Словом, престиж и почести налицо. Но осторожно примеряйте на себя шапку Мономаха - могут лопнуть шейные позвонки. Слишком много проблем на нее навешано, цивилизованному миру неведомых... КамАЗы по-прежнему очень нужны странам СНГ. Достаточно сказать, что в России, на Украине они перевозят до 75 процентов продукции сельского хозяйства. Но платежеспособный спрос на них резко снизился из-за обнищания потребителей. Соответственно отощал и заводской кошелек. Даже зарплату (пока не ахти какую, в среднем 200 тыс. рублей) платить было нечем. В конце февраля, когда мы беседовали с Николаем Ивановичем Бехом, люди едва получили ноябрьскую. Жестокий удар КамАЗу нанес и апрельский пожар 93-го, уничтоживший громадный завод дизельных двигателей. Эта катастрофа стала сенсацией для западной деловой прессы еще и потому, что сгоревший "Камдизель" не был застрахован. У них такое в голове не укладывается, а у нас обходиться без страхования считалось нормальным. Мы ведь выросли в стране, где все мудро спланировано и, следовательно, о катастрофах не могло быть и речи... К этой паре проблем добавьте игры местных патриотов, требовавших, чтобы КамАЗ перешел под юрисдикцию Татарстана и соответственно изменил национальный состав руководства. Вам все еще хочется, дорогой читатель, побыть на месте Беха? Человек из другого теста, взвешенноблагоразумный, отступил бы или, точнее,Не хотели бы вы, уважаемый читатель, стать генеральным директором КамАЗа? "На минуточку", как говорят одесситы. В воображении. Должность, прямо скажем, весьма крутая. Можно с достоинством, не сгибаясь в пояснице, жать руку президентам - от татарского до американского. Ведь за тобой - суперзавод, способный выпускать ежегодно до 150 тысяч мощных грузовиков и до четверти миллиона двигателей. За тобой - город с населением в 650 тысяч, который вырос благодаря КамАЗу и вместе с ним. А 200 фирменных автоцентров от Бреста до Сахалина! А превосходные отзывы военных - и не только российских - о грузовиках из Набережных Челнов!КАПИТАН КамАЗаотступился. Профессор, академик, опытнейший организатор производства не остался бы без хорошей, спокойной работы. И упрекнуть его за такой выбор может только демагог: ведь Николай Иванович отдал КамАЗу ни много ни мало - пятнадцать лет. Вместо этого Бех перешел в решительное наступление. Оно было подготовлено еще в 1990 году, когда КамАЗ стал первым в советской автомобильной промышленности акционерным обществом. Пробить в верхах льды предвзятости мог разве что атомный ледокол. Слова "дивиденды", "капитализация" воспринимались как вражеский лексикон. К счастью, не всеми. - Вот Рыжкова ругают, - говорит Бех, - а я ему бесконечно благодарен, потому что он нам помог очень здорово... До акционирования государство забирало у Камского автомобильного 87% прибыли. Остаток позволял заводу сводить концы с концами, но не развиваться. Нынче КамАЗ отдает России и Татарстану в виде налогов половину доходов. Из другой половины должна финансироваться заводская 4ЗРЛМ 59 АУЕ /5 программа развития, рассчитанная на 6-7 лет. Цель - выпускать продукцию мирового уровня. Слово "программа" у нас безнадежно скомпрометировано - сколько их было принято под звуки фанфар и забыто! Но здесь особый случай. Войдя в кабинет Беха сутулыми скептиками, мы через три часа вышли оттуда, расправив плечи. Николай Иванович, конечно, мастер обращать людей в свою веру. Но факты, которые он привел, убеждают сами по себе. "ЗАГРАНИЦА ПОМОЖЕТ" Эта фраза Остапа Бендера стала в современном Отечестве чуть ли не лозунгом. Автомобилестроители тоже мечтают вырваться из отсталости с помощью Запада. Увы, обычная схема - создать СП с именитой фирмой и заниматься "отверточной" сборкой ее устаревшей модели лишь закрепляет нашу отсталость. КамАЗ пошел другим путем - сумел привлечь долгосрочные инвестиции. Партнеры из американской компании ККР заявили: "Согласны финансировать вашу программу при условии, что вы будете создавать принципиально новую, заведомо конкурентоспособную технику". Объем инвестиций впечатляет - три с половиной миллиарда долларов. Такие деньги - погорельцу? Но именно пожар, как это ни странно, убедил американцев с КамАЗом стоит иметь дело. - Им не верилось, - вспоминает Бех, что дотла сгоревший завод всего через восемь месяцев снова начал выпускать двигатели. Приехали - убедились. И сказали: "Какие у вас люди! Вы сами не понимаете, на что вы способны!" Пожар пожаром, но для американцев очень много значит личность партнера. Не сомневаюсь, Николай Бех произвел на них сильное впечатление. Здесь важно все: от крепкого рукопожатия и улыбки до рыночного мышления, которое уже начало воплощаться в конкретных делах. Чего, скажем, стоит такой радикальный шаг, как создание ФПГ (финансово-промыш- ленной группы) с "АвтоВАЗом"! Давнее соперничество двух гигантов переросло в тесное сотрудничество. Оба теперь могут экономнее и выгоднее использовать все свои ресурсы. Но вернемся к помощи Запада. Один из главных участников