36
37
Года два назад в нашей стране начался бум в развитии связи: кроме привычных телефона и телеграфа, появились Си-Би-связь, сотовая, пейджинговая и другие. Потерпите еще немного: они придут в ваш дом, возможно, даже быстрее, чем обычный телефон, в очереди на который приходится стоять несколько лет. О новых средствах связи и как ими могут воспользоваться те, кто за рулем, мы расскажем в рубрике "Связь и автомобиль".ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМСегодня мы вернемся к Си-Би-связи, которую представили в ЗР, 1993, № 5. Причин тому несколько. Во-первых, мы хотим поделиться опытом. Вовторых, пока идут споры, понизился или повысился жизненный уровень, цена радиостанции с антенной 50-200 долларов - перестала шокировать. И теперь Си-Би-связь из дорогой игрушки для узкого круга фанатиков"сибистов" (так они себя называют) может стать рядовым средством общения людей на расстоянии. Станет ли? Прежде чем ответить, напомним, что такое "Си-Би". Это - первые буквы английского словосочетания, переводимого как "гражданский диапазон" (радиочастот). Интересно, что в разных государствах "гражданским" выделены различные частоты. В Советском Союзе частным лицам, если они не радиоспортсмены, пользоваться эфиром было запрещено. Зато когда разрешили - то сразу в двух диапазонах. Не вдаваясь в подробности, назовем их национальным и европейским. Теперь по числу радиоканалов, которыми в России можно пользоваться простому смертному, "мы впереди планеты всей". Всего каналов 80, по 40 в каждом диапазоне. Попробуем разобраться в этом радиочастотном богатстве. Имеющиеся в продаже радиостанции рассчитаны на работу в европейском, национальном или сразу в двух диапазонах. В основном они сделаны в Юго-Восточной Азии под европейский диапазон. Наверное, поэтому им пользуется большинство "сибистов", и если вы хотите найти в эфире нового собеседника, работайте именно в этом диапазоне. 36 ЗРЛМ 59 АУЕ /5 На национальных волнах ваш разговор перебивают реже - это плюс, но круг общения будет уже - это минус. Еще недостаток: станции с таким диапазоном мало кто выпускает. Попадаются сделанные на заказ в Азии, но очень часто это "перестроенные" умельцами импортные. Сразу возникает вопрос о качестве. Надо сказать, это - больной вопрос. Всемирно известные фирмы почти не занимаются Си-Би-аппаратурой (исключение, пожалуй, лишь "Дженерал Электрик"). Изготовляют ее в основном отнюдь не лидеры электроники. На рынке много бракованных изделий, откровенной халтуры. Качественная аппаратура обычно дороже. Лучше покупать радиостанции, как и требуют правила, у специализированных фирм: они дают гарантию и не торгуют техникой, работающей в неразрешенных диапазонах. Еще о разрешениях и запретах. В России можно пользоваться радиостанциями с амплитудной (надпись AM на приборе) и частотной (FM) модуляцией. Однополосная модуляция (SSB) разрешена лишь недавно. Если вы пользуетесь, например, амплитудной, то и ваш собеседник обязан ею воспользоваться, иначе вы друг друга не услышите. Это следует учитывать при покупке радиостанций. Менее восприимчива к помехам частотная модуляция. Собеседника слышно лучше, чем при амплитудной, но, как показывает опыт, ненамного. Радиостанции с частотной модуляцией чуть дороже. Но наилучший результат - при использовании однополосной модуляции. Завершая разговор о разрешениях, напомним, что перед покупкой нужно зарегистрироваться в местном отделении Государственной инспекции электросвязи. Покупать же оборудование следует у фирмы, имеющей лицензию, и при этом удостовериться, что радиостанция получила российский сертификат. Теперь о том, как общались сотрудники редакции по радио. Энтузиазма хватило ненадолго. Беда в том, что эфир в Москве очень загрязнен. Разобрать сказанное коллегой порой трудно, мешают помехи и чужие переговоры, а сигнал периодически пропадает. Чтобы не быть голословными, расскажем об одном эксперименте, в котором участвовало два автомобиля, оборудованных радиостанциями..Один стоял во дворе редакции (Селиверстов переулок на Сретенке), другой - двигался в сторону Сокольников (см. рис.). Те, кто остался возле редакции, перестали слышать своего коллегу, когда он находился у Красных Ворот (расстояние по прямой - 0,9 км). Уехавший в автомобиле слышал позывные родной редакции еще долго, пока не удалился от начала маршрута на 3,1 км. Специалисты разошлись во мнениях, почему такая большая разница, но в один голос заявили: так бывает, ничего сверхъестественного нет. Если учесть, что Москва уже перешагнула кольцевую дорогу (диаметр которой около 35 км), то дальность радиосвязи явно маловата. Заметим, сотрудники редакции пользовались аппаратурой "Алан", "Максон", "Мегаджет", как автомобильной, так и "ручной" (правильнее говорить "носимой"). Результаты примерно одинаковы. В описанном выше эксперименте на машинах были установлены радиостанции "Президент Вильсон" и "Президент Гарри" (AM/FM, 40 каналов, 4 Вт), любезно предоставленные фирмой "Бермос". Интересно, что радиостанции французской фирмы носят имена американских президентов. Эта аппаратура в кругу "сибистов" считается хорошей, но она и дороже (100-120 долларов; радиостанцию AM/FM можно купить и за 65). Увы, связь в городе была ненадежной, несмотря на президентский авторитет. Здесь мы сделаем отступление. Конечно, дальность и качество радиосвязи зависят от конструкции радиостанции, антенны. Последнюю хорошо бы "согласовать" со станцией. Но даже "перебранная" и настроенная радиолюбителями аппаратура в Си-Бидиапазоне при мощности передатчика до 4 Вт надежную связь вряд ли обеспечит. Недавно разрешили увеличить мощность до 10 Вт, но, как показывает опыт, и этого недостаточно. Существуют усилители мощности ("бустеры") для "гражданских" радиостанций, но пользоваться ими - значит нарушать правила. Кстати, в Москве нарушителей стали ловить и наказывать. Еще опыты показали, что чаще других заняты каналы с первого по двадцать пятый (речь - о европейском диапазоне, в котором, напомним, 40 каналов). "Сибисты" находят собеседника на шестнадцатом канале, назыАвтомобиль, оборудованный радиостанцией, двигался от здания редакции к окраине Москвы. Двусторонняя связь прекратилась у Красных Ворот (0,9 км), но позывные редакции еще можно было услышать на расстоянии 3,1 км.Связь и автомобильваемом диспетчерским, а затем переходят на любой свободный. На каналах 29 и 30 могут быть помехи от работы некоторых автомобильных охранных сигнализаций. Нельзя пользоваться девятым - "аварийно-тревожным" и девятнадцатым - "информационным". В Москве на девятом канале работает служба "Крик" (см. ЗР, 1994, № 3), которая, например, может вызвать ГАИ на место аварии, что удобно - городские телефоны-автоматы часто сломаны. Только докричишься ли до "Крика" при такой дальности связи? Вернемся к нашим экспериментам. Испытания решили повторить за городом. Вдоль загородных шоссе теперь немало многоэтажных домов, но мы нашли место относительно тихое, где одноэтажные деревни и лес. Правда, радиопомехи из Москвы и от спрятанных в окрестных лесах военных объектов все-таки мешали связи. Одна машина осталась на обочине, другая удалялась. Чем дальше она уходила, тем хуже было слышно, и наконец на расстоянии 4 км связь прервалась. Однако скоро голос нашего коллеги опять зазвучал в динамике радиостанции и окончательно исчез, лишь когда прошли отметку 6 км. Объяснение этому факту простое. Радиоволны Си-Би-диапазона распространяются в зоне прямой видимости, лишь часть отражается от ионосферы и возвращается на землю (но трудно угадать, куда именно - см. ЗР, 1993, № 5). Поэтому если рельеф холмистый или на пути радиоволн появилось препятствие - хотя бы автопоезд, пересекающий дорогу, - то связь может прерываться. Однако не все так плохо - эксперимент выявил и достоинства радиосвязи. Когда автомобили идут на близком расстоянии друг от друга, можно подсказать другому водителю, где повернуть или сделать остановку, договориться о режиме движения, дальнейшем маршруте. Это наблюдение подтвердилось в дальнейшем. Оказалось, удобно связываться... с рыболовами в лодке. Причем если в ней нет автомобильного аккумулятора, то можно обзавестись носимой радиостанцией с питанием от батарей или мини-аккумуляторов. Кстати, не перепутайте "ручные" Си-Би-радиостанции с переговорными устройствами "уоки-токи" ("хожу-говорю"), которые хотя и работают в том же диапазоне, но имеют еще меньшую мощность и дальность связи. По-видимому, радиосвязь понадобится и фермерам, работающим не очень далеко от дома. Конечно, самолюбие некоторых автомобилистов тешит микрофон в руке и антенна на крыше машины. Что ни говори, интересно познакомиться с новым человеком, поговорить с ним, тем более, что точки соприкосновения есть - автомобиль и "Си-Би". А когда в конце разговора услышишь "семь-три", что на языке радистов означает "наилучшие пожелания", то почувствуешь, что "сибисты" приняли тебя в свой круг. Но когда от непрекращающегося треска помех начинает болеть голова и надоедает в конце фразы говорить "прием", а разговор прерывается в самом важном месте или кто-то, подслушав, начинает влезать со своими замечаниями, понимаешь, что для повседневного делового общения нужна другая связь. Какая? Об этом в следующем номере журнала. Д. ПОСТНИКОВ P. S. У радистов - юбилей. Сто лет назад, 7 мая 1895 года русский ученый А. Попов провел первую публичную демонстрацию беспроводной связи. Этот день принято считать днем рождения радиосвязи. З РЛМ 59 АУЕ /5 37