зывает падение компрессии, а следовательно, и мощности двигателя, увеличивает расход масла на угар и прорыв газов в картер двигателя. Когда отложений много и они уже заполнили зазор между поршневой канавкой и кольцом, последнее "выпирает" наружу. Давление кольца на цилиндр резко возрастает и может привести к задирам. И наконец, еще один вид отложений низкотемпературные. В непрогретом двигателе резко ухудшается процесс сгорания, в картер двигателя попадают продукты неполного сгорания топлива, в том числе вода (в виде пара). В масле они образуют мазеобразные отложения, или шламы, откладывающиеся на деталях двигателя с небольшой рабочей температурой. Это клапанная крышка, масляный поддон, фильтр, каналы системы смазки (рис. 3). Шламы в фильтре резко ухудшают очистку масла и даже могут вызвать срабатывание перепускного клапана и подачу неочищенного масла к узлам трения. К чему приводят забитые маслоприемники и каналы системы, объяснять, наверное, не надо. Вот что могут натворить нагар, лак и шлам. Борются с ними двумя способами: во-первых, препятствуя прилипанию загрязняющих примесей к поверхностям деталей двигателя, а во-вторых, удерживая частицы примесей в масле в измельченном состоянии, не позволяя им укрупняться и выпадать в осадок. Все это делают моюще-диспергирующие присадки, без которых не выпускается ныне ни одно масло. Посмотрим, как они работают. Вы сменили масло, залив свежее группы П или выше (по классификации API - группы SF, SG). Присадки немедленно начинают борьбу с отложениями, суть которой вкратце такова. На металлических поверхностях деталей двигателя формируется экранирующий слой, который "отталкивает" отложения. Продукты окисления масла и топлива нейтрализуются, крупные частицы дробятся (переводятся в мелкодисперсное состояние). В общем, существующие и вновь образующиеся отложения поддерживаются в измельченном состоянии и "путешествуют" вместе с маслом, не ухудшая его свойств, не препятствуя смазке и не выпадая в осадок. Со временем эффективность моющих присадок ослабевает - присадка вырабатывается, отложения снова начинают накапливаться. Значит - пора менять масло. Именно моюще-диспергирующие свойства масла, от которых зависит количество отложений, являются основными для определения качества, группы масла и срока его службы. Загрязнение поршней нагаром и лаком специалисты оценивают в баллах. За весь срок работы двигателя оно не должно набрать больше 15 баллов. На старых маслах (например, полузабытых групп АиБ - АС-8, в частности) загрязнение двигателя доходит до 20-25 баллов. Современные масла группы П поддерживают этот показатель на уровне 5-10. То есть отложения, вызванные работой и старением масла, тоже нахо58 ЗА РЛМ 59 УЕ /5дятся в динамическом равновесии. Отсюда — немаловажный вывод: если вы эксплуатируете автомобиль, строго придерживаясь инструкции, заливаете масло, качество и группа которого не ниже предписанного, промывать систему смазки необязательно. За весь срок службы мотора количество отложений не превысит критического. Но бывают непредвиденные обстоятельства. Если пришлось воспользоваться плохим маслом и его качество вызывает сомнения (или не вызывает - откровенно низкое), что надо делать? Во-первых, ездить на подозрительном масле как можно меньше. Во-вторых, перед заливкой свежего, хорошего желательно промыть систему смазки. Тут, как говорится, возможны варианты. Можно, залив новое масло, проездить на нем в 2-А раза меньше, чем сказано в инструкции. Тогда моющие присадки, содержащиеся в масле, сработают наиболее эффективно. Очевидный минус этого способа - однократное применение моторного масла в качестве моющего - исключает его последующее использование. Ни о каком "отстаивании" здесь не может идти и речи! Все, присадка свое отработала, и теперь этим маслом можно смазывать только дверные петли, колеса тачки и т. п. Специальное моющее масло (ВНИИНПФД, МТП-2) почистит двигатель не один раз, поэтому, если вы предполагаете ездить на АС-8 или иных суррогатах, имеет смысл потратиться и на моющий состав. И наконец, специальные добавки к моторным маслам, применив которые в конце срока службы масла вы заставите его поработать как моющее. Штука удобная, но пока достоверных данных об эффективности того или иного препарата нет. Надо добавить, что нагар и лак (большую его часть) перечисленными способами удалить вряд ли удастся. Составы эти действуют в основном на низкотемпературные отложения, шламы. Нагар же поддается лишь механической чистке. Поэтому лучше всего соблюдать инструкции завода-изготовителя и заливать в двигатель только предписанное масло. Нагар, лак и шламы будут, но нормальной работе двигателя не повредят. Напомним, что в инструкциях ВАЗа уже давно не говорится о необходимости промывать систему смазки.ные колеса, изготовленные в Белой Калитве. Мало того, что они были плохо обработаны, но еще имели неправильную форму и большой дисбаланс. Мы высказали предположение, что это брак, каким-то образом попавший в продажу. Как только журнал вышел в свет, в редакцию прибыли представители завода с интересными документами. Оказывается, наш автор одновременно, в ноябре 1994 года, направил аналогичное письмо на завод, откуда в том же месяце к нему выехали представители объединения, известив предварительно телеграммой. Однако с хозяином им встретиться не удалось, а дома сказали, что колеса уже продали.Так выглядит одно из фирменных колес. Тогда заводчане отправились на СТО, где эти колеса раньше пытались балансировать. Директор ее документально подтвердил, что колеса с лицевой стороны механически не были обработаны и выглядели, как полуфабрикат. Представители сделали вывод, что эти колеса не были выпущены заводом. Кстати, потому, очевидно, и продали их на 25% дешевле нормальных белокалитвенских. Что касается столь быстрой реакции завода на письмо П. Тимохина, то объясняется она тем, что за три года выпуска легкосплавных колес в количестве 213 тысяч для всех моделей ВАЗа (кроме "Нивы") и более 7 тысяч для немецкой фирмы ATS завод не получил ни одной претензии от потребителей. Познакомившись с представленными документами, мы согласились с заключением руководства Белокалитвинского металлургического производственного объединения, отказавшегося отнести претензии П. Тимохина на свой счет. Этот случай, за который мы приносим извинения, обязывает нас строже проверять присылаемые сообщения, а читателей, в свою очередь, точнее их составлять.ЭБЧ - Зкслертное йгаро читателейНЕФИРМЕННОЕ КОЛЕСОВ февральском номере журнала было опубликовано сообщение П. Тимохина, жаловавшегося на легкосплав