59
60
-mpСвоими силамиРАЗБИРАЕМ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ "ЖИГУЛЕЙ"Отворачиваем пробку, сливаем масло, моем коробку. Ставим ее вертикально на картер сцепления. Торцевым ключом "на 10" отворачиваем все гайки нижней крышки (фото 1). Аккуратно, чтобы не повредить прокладку, поддеваем отверткой и снимаем эту крышку. Двумя ключами "на 17" и "19" отворачиваем три гайки крепления эластичной муфты к фланцу на вторичном валу и снимаем ее (фото 2). Круглогубцами (или двумя отвертками) разводим стопорную пружину на конце вторичного вала и снимаем ее (фото 3). Универсальным съемником (или двумя монтировками, или мощными отвертками) снимаем центрирующее кольцо эластичной муфты (фото 3, указана красной стрелкой) и его уплотнитель. Чтобы облегчить эту операцию, можно сдвинуть кольцо, немного отвернув гайку на заднем конце вторичного вала, предварительно разогнув зубилом стопорную шайбу. Застопорив воротком или болтом фланец эластичной муфты, отворачиваем ключом "на 30" до конца эту гайку (фото 3, указана зеленой стрелкой). Съемником, или все теми же монтировками, или молотком снимаем фланец эластичной муфты (фото 3, указан желтой стрелкой). Со стороны, противоположной приводу спидометра, вывинчиваем ключом "на 13" винт, ограничивающий поперечный ход рычага переключения передач (фото 4). Отворачиваем ключом "на 13" гайки крепления задней крышки коробки (фото 5). Под кронштейном, к которому притягивается приемная труба глушителя, на шпильке есть еще одна гайка, "замаскированная" плотной грязью. Поскольку ее не видно, о ней часто забывают. Отворачиваем гайки крепления привода спидометра и две гайки на поперечине задней подвески силового агрегата и снимаем их с коробки передач (фото 6). Обстучав крышку молотком, страгиваем ее с места (фото 7). Обращаем внимание - удары следует наносить сбоку, чтобы крышка перемещалась, насколько возможно, в плоскости посадки (такой способ позволяет сохранить прокладку). Слегка приподняв крышку, проверяем, отошла ли от нее прокладка. Отводим рычаг переключения передач до конца влево (выводим из зацепления со штоками включения передач), как показано стрелкой на фото 8; снимаем заднюю крышку. Снимаем со вторичного вала задний подшипник (если он остался на валу) и шестерню привода спидометра (фото 9). Снимаем со штока заднего хода вилку с дистанционной втулкой (фото 10). С помощью круглогубцев или отверток снимаем стопорные кольца с ведомой шестерни заднего хода на вторичном (фото 11) и ведущей шестерни на промежуточном валах (фото 11, указаны стрелкой). Если кольца выходят из проточек с трудом, следует отверткой или иным упором при- жимать пружинные шайбы, чтобы снять нагрузку со стопорных колец. Снимаем шестерни и пружинные шайбы с валов (фото 12). С помощью ударной отвертки (зубила, штатного воротка) отворачиваем винты, крепящие стопорную пластину промежуточного подшипника вторичного вала (фото 13). Снимаем пластину и ось промежуточной шестерни заднего хода. Кладем коробку набок. Вынимаем из вилки ис направляющей выжимной подшипник. Головкой "на 17" совсем немного отворачиваем семь гаек крепления картера сцепления к коробке передач. Аккуратно, чтобы не повредить прокладку между передней крышкой (картером) и коробкой передач, наносим несильные удары молотком по периметру крышки, перемещая картер в плоскости разъема. Этот способ, как ив первом случае, поможет разъединить детали и не порвать прокладку. Отворачиваем до конца гайки и снимаем картер сцепления вместе с сальником и пружинной шайбой (фото 14) Ключом "на 13" отворачиваем два болта крышки фиксаторов штоков и вынимаем три пружины и три шарика (фото 15). Обратите внимание: пружина фиксатора заднего хода отличается от других большей жесткостью (она окрашена в зеленый цвет) и имеет кадмиевое покрытие. Не перепутайте ее при сборке с другими. Вынимаем из картера коробки передач шток заднего хода (фото 16). Головкой "на 10" отворачиваем болты крепления вилок III и IV передач, затем Iи II (фото 17). Слегка постучав по вилкам, страгиваем их с посадочных мест на штоках. Осторожно, чтобы не потерять три блокировочных сухаря, вынимаем штоки из картера коробки передач (фото 18). Сухари различны по размерам, поэтому обратите внимание при извлечении штоков на их взаимное расположение в картере (фото 19). Ключом "на 22" отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника на промежуточном валу (фото 20). Чтобы зафиксировать вал от вращения, следует включить сразу две передачи. Можно воспользоваться и алюминиевой столовой вилкой, ее необходимо вставить между шестернями первой передачи (на первичном и промежуточном валах). Поддев отверткой, аккуратно (чтобы не рассыпать) вынимаем внутренние кольца с роликами переднего двухрядного подшипника на промежуточном валу (указаны стрелкой на фото 20). Кольца с роликами этого подшипника помечаем, чтобы при сборке поставить их на прежние места в наружном кольце. Вынимаем задний подшипник и промежуточный вал из картера коробки. Покачав рукой (или поддев отвертками), вынимаем первичный вал с подшипником из картера (фото 21). Снимаем с переднего конца вторичного вала игольчатый подшипник. Нанося несильные удары по вторичному валу, выбиваем промежуточный подшипник из картера и снимаем его с вала (указан стрелкой на фото 22). Смещаем вал в сторону и, наклоняя, вынимаем из картера (см. фото 22). Меняем изношенные детали и собираем коробку в обратной последовательности. В следующем номере - "Меняем шаровые опоры на "Оке".