72
73
падаются из Дании и Англии (последнее, естественно, с "правым" рулем). Предостаточно "бенилюксовских" машин, в основном "Лада-Рива" (ВАЗ2105) и "Самара" различных модификаций. Помимо "родных" "жигулей", из дальнего зарубежья привозят модели БМВ от 3-й до 7-й; "мерсы" и "волво" 3-й серии, а также другие популярные модели. В процентном соотношении больше стало модификаций с объемом двигателя до 1800 см3. Каким образом они попадают в Питер, описано в четвертом варианте приобретения автомобиля. Привозят еще моряки и другие граждане России, по долгу службы работающие "там".РЫНКИ ГОРОДА ПИТЕРАЕсли захотите купить в городе на Неве автомобиль, то на выбор у вас несколько вариантов. Первый - приехать на рынок, долго ходить по рядам и выбирать, выбирать... . Второй вариант для терпеливых и настойчивых. Заключается он в изучении специализированных изданий типа "Антилопа", "Авторынок" или газет "Реклама Шанс" и "Сорока", в которых есть разделы, посвященные автомобилям. Третий способ годится для титанов коммуникабельности. Суть в том, что вы без конца спрашиваете знакомых и знакомых ваших знакомых: не продаете? И наконец четвертый. Рассчитан он на людей с крепкими нервами или авантюристов, но, возможно, это самый простой способ. Если вы твердо знаете, что хотите, купите путевку и отправляйтесь за границу, предварительно ознакомившись с условиями намеченной сделки. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА РЫНОК "ОТКУДА ДРОВИШКИ"? Давайте пройдем по рядам толкучки и посмотрим, что продают. Соотношение отечественных и импортных автомобилей примерно 50/50. Среди первых преобладают, естественно, детища ВАЗа, среди импортных - "немцы" и "американские европейцы", причем "Опель" и европейский "Форд" в лидерах, далее - "Мерседес" и БМВ, за ними - "Фольксваген", затем в порядке убывания - "японцы", "Волво" и СААБ. 72 ЗРЛМ 59 АУЕ /5 Очень много автомобилей, предлагаемых к продаже, прибыли из ближнего и дальнего зарубежья. Ближнее в основном сбывает "жигули" всех мастей и "сороковые" "москвичи" из Литвы и Латвии. Встречаются экземпляры из Белоруссии. "Дальнее" же имеет более обширную географию и разнообразие. Большинство автомобилей из Финляндии и Германии, поЭтой весной японцев почему-то меньше, хотя в предыдущие годы они если и не лидировали, то были многочисленны. "Рено" и "Пежо" встречаются редко, как и "чистые американцы". Несмотря на довольно суровый климат северной столицы, и здесь находятся любители кабриолетов. Среди фургонов общей массой до 3,5 тонны первое место делят "Фольксваген" и "японцы". После них идет "Форд-Транзит" и "Мерседес". Есть "Рено-Трафик" и "ФИАТ-Дукато", однако их немного. Фургончики и микроавтобусы других фирм попадаются крайне редко. "Латвии" (РАФ) дороги и особым спросом не пользуются. Лидер среди фургонов большой грузоподъемности - вездесущий "Мерседес". Подержанных грузовиков мало. Полноразмерных автобусов нет, разве что попался "Икарус-255" неизвестного года выпуска и устрашающего вида. Хочу напомнить, что речь идет о свободном рынке подержанных машин. В "обезличенных" магазинах картина несколько иная. В них порой подолгу стоят легковые автомобили, грузовики и автобусы, но цены отпугивают редких посетителей. ЧТО-ПОЧЕМ На этот вопрос однозначно ответить трудно. Цены колеблются и зависят от варианта приобретения автомобиля, однако некоторые "условно-средние" (в долларах США) попытаюсь привести. Самым дешевым на сегодня автомобилем отечественного производства попрежнему остается "Запорожец". Цены от 200 до 1000 за передвигающийся экземпляр старше пяти лет. Далее идут "москвичи" и ИЖи до 1980 года рождения - около 700, за более молодые просят до 1200. Почему-то до сих пор высоко котируются "москвичи" с массивными бамперами и буквами SL (неужели суперлюкс?) на переднем крыле. За