проекта - американская компания "Камминс", производящая знаменитые двигатели для грузовиков и автобусов. Совместно с ней КамАЗ будет изготовлять ежегодно 50 тысяч мощных дизелей. В кооперации с двумя другими зарубежными фирмами - 50 тысяч трансмиссий и 80 тысяч мостов. Кроме того, вместе с компанией ДАФ будут выпускать современную кабину. На основе этих агрегатов конструкторы и дизайнеры из Набережных Челнов смогут создать целую гамму грузовиков действительно мирового уровня. Заметим, что американцы будут не просто инвесторами - они войдут в совет директоров КамАЗа. Но заранее обусловлено: их доля акций не превысит 25 процентов, то есть КамАЗ на три четверти все-таки останется отечественной собственностью. ВЕЗЕТ ТОМУ, У КОГО ПОЛУЧАЕТСЯ Признаюсь, я хотел, не углубляясь в производственную тематику, показать Беха не как директора, а прежде всего как человека. Не получилось. Да и не могло получиться,Первые лицаминистром. А у Николая Ивановича, сына кузнеца, самым большим начальником среди родственников был брат жены - колхозный бригадир. Наверное, Бех мог бы стать отличным спортсменом: атлетическое телосложение, решительность, целеустремленность. Освоил горные лыжи. В Тольятти играл в хоккей ("В защите?" - спросил я его. - "Нет, какая защита! В нападении!"). Хорошо водит автомобиль и даже участвовал в ледовых гонках. Кстати, об автомобиле - была собственная "Волга". Сейчас подумывает о джипе - на нем хорошо в лес, за грибами (из всех видов охоты Бех любит эту). Авторалли как вид спорта его не увлекает: - Для меня это бизнес. В сегодняшней ситуации, когда каждая копейка на счету, я не разрешил бы вкладывать деньги в ралли-рейды как в спорт. Но это проверка КамАЗов в экстремальных условиях и колоссальная реклама. К примеру, когда мы победили на одном из африканских этапов, министр обороны Египта выразил готовность подписать контракт на поставку наших грузовиков... - Где и как вы узнали о пожаре? опубликовал список 50 богатейших людей России, перепечатанный из какого-то западного источника. Было в том списке немало громких имен: "останкинский" Александр Любимов, Святослав Федоров, Бех... Николай Иванович, осерчав, собирался подать на борзописцев в суд, но оказалось, что западный источник неумышленно подменил понятия. Получив список самых преуспевающих российских бизнесменов, там рассудили, что мерилом успеха является личный капитал. Вот так и зачислили Беха в супербогачи. Впрочем, ничего зазорного в обладании крупным капиталом он не видит. Главное, чтобы его происхождение было законным. Сегодня Беху на законных основаниях принадлежит 0,1% акций КамАЗа. - Когда-нибудь это будут очень солидные деньги, - говорит Николай Иванович". Лет через десять - для моей семьи, для детей. Но сперва надо вывести КамАЗ на мировой уровень, как мы того хотим. - А вы в это твердо верите? - Не верил бы - давно бы работал в другом месте... У Беха и его команды масса идей. Они прекрасно понимают, что, кроме грузового автомобилестроения, необходимопотому что такие люди не существуют вне своего дела. Бросил курить, совсем не употребляет спиртного. Дважды в день делает силовую гимнастику - чтобы повысить работоспособность. Имея штат переводчиков, учит английский - чтобы сделать личные контакты с зарубежными партнерами более доверительными и успешными. Родом он из Житомирской области, где под Коростенем есть деревня Бехи. Окончив Киевский политехнический институт, поехал по распределению в Тольятти, на металлургическое производство ВАЗа. Через пять лет стал главным инженером этого производства. Завистники дивились столь быстрой карьере. Распускали слухи, что он в родстве с генеральным директором или даже- Я был в тот день в Москве. В 19.30 мне позвонили: "Загорание на заводе". Через полтора часа был уже в Челнах. Боролись с этим "загоранием" семь дней... - Не боитесь повторения? - КамАЗ теперь застрахован на все случаи жизни, кроме политического риска. Что касается политического риска, Бех, как может, старается свести его к минимуму. Еще в 1990 году, после акционирования, он объявил: "КамАЗ вне политики!" Все парткомы вывели с территории завода, запретили проведение на ней любых непроизводственных собраний - партийных, христианских, мусульманских... Следуя совету древних, негоже путать божий дар с яичницей, а производство автомобилей - с политикой... Три года назад бизнес-журнал "Мост"развивать другие виды производства. Тогда экономический корабль станет непотопляем: упадет спрос на грузовики смогут выручить продажи легковых машин или автобусов. Первые шаги уже сделаны: ВАЗ передал в Набережные Челны производство "Оки", появились и большие городские автобусы с маркой "КамАЗ". В дальнейших планах - производство пикапов и микроавтобусов. С учетом этой перспективы заказывается технологическое оборудование. Остается пожелать семь футов под килем "камазовскому" экономическому кораблю. Выплывет он на большой простор выплывет и Россия. Л. САПОЖНИКОВ Фото В. КнязеваЗА РУЛЕМ 5/95 5