"OKA"Круглые цифры, как и круглые даты, повод для того, чтобы обобщать и анализировать, тем более, если речь идет о пробеге в 100 000 километров, да еще на "Оке", к которой и до сих пор многие относятся весьма и весьма скептически. Но на этот раз ограничимся лишь случившимися в последнее время неисправностями, поскольку автомобиль на ходу и продолжает накручивать километры. Все нули обозначились на спидометре нашей "камазовской" "малютки" (напомню, в "За рулем" имеется еще и "вазовская" "Ока") в августе прошлого года, то есть ровно два с половиной года спустя после выхода машины из заводских ворот. И произошло это как раз по дороге в Набережные Челны. О том, что и когда выходило из строя на этой машине и как в этих случаях мы справлялись с неполадками, я уже рассказывал в предыдущих публикациях (ЗР, 1992, № 11; 1994, № 6). Теперь лишь несколько новых фактов. Самое неприятное: на 93-й тысяче снова, уже во второй раз на этом автомобиле, сломалась рулевая тяга. И опять, как и тогда, на малой скорости, при повороте во двор. Да и сломалась точно так же - по проточке под воротничок резинового гофра. В этом месте резец образует то, что в курсе сопромата называют "концентратором напряжения". Сейчас конструкция рулевой тяги изменена. Ее диаметр увеличен на 2 мм, а рабочий поясок под гофр делается теперь не резцом, а роликом. Вторая неприятность случилась пятью тысячами позже и носила несколько курьезный характер. Двигаясь в густом потоке автомобилей в час пик, я ощутил в салоне запах горелого масла. А чуть позже увидел и сизый дым из-под капота. Пока перестраивался к обочине, пока тормозил - дым повалил уже вовсю. К счастью, дело не дошло до пламени. Но, открыв капот, обнаружил, что вся верхняя часть мо26 ЗРЛМ 59 АУЕ /5тора, обращенная к щитку передка, залита маслом. Оно-то и горело, попадая на выпускные трубы. Причина оказалась в том, что ослабло крепление топливного насоса (никогда прежде с такой неисправностью не сталкивался) и масло из полости распредвала гнало в щель между прокладками... Во время упоминавшейся поездки в Набережные Челны пришлось заночевать под Мамадышем, а утром под мотором обнаружил лужу масла и весь двигатель был в масле. Но контрольная лампа давления еще гасла после пуска двигателя. Масла с собой не было. Вспомнив, что незадолго до поездки я залил в двигатель "Аспект-модификатор" и что до Челнов остается не более 70 километров, решил потихонечку ехать. По крайней мере до тех пор, пока контрольная лампа не подаст сигнал. Эти километры я "крался", глядя одним глазом на дорогу, а другим - на панель приборов и стремясь при малейшей возможности использовать накат. И, представьте - доехал. Потом, когда в НТЦ КамАЗа мотор отмыли, специалисты пришли к выводу, что повреждена прокладка крышки головки цилиндров. Вытекавшее оттуда масло попадало на шкив и ремень генератора - и разлеталось во всех направлениях. Прокладку заменили, поставив новую на герметик. Ближе к осени, спустя два месяца после возвращения из Крыма, когда пробег приблизился к 110 тысячам, мотор преподнес последний (по времени) сюрприз. Сначала я заметил убыль охлаждающей жидкости, но отнес это на счет жаркой погоды (стояла теплая затяжная осень). Потом стал доливать воду чуть ли не каждый день. А однажды по дороге на работу, прямо напротив Кремля, из-под капота повалил пар. И я увидел, что в расширительный бачок с клекотом вырываются пузырьки газа. Тогда стало ясно: пробило прокладку головки блока цилиндров. Сменить ее - дело не самое трудное. Из специальных инструментов понадобятся шестигранник "на 10" для болтов головки и динамометрический ключ. Но на нашей"Оке" стоит не простой мотор, а "половинка от 1500", с поршнями диаметром 82 мм (на серийном двигателе - 76 мм). Нужной прокладки в Москве не нашлось, не нашлось ив Челнах, и на ВАЗе. Пришлось делать ее вручную из пищевого алюминия толщиной около 1 мм. На всякий случай промазав поверхности "Гермесилом", поставил прокладку. И ничего - езжу. Тем, кого подстережет подобная неприятность, хочу дать советы на тот случай, если вы решитесь обойтись своими силами. Во-первых, непременно удалите масло, попавшее в отверстия, из которых вывернуты болты головки. Если это не сделать, при заворачивании болтов в блоке почти наверняка возникнут микротрещины. Во-вторых, измерьте длину стержней болтов. Если она меньше 135,5 мм - все в порядке; если больше - болты вытянулись их нужно заменить новыми. В заключение поделюсь заветным желанием: дотянуть до пробега хотя бы 125-130 тысяч километров, что для машины такого класса, согласитесь, было бы совсем неплохо. Б. ДЕМЧЕНКОАЗЛК-21412Продолжим рассказ об эксплуатации редакционного "Москвича" (см. 1994, № 12 и 1995, № 2). Сегодня речь пойдет о неисправностях электрооборудования. Совершенно очевидно: отказавшую. электрику "методом тыка" не обнаружишь. Потребуется подробное описание системы электрооборудования данной модели автомобиля. В пособиях по ремонту, как правило, две схемы - принципиальная и монтажная. Последней пользоваться удобнее, особенно если она цветная. Тем, кто приобрел АЗЛК-21412, не повезло неприятности с электрикой у них начинаются со схемы. Перед вами три странички, напоминающие задачку-лабиринт из детского журнала. Бесконечные отсылки от одной контактной колодки к другой,