24
25
осковскии шинный££В обзоре рынка запасных частей (ЗР, 1994, № 12) мы представили некоторые модели автомобильных шин. Там же обещали подробнее познакомить читателей с продукцией шинных заводов. Сегодня наш корреспондент В. СУББОТИН рассказывает о шинах Московского шинного завода. Помню, как однажды, лет десять тому назад, приятель заговорщическим голосом сообщил мне по телефону, что завтра в Южном порту будут записывать на ШИНЫ - всех, кто пожелает, а не только инвалидов. Наутро мы были первыми пассажирами в метро. Но уже на станции "Автозаводская", ближайшей к магазину "Автомобили", встретили себе подобных. Закравшееся опасение, что мы не станем первыми, подтвердилось: возле дверей уже собралась огромная толпа, из которой тянулась очередь в "три винта". Мы попали в третью сотню и терпеливо дожидались, когда примут. открытки и запишут в заветный журнал учета. А мороз крепчал. Мы стойко держались часов пять-шесть, но, окончательно замерзнув, все же отступили. Правда, удалось без всякой надежды бросить открытки в огромные мешки, которые вынесли работники магазина. Не прошло и пяти лет, как нас пригласили в магазин. К тому времени покрышки были уже в свободной продаже, но дождавшиеся своей очереди хватали (по привычке) шины, полагая, что они должны обязательно кончиться. Кстати, стоили они здесь дороже, чем в других магазинах. Теперь вспоминаем эту историю как дурной сон. Ведь ныне каких только шин не увидишь: отечественные, импортные, широкие, узкие, с любым рисунком протектора, есть даже с защитой от пуль и снарядных осколков. Все для тебя, автолюбитель, только купи! Наконец-то наши предприятия, всту24 ЗРЛМ 59 АУЕ /5пив в настоящую конкурентную борьбу, принялись выкатывать новые, все лучшие модели шин. Никто не хочет оказаться последним. В центральном регионе страны чаще других встречаются изделия Московского шинного завода под торговым названием 'Таганка". ("Тадапса") - по историческому району столицы. Самая дешевая шина - М-190 165/80 R13 (фото 1). Она пришла на смену известной модели МИ-16. Если присмотреться, в рисунке протектора можно узнать мотив хорошо себя зарекомендовавшей ярославской шины М-183Я. Нежесткий двухслойный каркас радиальной конструкции обеспечивает шине возможность нести большую нагрузку при неплохой комфортабельности качения. Ну а рисунок - нечто среднее между дорожным и универсальным - дает возможность ползти по грязи в колее и уверенно держаться на шоссе. Центральные нерассеченные ребра не позволяют шине быстро изнашиваться, а боковые - рассеченные, плавно переходящие в грунтозацепы с точно рассчитанными канавками, - определяют проходимость и устойчивость. Шина М-190 - камерная, годится для всех автомобилей с 13-дюймовыми колесами: "жигулей", "москвичей", ИЖей и др. Порадует тех владельцев, у кого к даче ведет проселочная грунтовая дорога, которая в дождь раскисает. Характеристика этой шины (как, впрочем, и других) приведена в таблице. Следующая шина - М-204 175/70 R13 (фото 2) - низкая и широкопрофильная, радиальная, двухслойная, с металлокордным брекером, закрытым специальным экраном, бескамерная. Пригодна для всех автомобилей с 13-дюймовыми колесами. Заводские специалисты рекомендуют этушину также владельцам переднеприводных автомобилей ВАЗ. И вот почему. Дороги у нас таковы, что на одном и том же участке в разные времена года приходится ездить по-разному. То как по гладкому шоссе, то как по минному полю быстро вращать руль, объезжая колдобины, а то как по заснеженной целине. Именно в расчете на разнообразие условий конструкторы МШЗ разработали шину М-204. Рисунок протектора оригинален, не имеет у нас аналогов. Он направленный, немного напоминает след плуга. Центральный волнорез при движении хорошо рассекает воду, грязь, снег, которые практически мгновенно выводятся из протектора по канавкам. Направленный рисунок придает шине устойчивость на любой дороге. К примеру, по сцепным качествам на сухом асфальте М-204 сравнима с привычной нам Бл-85 (у которой они достаточно высоки). А на мокрой дороге или со снежной кашей на покрытии М-204 заметно лучше Бл-85. В этом, конечно, немалую роль играют и грунтозацепы в плечевой зоне (и по краям). Кстати, площадь контакта у нее сравнительно небольшая, поэтому она продавливает грязь, снег на дороге. Подчеркнем, что в этой шине металлокордный брекер защищен специальным текстильным экраном. Поэтому она стала более прочной, можно ехать с высокой скоростью не только по шоссе, но и по гравию. Случится прокол - давление будет падать постепенно, поскольку шина бескамерная. Шины такой конструкции охотно берут в наварку. Чтобы удачное конструктивное решение не осталось только в летней шине, специалисты МШЗ разработали на основе М-204 специальный вариант для зимы: М-202 175/70 R13 (фото 3), все отличие которой - в зимнем рисунке протектора. КАТИЛ"Дп. вас и вашей машины яалисты МШЗ разработали новую шину М-191 175/70 R14 (фото 4) для "сорок первого" "Москвича" (и зарубежных аналогов) как раз такого, современного вида, взамен МИ-180 (165/80 R14), поставляемой на конвейер АЗЛК. Как нам сообщили на заводе, МИ-180 на "сорок первом" работает с перегрузкой, а потому и "ломается" через несколько