трехчетырехлетний ИЖ могут запросить 2000 . "Волги" ГАЗ-21 редки, однако еще пользуются спросом. Приобрести приличную "Волгу" без оленя можно за 1000-2000, с оленем давно не попадались, однако его можно купить отдельно и обманывать легковерных граждан, выдавая ГАЗ-21 К за ГАЗ-21. Средний возраст "24-х" - около пятнадцати лет и просят за них от 2500 до 4500 в зависимости от состояния. Более новые, ГАЗ3102 могут вам обойтись ив 6000. Из раритетов на обезличенной продаже довольно давно "Чайка" ГАЗ-13 - "сарай" 1978 года за 13 000 (рядышком приютился мокик "Хонда" всего за 250). За "жигули" 1971 года просят до 1250. Про эти автомобили можно сказать примерно следующее - до 2000 брать нечего. Более или менее стоящие автомобили начинаются от этой отметки. Ну а совсем приличные "жигули" - от 3500 до 4500. Многие удивляются, что в ту же "вилку" попадает и большинство автомобилей иностранного производства. Миф о вечности и комфорте не дает покоя покупателям: они готовы схватить десятилетнюю БМВ-745 за 4500 вместо скромного ВАЗ-21053 в очень неплохом состоянии, на семь лет младше. Ну что тут скажешь! "Ауди-100", который прекратили выпускать в 1982 году, стоит от 2500 до 4000 долларов. Если вы хотите приобрести добротный мини-вэн или фургончик, вам придется выложить от 3500 до 6000 долларов за "японца". Скорее всего, "Мазду2000" или "Тойоту" второй половины восьмидесятых. Можно найти и дешевле, но они не внушают доверия даже внешне. Фургончик из Европы обойдется вам немного дороже. Вот на продажу выставлены два микроавтобуса "Мерседес-Бенц-100D" по 12 500 долларов, но не пугайтесь - рядом стоит "Рено-Трафик" того же года всего за 8600. Чтобы вы лучше поняли "структуру", хочу предложить импровизированную таблицу (цены - в долларах США). Легковые автомобили с объемом двигателя до 1200 см 3 (ориентир ВАЗ2101). До 500 - "запорожцы" всех разновидностей старше 10 лет. До 1000 - они же, но помоложе, плюс редкие "японцы", доведенные до жалкого состояния. До 1500 - битые "таврии" и "Ока", сравнительно живые "японцы", ЛуАЗы старше трех лет. До 2000 - "таврии", "Ока" старше трех лет, почти новые ЛуАЗы. До 3000 - "таврии", "Ока", почти свеженькие, кое-что из "японцев" в приличном состоянии ив возрасте 6 - 8 лет. Свыше 3000 - новые "таврии", "Ока". Легковые автомобили с объемом двигателя от 1200 до 1800 см 3 (ориентир все ВАЗы, "москвичи"). До 1000 - "убитые" "жигули" всех моделей, "москвичи" и ИЖи старше 10 лет в плохом состоянии; напрочь заезженные "японцы" и "европейцы" старше 15 лет. До 1500 - едва живые "жигули", "москвичи" и ИЖи, "Фольксваген-Гольф" 70-х годов и целые снаружи, но, по сути, умершие "Форд-Эскорт", "Таунус", "Ауди-80" и -100 старых выпусков. До 2000 - старенькие, но ив приличном состоянии ВАЗ-2101, -011, -013, -02, -03, потертые -2106, вполне достойные "москвичи" и ИЖи, вышеназванные иномарки, но в лучшем состоянии. До 3000 - "рабочие" "жигули" от ВАЗ-21011 до -2105, "москвичи" и ИЖи в хорошем состоянии не старше пяти лет, "каблуки"; приличные, но старые "нивы"; ВАЗ-2104, -21053, -2106, -2107, поезженные, но достойные внимания; "ОпельКадет" и "Рекорд", способные передвигаться самостоятельно.РынокДо 4000 - вилка цен для самых ходовых на рынке машин отечественного производства в приличном состоянии; сюда входят ВАЗ-2108 до 1993 года выпуска, -2105 и -21053 до 1992-го, ВАЗ2109 и -21093 до 1991-го и "41-е" "москвичи" с двигателем ВАЗ-2106 до 1994 года выпуска. "Иностранцы" - это "Фольксваген-Гольф" и "Пассат" в различных вариантах, "ФИАТ-Регата" и "Ритмо", "японцы" типа "Мазда-323" пяти-шести лет от роду, "Волво" третьей серии (последние выпуски), "Форд-Сьерра" и им подобные. До 5000 - новые и почти новые ВАЗы, "Фольксваген-Гольф", "Пассат" и их одноклассники в приличном состоянии. От 5000 до 7000 - новые "самары", ВАЗ-2107, -2104, достойные внимания "мазды", "хонды" и "тойоты" (типа "Королла") и им подобные в возрасте от четырех лет и старше. Легковые автомобили с объемом двигателя от 1800 до 3000 см 3 ("Волга"). До 1000 - "убитые" ГАЗ-21, М-20, старые иномарки на запчасти либо с крупными дефектами двигателя или кузова. До 2000 - приличные "21-е", старые "24-е", дряхлые "мерседесы" старше 15 лет и другие, годные только на запчасти. До 3000 - "24-е" "волги" второй молодости, "Мерседес-W-123" с двигателем 2,5 л, БМВ 3-й серии до 1982 года выпуска, "Форд-Гранада", "Сьерра" и их одноклассники в возрасте до 10 лет. До 4000 - ГАЗ-24-10 в возрасте около 8 лет, "Мерседес-\А/-123" - получше, чем в предыдущей категории; "пятые" и "третьи" БМВ, способные еще доставить владельцу удовольствие за рулем, и подозрительного вида "седьмые". До 5000 - достойные внимания ГАЗ24-10, "Мерседес-190" 1984-85 годов, БМВ-730, -520 и -320 выпуска до 1986 года в относительно хорошем состоянии, "Форд-Скорпио" - почти свежие на вид и их одноклассники в состоянии, приятном для созерцания. Свыше 5000 - все вышеперечисленные, только лучше. На рынке существует некий потолок цен. Автомобили дороже 10 000, долларов стараются поставить на комиссию в магазин. Те, что стоят от 5000 до 10 000 - это в основном либо сравнительно новые "ФольксвагенГольф", "Пассат", "Ауди-80", -90 и -100 в возрасте около пяти лет, либо "Волво740", -760 последних лет выпуска, а также однотипные модели других производителей. Судя по журнально-газетной информации, цены на более дорогие автомобили примерно одинаковы в крупных городах России с одной поправкой - чем дальше в Сибирь, тем дороже. Туда в свое время отправилось очень много автомобилей, украденных в Европе. До сих пор кое-кто специализируется на перегоне неоднократно перепроданных машин за Уральский хребет. Наибольший спрос на автомобили ВАЗа, "Мерседес", "Волво" и БМВ. О "Форде" разговор особый из-за очень широкой палитры моделей. Пользуются популярностью "Опель-Кадет", "Рекорд", "Вектра" и "Омега", особенно в варианте "Караван". "Волво-244" и -240, а также -740 и -760 разных лет выпуска многие ценят за выносливость и неприхотливость к нашим условиям эксплуатации. Внимательный читатель заметил, что не было сказано ни слова о полноприводных вседорожных автомобилях. Не потому, что их нет - это тема отдельного обзора. Что касается покупки "через знакомых", можно с уверенностью сказать, в большинстве случаев вам удастся заметно выграть в цене. Но этот вариант покупки автомобиля не все сочтут удобным. Частенько пригнанная "оттуда" машина продается по доверенности, что порой может создать проблемы. В последнее время много машин доставляются "под заказ", в основном из Финляндии. Но опять-таки возникают сложности с оформлением собственности. Покупка по объявлениям в газете или журнале осложняется тем, что информация о дешевых автомобилях ценится в наше время дорого: купив газету, вы рискуете опоздать со своим звонком, если упустите хотя бы час. Иногда, позвонив по телефону, опубликованному в газете, можете попасть в "фирму", в которой трудятся несколько перегонщиков, имеющих "крышу". Здесь надо опасаться "крыши" или стараться не оставлять своих координат: бывает, "крыша" приезжает в полном составе и отбирает автомобиль вместе с документами. Мотивируют это тем, что тот человек, у которого вы купили автомобиль, прерывает действие доверенности. Юридически это вполне законно. Приходя на рынок, вы уже имеете свой ориентир - это либо определенная сумма, которой вы располагаете, либо конкретная модель. И каждый раз надо начинать свои исследования снова и снова, потому что конкретный автомобиль требует конкретного подхода. Остается пожелать читателям счастливых покупок и удачных продаж. С.-Петербург И. ЛАГУТИНЗА РУЛЕМ 5/95 73