. Но если мы его грамотно установим - так, чтобы угонщики не нашли, а клапан или наша сигнализация откажут в дороге, не каждый водитель сумеет восстановить подачу топлива. Если же сломается автосторож, не укомплектованный клапаном, то хозяин все-таки сможет его отключить (как это сделать - написано в инструкции). Клапан - только для тех, кто знает, как устроен автомобиль, и умеет его починить. - Что еще вы посоветуете нашим читателям? - Следите за охранной системой: безотказных вещей не бывает. "Сторож" подключен к датчикам; периодически надо проверять, как они работают. Иногда заедают кнопки - выключатели освещения салона, расположенные у дверей (особенно у ВАЗ-2108,-2109). Их нужно очищать от грязи. Кстати, о надежности. Мы - фирма "Сигнал" - даем гарантию на один год, но, если клиент уплатит 50 долларов, продлим ее еще на год: что-то вроде абонементного обслуживания. - Я бы пожалел деньги... - Заплатите - не будет проблем с обслуживанием сигнализации, а если выйдет из строя дорогой блок - заменим бесплатно. Кстати, у нашей фирмы есть сертификат, что все ее услуги соответствуют требованиям ГОСТа. - Каких только сертификатов не бывает! Интересно, где бы раздобыть сертификат от угона? ЗА РУЛЕМ 5/95 23ИРОВАНО ОТ УГОНА ?ларов, в зависимости от сложности системы и, соответственно, испытаний. К моменту, когда эта статья была в работе, сертификацию прошли только две системы - "Микрокараларм" (Швейцария), модель 052.1 и автосторожа итальянской фирмы "Джетроник": GT-21, GT-23, GT-25. Мы разыскали тех, кто взял на себя хлопоты по сертификации итальянских "сторожей", с единственной целью спросить, что заставило их пойти на денежные расходы. Честно говоря, опасались услышать в ответ лишь расхожие фразы о любви к клиентам. Однако беседа с техническим директором московской фирмы "Сигнал" Н. Корневым показалась настолько интересной, что мы решили предложить ее вниманию читателей. Да и помещение, где устанавливают автосторожа, непохоже на другие: всюду чистота, есть бар, где клиент может скоротать время, пока машина в работе, магазин автопринадлежностей. Итак, первый вопрос: - И все-таки зачем вы сертифицировали сигнализации? Дело ведь недешевое... - Когда мы создавали свое предприятие, то исходили из предпосылки, что дела пойдут успешно только в том случае, если будем соблюдать интересы клиента. А это значит, что любой продукт, который предлагается покупателю, должен быть сертифицирован. Мы довольно долго искали охранную систему, чтобы предложить клиентам. Сигнализации устанавливаем уже лет шесть, начинали еще с "Саргиса" - помните был такой литовского производства. Пробовали разные устройства, изучали международные нормы и, когда наконец выбрали "Джетроник", поставили перед собой задачу - сертифицировать. Подчеркиваю, мы получили одобрение не на отдельную партию, а на тип, то есть на каждую модель. - Что бы вы порекомендовали при выборе сигнализации? - Прежде всего, учитывать, какая машина лучше приобрести более дешевую систему, которая двери не запирает. Еще пример. Модель GT-25 - без ультразвуковых датчиков. Некоторые клиенты считают, что они и не нужны, достаточно концевых выключателей и ударного датчика - не берусь их разубеждать. - Ваши сигнализации - так называемые моноблоки, то есть сирена и управляющий блок в одном корпусе. Говорят, лучше, если сирена - под капотом, а электронный блок - в салоне. - Моноблоки быстрее устанавливать, а еще известно, что чем меньше разъемов, тем надежнее. - Словом, вопрос - спорный. Что еще интересного в системах, предлагаемых "Сигналом"? - Например, устройство, называемое "хайджек". Суть в том, что если угонщики отобрали у вас ключи и поехали на машине, то, пока она в зоне действия брелока, ее можно остановить. - Но злоумышленники могут иметь при себе пистолет. С такого расстояния не промахнутся. - Во-первых, не каждый угонщик сразу сообразит, что случилось. Во-вторых, сигнал принимается действительно на малом расстоянии, но срабатывает система через 30 секунд. То есть машина едва отъехала и начинает "кричать", но только через тридцать секунд заглохнет двигатель - грабители уже довольно далеко. Клиент рассказывал, что ему удалось таким образом спасти машину. Но, конечно, любым оборонительным средством нужно уметь пользоваться. - Что еще могут современные автосторожа? - Есть режим "паника": нажмешь на кнопочку - включается сирена. Потребитель может сам поменять код - тоже интересная функция. В сигнализации GT-21 это делают с помощью переключателей, расположенных на корпусе "сторожа". Если машина вне зоны видимости, "сторож" может передать сигнал тревоги по радио пейдже