десятков тысяч километров пробега. И редкая шина выхаживает свое. Новая модель лишена этого недостатка. М-191 - низкая, широкопрофильная, щих мировых фирм. В частности, конструкторы примерялись к шинам "Нокия". И сделали, на наш взгляд, удачный образец. Как и представленные выше модели, М-188 радиальная, двухслойная, повышенной прочности, с металлокордным брекером. Сильно расчлененный протектор с удачным сочетанием канавок (ножевых и обычных), крупных шашек по центру, мощных грунтозацепов по краям практически не требует шипов, шина и без них хорошо работает в снегу, на льду. Хотя ее можно оснастить шипами - это предусмотрено. В ней тоже есть конструкторская новизна, которую оценят пассажиры, - покрышка достаточно мягкая и, главное, почти бесшумная. Кто ездил на обычной "Снежинке" по шоссе, вспомнит ее сильный вой на скорости выше 50 км/ч. Шашки у М-188 с переменным шагом: они не резонируют ё движении, поэтому покрышка мало шумит. Чтобы удовлетворить пожелания очень разных по стилю вождения и характеру автомобилистов, а также оснастить быстроходные автомобили, МШЗ освоил необычную пока для нас шину М-200 185/65 R14 (фото 6), разработанную новым объединением "Старт" - конкурентом НИИ шинной промышленности. Это очень низкая широкопрофильная шина, бескамерная, двухслойная, с металлокордным брекером. Тип протектора, как у М-191, спортивный, с той разницей, что рассчитана она на скорость выше 200 км/ч. Шашки, сгруппированные в окружные ребра, щелевидные прорези по беговой дорожке и плечевой зоне и, конечно, сама конструкция позволят уверенно держать автомобиль в повороте, на мокрой дороге с большой скоростью. В заключение добавим, что на заводе активно действуют по всем направлениям разработки шин. Это и новые материалы для корда, резины, брекера; иные решения в конструкции шин, рисунке протектора, технологии изготовления и, конечно, освоение других типоразмеров - на 15 и 16 дюймов. Все перечисленные здесь шины прошли полный цикл испытаний и сертифицированы. Заметим, что каждая из них - результат расчетов и проверок не одного десятка самых разных вариантов. В ходе испытаний на устойчивость, управляемость, грузоподъемность, передачу тяговых усилий, поглощение ударов, комфортабельность, разгон, торможение, долговечность, надежность и прочее отбирали самый лучший. Редакция, со своей стороны, планирует провести потребительские испытания некоторых образцов ис результатами познакомить читателей.——____В/1одель шины Параметры"" —•—____^^ М-190 дорожный М-204 дорожный №202 зимний (M+S) М-191 дорожный М-188 зимний (M+S) М-200 дорожныйРисунок протектора Наружный диаметр, мм Ширина профиля, не более, мм Статический радиус, мм Максимальная нагрузка, кгс Внутреннее давление при максимальной нагрузке, кгс/см2 Максимальная скорость, км/ч Масса шины, не более, кг Цена шины, доллары США596 167 271 475 2,3 180 8,517,5580 176 265 475 2,5 180 8,019,5580 176 265 475 2,5 180 8,5 24606 176 278 500 2,5 180 9 20622 167 284 500 2,3 160 9,8 26596 189 273 515 2,5 210 9,0 26Она низкопрофильная, поэтому годится как для обычных "жигулей" и "москвичей", так и "восьмерок" - "девяток". М-202 можно шиповать. Но конструкторы советуют это делать тем, кто действительно много ездит по льду или твердому снегу, причем шиповать только крайние дорожки, поскольку "202-я" хорошо работает на снегу и без шипов. Небольшие высокие шашки, почти горизонтальные канавки позволяют протектору крошить снег и лед, активно выводить его из зоны контакта и, самое главное, быстро очищаться. Современная шина - уже не просто конструктивный элемент автомобиля, назначение которого мягко катиться, воспринимать нагрузку и держать дорогу, передавать тяговое и тормозное усилия. Это еще и элемент дизайна. Покрышка должна хорошо смотреться, вписываться в облик машины и, если хотите, украшать ее. Новое поколение покрышек разрабатывают с этим условием. Тенденция такова - они не должны иметь округлений: поперечное сечение все больше напоминает прямоугольник, а рисунок протектора достаточно простой, на первый взгляд, не слишком "заумный". Изучив зарубежные аналоги, специ-бескамерная, радиальная, двухслойная, с металлокордным брекером и повышенной прочностью каркаса. Говорят, она будет ходить не менее 70 тысяч километров, при нормальной эксплуатации, конечно. Рисунку протектора придали "спортивный" вид - простые шашки с прямыми продольными и немного волнообразными поперечными канавками. Такой протектор снижает сопротивление качению (отсюда пусть небольшая, но экономия топлива), а потому машина при той же мощности мотора катится быстрее, с высокой устойчивостью, управляемостью и без снижения комфортабельности. В этой шине есть еще изюминка достаточно много "ножевых" канавок (прорезей) в шашках протектора. На дороге, особенно влажной, такая шашка в пятне контакта разъезжается и работает как присоска. Шинники это явление называют "эффектом ластика". Вот благодаря чему М-191 хорошо держит дорогу на любой скорости, в любую погоду. Стало правилом, что в каждом типоразмере завод выпускает модификацию шины и для зимы. Такова 14-дюймовая покрышка М-188 165/80 R14 (фото 5). Ее разрабатывали, основываясь на опыте ведуЗА РУЛЕМ 5/9525