//OKA//В жизни красной "вазовской" "Оки" большое событие - первый серьезный ремонт. Случился он на 32-й тысяче километров. До этого меняли масло, фильтры, колодки, свечи, но всерьез автомобиль не ремонтировали. И вот наконец решились. Машинка была еще вполне живой (правда, хронически не желала заводиться), но досаждал стук подвески, возрос расход масла. В таком разгильдяйском состоянии иные машины пробегают еще не одну тысячу, но мы твердо решили: "Хватит мучить малявку. Лучше посмотрим, что там у нее отвалилось?" Список агрегатов, в которых были выявлены и устранены неисправности, открывает двигатель. Как мы не раз писали, основной "бякой", которую выкидывала наша "Ока", было стойкое нежелание заводиться. С наступлением зимних холодов проблема приобрела особую актуальность. Из-за нее, в первую очередь, и затеяли ремонт. Длился он с перерывами до тех пор, пока мотор не стал стабильно пускаться в любую погоду. Достигли желаемого заменой катушки зажигания. До этого отрегулировали карбюратор (неоднократно), зажигание и зазоры в механизме газораспределения, заменили свечи и высоковольтные провода. Следующая неисправность обнаружилась позже, когда меняли диск сцепления: задний сальник коленчатого вала уже ничего не уплотнял. Так вот куда уходило масло... Последним, уже после большого ремонта, отказался выполнять свои обязанности термостат: открывался все позднее и позднее, явно желая довести двигатель до кипения. Через две тысячи после его замены потек "Тосол": хомут подрезал один из резиновых патрубков системы охлаждения. Заменили, затянули, долили теперь с охлаждением все в норме. Следующей привели в порядок трансмиссию. Как уже сказано, заменили диск сцепления. Естественный износ плюс масло, вытекавшее через задний сальник, довели диск до "ручки". Дошла очередь и до резинотехнических изделий. Наружные чехлы ШРУСов пришли в негодность (появились трещины) и заменены новыми. Сожалеем только об одном: 22 ЗРЛМ 79 АУЕ /5надо было менять и внутренние "вантузы". Теперь, спустя три месяца, стало ясно, что жить им тоже осталось недолго. Переходим к рассказу о ходовой части. Это был целый океан звуков: под машиной что-то гремело, шуршало, позванивало и даже как будто булькало. Устроили сей необыкновенный концерт четыре "железяки". Во-первых, два подшипника ступиц: передний, который подвывал, и задний, который хрюкал и постукивал. Во-вторых, разрушенная левая шаровая опора, издававшая глухой утробный стук. И последний "музыкант" - рулевая рейка. Опора, на которую рейка установлена, крепится к подрамнику двигателя. Это крепление ослабло, и рейка вместе со своим основанием стала ерзать, издавая совершенно неповторимые звуки. Хуже того, автомобиль перестал рулиться. После левого поворота его вело влево, после правого - вправо, а после проезда очередной выбоины "Ока" еще металась по шоссе. Предупреждение для тех, кого постигнет такой же дефект: не пытайтесь "тянуть" болты крепления рейки снизу - вы непременно открутите им головы, и придется вооружаться дрелью, сверлом и терпением, чтобы извлечь покалеченные болты из подрамника. Подтягивать надо гайки, но добраться до них со стороны моторного отсека можно, только сняв рейку. Кстати, и ее мы тоже поменяли из-за появившегося люфта Переходим к колесам. О том, что квадратные они у большинства "ок" (или "оков", или "очек", увы - слово "Ока", как ни старайся, не принимает множественного числа), напоминать не надо. Процессу "оквадрачивания" весьма способствуют наши дороги, так что из пяти штатных колес круглым осталось одно - запасное, и то потому, что им почти не пользовались. Не намного лучше с шинами. Разболтанный передок "Оки" быстро сожрал два колеса почти налысо и совершенно неравномерно - пятнами. Поэтому в начале зимы мы разорились на комплект зимних покрышек "Росита" Нижнекамского завода, которые смонтировали на новые (тогда еще круглые) колеса. Без хвастовства: на снежных или слякотных дорогах наша "Ока" в зимней обувке шла поуверенней "девяток", месивших снежную кашу широкими, но летними шинами. Восстановили эффективность тормозов, поменяв все колодки и отрегулировав трос "ручника".Теперь поговорим о кузове. После третьей зимы, проведенной в ежедневных разъездах, появились первые точки ржавчины. В наибольшем количестве сосредоточены они на капоте, где краска повреждается камешками из-под колес. Неплохая коррозионная стойкость, учитывая, что дополнительной обработке машина не подвергалась. Заглянув в отмытые колесные ниши, порадовались: заводская мастика сохранилась почти полностью. А вот изнутри пол салона поржавел изрядно. Виной тому - компресс из мокрого войлока Эту "изоляцию" из-под ног водителя и пассажира вырезали и выбросили, а резиновый коврик положили прямо на пол, который теперь просыхает за пять минут. Единственная кузовная неисправность - оторвалась пластина, на которой крепится кнопка управления воздушной заслонкой. Ничего, приварили на место. Электрооборудование особо не досаждало. Правда, у звукового сигнала обломились оба вывода - машина стала немой. Попытались припаять провода к-сигналу продержались пару дней и снова тишина. Купили новый сигнал и теперь изредка оглашаем улицы гнусавым мычанием. Крепким орешком стал насос омывателя: долго искали, где нет контакта. Наконец нашли, зачистили, залили в бачок воды и нажали на рычаг - заглох двигатель! Оказалось, прозрачные трубочки "водопровода" растрескались и вода поливала... катушку зажигания. Таковы основные неисправности, нажитые "Окой" за 32 тысячи километров. Много их или не очень - оцените сами. Только возьмите в расчет хрупкость и малоразмерность автомобильчика. И. ТВЕРДУНОВВАЗ-21213Редакционная "Нива" перешагнула десятитысячный рубеж (см. ЗР, 1995, № 3), когда испытания продолжил Б. СИНЕЛЬНИКОВ, рассказывающий о своих впечатлениях. Встречи с модернизированной "Нивой" я ждал с интересом - ве'дь почти двадцать лет назад близко познакомился с ее "матерью" - ВАЗ-2121, совершив пробег из