возможно, потому что напряжение на обмотку реле 2 при повороте ключа выключателя зажигания в положение "Стартер" не подается ни от батареи, ни от генератора. На автомобилях ВАЗ-2105, выпущенных до 1985 года, применялось реле РС702, включающее контрольную лампу разряда батареи. Здесь для блокировки стартера достаточно одного реле - с замыкающимися контактами. Функции второго реле - с размыкающимися контактами - может выполнять штатное РС702, причем с сохранением своей основной функции. Схема этого варианта показана на рис. б. Если же в автомобиле установлен генератор 37.3701 без "нулевого" вывода, рекомендуем схему на рис. в. Она содержит те же элементы, что и первая (см. рис. а), но в качестве индикатора работы двигателя используется не генератор, а датчик контрольной лампы давления масла. Блокировка стартера в этом случае происходит следующим образом. При повороте ключа зажигания в положение "Стартер" на обмотку реле 1 подается напряжение. Его контакты "30" и "87" замыкаются, подавая через диод VD1 напряжение питания на обмотку реле 2. Она срабатывает и своими контактами "30" и "87" включает тяговое реле стартера. После пуска двигателя давление масла возрастает, контакты датчика 6 размыкаются и обмотка реле 1 обесточивается. Но контакты "30" и "87" реле 2 остаются замкнутыми: пока ключ зажигания находится в положении "Стартер", на обмотку реле 2 через его контакты и диод VD2 подается напряжение генератора. При возвращении ключа в положение "Зажигание" реле 2 обесточивается и включить его (а значит, и стартер) при работающем двигателе невозможно, потому что цепь его обмотки разорвана контактами реле 1. На автомобилях, выпущенных после 1986 года, в схему управления стартера введено реле включения типа 113.3747-10 с замыкающимися контактами. В таких автомобилях целесообразно штатное реле включения стартера использовать в качестве реле 2 на рис. в. Для этого надо снять с вывода "87" реле включения стартера и заизолиров,ать коричневый провод, а желтый, подходящий к выводу "86" реле, перенести на вывод "87". Вывод же "86" реле подключить в схему, как показано на рис. в. Все описанные варианты надежны и не нарушают работу других систем.Проколпл шдИ ТШИШРечь снова пойдет о фильтрах тонкой очистки топлива, весьма популярных среди автомобилистов. Наш бензин не отличается чистотой, и возможность избавиться от регулярной продувки жиклеров выглядит очень заманчиво. Но, увы, полезные фильтры часто подкидывают неприятные сюрпризы. Например, о том, как раскололся прозрачный корпус прибора, журнал рассказал в № 10 за 1994 год. Сегодня - о других поломках, с которыми пришлось столкнуться. Первую каверзу выдал "старый добрый" фильтр из непрозрачной пластмассы кофейного цвета. "Таврия", прозрачный белый цилиндр. Маркировка: буква "В" в круге на крышке изделия. У этой конструкции частенько отваливается входной штуцер. Да и как не отломить-Рис. Т. Обрыв фильтрующего элемента.Рис. 2. Излом входного штуцера.Стрелками показаны места разрушения,на которую он был установлен, перестала заводиться, двигатель работал неустойчиво. Причина перебоев оказалась в том самом пластмассовом стаканчике. Цилиндрик из картонной гармошки оторвался от крышки фильтра, который был приклеен, и перекрыл путь бензину (рис. 1). Производители сего изделия явно пожалели клея. Фильтрующий элемент был прихвачен всего в двух точках. Своих координат жадные до клея люди не оставили. Единственная маркировка на приборе - малюсенький язычок пламени - наверно, напоминание о том, что бензин - вещество горючее. Для сравнения разобрали аналогичный непрозрачный фильтр, на котором указаны ГОСТ и старорежимная смешная цена. Здесь фильтрующий элемент был закреплен намертво. Его резали ножом, но клей не поддался. Другое, очень популярное сейчас исполнение фильтра - полу-ся: ступенчатая конструкция корпуса, истонченные стенки. Легкий нажим - и штуцер оторван.(рис. 2). Это может случиться и при установке, и в процессе эксплуатации. А "смазывать" бензином двигатель и опасно, и расточительно. Кстати, конструкция, речь о которой шла выше, выполнена более грамотно. Никаких ступеней, галтель большого радиуса и стенки нормальной толщины. Штуцер там легче отпилить, чем обломать. Зная, что корпуса некоторых фильтров не переносят мороза, поместили подопытные изделия в морозильник. Испытание холодом они выдержали, пластмасса не стала хрупкой. Последнее замечание. Материал корпуса фильтра имеет свойство стареть. Если он помутнел или покрылся трещинами, замените фильтр. Его цена несоизмерима с ценой сгоревшего автомобиля. Отдел испытаний68ЗА РУЛЕМ 5/95