нет равных - не только по вместимости, но и по масштабу выпуска в своем классе. Как показывает статистика, "Волво850" уверенно лидирует среди моделей фирмы по объему продаж на всех рынках. Очевидно, в нем удалось удачно объединить "фирменные" особенности, о которых говорилось выше, с самыми современными идеями, включая переднеприводную компоновку? Не сомневаюсь, что это так, и хочу подчеркнуть: эти машины адресованы наиболее динамичным индивидуумам, которых привлекает также техническая новизна. Не случайно в этом семействе появилась модель спортивного направления Т-5, оснащенная турбонаддувом. Кстати, мы выпускаем сейчас ограниченным тиражом (2500 штук) ее вариант T-5R, еще более мощный (240 л. с.) и скоростной. В планах "Волво" - расширить семейство -850 вариантами "купе" и "кабриолет": те и другие ныне в большой моде. С этой целью заключено соглашение с английской фирмой TWR (сегодня она готовит гоночные "волво850", выступающие в британском чемпионате). Производство начнется в Швеции, в Уддевалле в ближайшие два года."Волво" - марка, популярность которой в России бесспорна. Налицо и стремление фирмы укрепить свои позиции на российском рынке, что было год назад отмечено специальным призом журнала "За рулем". Словом, появление в рубрике "Первые лица" г-на Хельге Альтена, президента компании "Волво кар интернейшнл", вполне закономерно.Г-н Альтен, "Волво" - из тех немногих фирм, в программе которых только автомобили среднего класса, в том числе престижные. Что именно придает вам устойчивость, более того - позволяет увеличивать продажу машин? Действительно, из 361,5 тысячи легковых автомобилей, проданных в 1994 году, почти три четверти приходится (в сумме) на семейства -850, -940 и -960. На мой взгляд, это прежде всего говорит об умении определить свой круг покупателей, реагировать на изменение их запросов, а для этого - систематически изучать клиентуру. 4 ЗА РУЛЕМ 8/95Бесспорно, наш покупатель - человек зрелого возраста, состоятельный, добившийся положения в обществе. Такие люди ценят автомобиль не только за солидность и комфорт, но также за долговечность, надежность и, разумеется, безопасность - качества, издавна присущие машинам "Волво". Наша опора - в первую очередь те семьи, в которых несколько детей: об их безопасности мы заботимся особо. Вместительным универсалам "Волво" в ЕвропеКоль вы заговорили о сотрудничестве с другими фирмами: в какой мере оно необходимо и важно для "Волво"? Мы охотно сотрудничаем, когда это выгодно всем сторонам для осуществления конкретного проекта. Такова наша модель с условным индексом "V40" и ее японский двойник - "Мицубиси-Харизма": самая современная концепция и технология для обеих моделей, взаимное обога- щение - при сохранении индивидуального стиля каждой фирмы. Добавлю, что "V40" вскоре будет показана во Франкфурте, а делать ее начнет на будущий год в Голландии совместное предприятие "НедКар", совладельцы которого компании "Волво", "Мицубиси" и правительство Нидерландов. Некоторое время назад ходили слухи о намерениях организовать совместное производство автомобилей "Волво" (разумеется, других моделей) также в России... Разговоры не были беспочвенны: мы изучали возможности производства на разных предприятиях. Однако главное препятствие - в несовершенстве и нестабильности торгово-экономической политики России: нет побудительных мотивов идти на большой коммерческий риск. Но это, надеюсь, не означает потери интереса к российскому рынку? Ведь популярность "Волво" здесь намного превосходит реальные возможности покупателей. К сожалению, круг тех, кому "Волво" по средствам, резко сузился из-за повышения импортных тарифов, и в 1994 году мы продали через официальных дилеров почти вдвое меньше автомобилей, чем в успешном 1993-м. Все же их реализованоА ваша деятельность в "Волво" началась... ,... двадцать лет назад - юбилей, как видите! За это время занимался финансами и маркетингом в Гонконге и Сингапуре, в Таиланде - и уже лет десять работаю в Европе. Насколько мы узнали, сфера интересов "Волво кар интернейшнл" обширна: Азия, Африка, Центральная и Восточная Европа. Кем вы ощущаете себя - норвежцем, шведом, вообще европейцем, а может, уже немного азиатом?Первые лицаНе боитесь уронить этим авторитет президента? Нисколько - слабость к мотоциклам питают и монаршие особы: король Бельгии, испанский король. Когда хочется более спокойного отдыха, выхожу на яхте или играю в гольф. Удовлетворены ли вы тем, как сложилась ваша карьера менеджера?шш мшшшщшшшьш®3919 шт. - около 1 % всех наших продаж. Ну, а престижное 10-е место в списке крупнейших импортеров "Волво" перешло от России к Тайваню: чей потенциал рынка больше, судите сами. Невзирая на это, "Волво" углубляет адаптацию машин к российским условиям в том, что касается снижения токсичности, увеличения прочности деталей (например, колес) и т. д. Попробуем отвлечься от грустной для наших читателей темы и познакомить их ближе с президентом "Волво кар интернейшнл". Итак, нам известно, что вы родились в Норвегии... ... 27 октября 1943-го. Закончил школу высшей ступени в Осло, артиллерийское училище. В 1968-м получил диплом инженерамеханика в Белфасте, в Королевском университете, а премудрости управления постигал в Фонтенбло, под Парижем. Там же, во Франции, начал работать в фирме "Рато-Шнайдер" - инженером по продажам. Бизнесменом. Думаю, этот род деятельности интернационален. Помимо прочего, он предполагает свободу общения с партнерами... Мне дает необходимую свободу владение английским и французским, некоторое знание (уверен, скромничает! - корр.) немецкого и голландского. Добавлю, что мой родной - норвежский - весьма близок шведскому. Понимаю, что автомобилем вы пользуетесь чаще как пассажир. Ну, а если есть возможность сесть за руль? Этого случая дожидается личный "Волво-850-Т-5". На мой взгляд, он действительно сочетает в себе все лучшее, достигнутое нами: безопасность, скорость, комфорт, высокие ездовые качества - и отвечает моему водительскому вкусу. Думаю, я, в свою очередь, вполне отвечаю роли типичного владельца "Волво" - по уровню образования, достатка, по возрасту. Еще бываю рад сесть за руль мотоцикла марки "Харлей-Давидсон". Вместо ответа г-н Альтен обаятельно улыбнулся. А когда рукопись была готова, пришло сообщение, что он возглавил компанию "Волво кар оф Америка", в чьем ведении - крупнейший и важнейший для "Волво" рынок Соединенных Штатов (туда уходит без малого четверть всех легковых машин этой марки). J Что и говорить, биография сегодняшнего героя рубрики мало похожа на жизненный путь "социалистических мужиков". Впрочем, продукция, которую реализует "Волво кар интернейшнл", да и производство "Волво" (один из заводов, близ Гетеборга, мне довелось увидеть) похожи на российские машины и заводы только терминами: "цех", "бригада", "сборка"... Все остальное- и сами процессы, и продукция, и производственная атмосфера - слишком далеки от нашего представления об автомобильном заводе - с его непременным шумом, теснотой, спешкой. Сегодня оправдание этому находят в просчетах прежней системы. Надолго ли хватит таких оправданий? Беседу вел В. АРКУША ЗА РУЛЕМ 8/95 5