-^кС^воими силамиРУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ "ТАВРИИ"Разбирать его приходится, когда механизм перестал работать должным образом: стал заедать, появились люфты (увеличенный свободный ход руля), стуки. Ключом "на 12" отворачиваем болт, стягивающий рулевой вал со шлицевым концом шестерни рулевого механизма (фото 1). Болт расположен в салоне возле места крепления педалей (тормоза, сцепления, газа). Там же зубилом или мощной отверткой раздаем клеммное соединение вала и шестерни, чтобы потом было легче снимать весь рулевой механизм. Двумя ключами (головками), "на 12 и 13", отворачиваем гайки крепления рулевых тяг к кронштейну (фото 2), установленному на хвостовике рейки. С помощью монтировки вынимаем их из кронштейна. Головкой "на 13" отворачиваем четыре болта крепления механизма к переднему щиту моторного отсека (фото 3). Слегка постучав по нему ручкой молотка, снимаем его с автомобиля (фото 4). Приступаем к разборке рулевого механизма. Отворачиваем гайку крепления кронштейна тяг, вынимаем болт и снимаем его с конца рейки. Ослабляем три хомута крепления защитных резиновых чехлов и снимаем их с картера механизма. С помощью специального ключа или отвертки (зубила, воротка) и молотка ослабляем затяжку стопорной гайки (фото 5, указана красной стрелкой). Отворачиваем ее на один оборот. Ключом "на 22" отворачиваем пробку картера (фото 5, указана желтой стрелкой). Вынимаем пружину и, слегка постучав молотком по корпусу (или переместив вперед-назад рейку), достаем подпятник пружины и два упора рейки (фото 5). Вынимаем и саму рейку из картера. Ключом "на 10" отворачиваем два болта крепления крышки картера (фото 6). Поддев отверткой, снимаем её вместе с уплотнителем. Вынимаем регулировочные прокладки и дистанционную втулку. Покачивая хвостовик шестерни рулевого механизма, вынимаем ее из картера вместе с наружным подшипником (фото 7). Если внутренний подшипник неисправен, то его можно извлечь отвертками или проволочными крючками, предварительно вывернув из картера сапун. Проверьте состояние опорной втулки на рейке - между ними не должно быть зазора. Как правило, эта втулка (выполненная из пластмассы) служит недолго - 30-40 тыс. километров. Характерный стук при движении по неровной дороге укажет на ее износ. Поэтому при разборке советуем сразу заменить ее новой. С помощью воротка и молотка продавливаем внутрь три фиксирующих шипа и, поддев отверткой, вынимаем втулку из картера (фото 8). Новую аккуратно, пользуясь подходящей по размеру головкой как оправкой, вставляем в картер, предварительно расположив ее так, чтобы после установки шипы попали в отверстия для фиксации. Тщательно моем все детали механизма, устраняем дефекты - меняем детали, удаляем следы коррозии и т. п., смазываем их и собираем узел в обратной последовательности. Несколько замечаний к сборке. Инструкция рекомендует для смазки использовать смесь "Фиол-1" (1,5 части) с моторным маслом (1часть). Масса смеси не должна превышать 50 г. Как показывает практика, здесь можно использовать и обычный "Литол-24". После установки рейки, шестерни и дистанционной втулки (до полной ее посадки) замерьте, насколько она выступает из картера. Эта величина должна соответствовать толщине пакета прокладок. Равномерно заворачивая болты крепления крышки (с установленной крышкой, разумеется), вращайте шестерню в обе стороны и заодно проверяйте осевое смещение. При окончательной затяжке усилие вращения не должно возрасти, но и не должно быть осевого люфта. Если усилие вращению увеличилось, добавьте прокладку, образовался люфт - снимите. Момент проворачивания шестерни при верной регулировке 0,002-0,01 кгс-м. Регулировочную пробку следует заворачивать с таким усилием, чтобы при ходе рейки из одного крайнего положения в другое не было заеданий. Момент проворачивания шестерни на собранном механизме 0,04-0,12 кгс-м. Лучше всего это выполнять уже на автомобиле в несколько приемов. С фиксацией пробки придется повозиться, но так можно быстрее добиться желаемого результата. При установке кронштейна тяг на хвостовик рейки не затягивайте его. Сначала закрепите рулевые тяги в нем, а затем и сам кронштейн на рейке. ЗА РУЛЕМ 7/95 59