ся по высоте подголовник 210836818010, часто сползает вниз. Привод замков сиденья оставляет желать много лучшего - недопустимо хилое крепление тяг к крюку. Заменил вакуумный усилитель тормозов (2108-3510010) - оказалось, что разрушен гофрированный защитный чехол корпуса клапана. Установил новый глушитель, изготовленный в сварочной мастерской, где дали гарантию на четыре года. Есть и другие претензии: моторчик омывателя ветрового стекла, хотя и жужжит исправно, воду разбрызгивает не всегда. Управление вентиляцией, то есть распределением потоков воздуха, не дает должного эффекта. Дребезг панели приборов, карманов дверей оправдывает название, которое закрепилось за "восьмерками" и "девятками", - "балалайка". Если к этому добавить, что отваливались и ломались ручки наружных зеркал и стеклоподъемников, отклеивалось зеркало заднего вида в салоне, то можно лишь повторить то, что не раз звучало в журнале: нашей "Ладе" далеко до зарубежных аналогов. Разумеется, накопились и положительные впечатления. Машина динамична и устойчива. Особенно это ощущается на автостраде при высоких скоростях. Кстати, дороги в Болгарии неплохие, в основном с твердым покрытием, а автострад всего три: София-Пловдив, София-Ботевград и Варна-Каспичан. Очень удобна просторная панель приборов. Ее оценили, когда приходилось обедать в машине в дальних поездках. Возможно, по этому показателю "восьмерка" вне конкуренции. Приходилось и ночевать в салоне. Складывали заднее сиденье, багаж перемещали вперед, стелили теплоизолирующие подстилки и более:менее сносно размещались. Кузов "хэтчбек" позволяет перевозить и объемные грузы, что в седане невозможно. К общей компоновке автомобиля претензий нет. Это и передний привод, и поперечно расположенный двигатель, и относительно просторный салон при небольшом внешнем габарите. Жаль, что до сих пор руль "Самары" не снабжен гидроусилителем, в тормозах нет АБС, не регулируется клиренс, нет радаров парковки, не предлагаются более компактные и экономичные двигатели. Где же все-таки потенциал масштабных разработок "оборонки", который грозили применить в автомобилестроении? Или мы так и останемся умельцами делать одно и то же десятки лет? Создается впечатление, что разработки ВАЗа замыкаются в его научно-техническом центре. А так хочется, чтобы наши автомобили здесь, за рубежом, ценились бы не ниже западных аналогов. София С. ПЕДЬКОСТАРЫЙ КОНЬ НЕ ПОРТИТ,.. ЕСЛИ ОН СААБСААБ-900 полюбился мне давно, благо, эту модель выпускали, практически не изменяя внешнего вида, восемнадцать лет. Машина восхищала прочностью кузова, сравнимой разве что с кузовом "Волги" ГАЗ-21, а также завидным эксплуатационным долгожительством. Понятно, что новый или даже трех-четырехлетний СААБ-900 простому россиянину не по карману, и подержанные ("секонд хэнд") в Европе все еще в цене даже после четырех-пяти лет эксплуатации. Но вот подвернулся случай: приятель, долго живший в Голландии, сумел подобрать "900-й" СААБ в хорошем состоянии и по сносной цене, благо тогда (два года назад) еще не было зверских таможенных тарифов. Итак, в декабре 1993 года на таможенном складе Санкт-Петербургского торгового порта я увидел вожделенный СААБ-900 - хэтчбек цвета "салатовый металлик" с передним (как у всех СААБов) приводом. На четырехцилиндровом двигателе объемом 1985 см3, расположенном вдоль кузова, два карбюратора "Зенит-Стромберг" модели -150CL, не имеющих ничего общего (в том числе многих недостатков) с известными в России карбюраторами типа "Солекс" димитровградского изготовления. Пробег по спидометру - 194 тыс. км, год выпуска - 1982. Кузов в прекрасном состоянии, ржавчина лишь слегка побила внешние кромки крыльев над левым передним и задним колесами (кстати, их полости закрыты фирменными алюминиевыми щитками). Заглядываю в кузов: просторно, как в "Волге", обивка велюровых анатомических сидений потеряла ворс, но вполне в приличном состоянии. Прогрел, тронулся с места - после "вазовской" "девятки" сразу чувствуешь, что машина потяжелее, но резвая, двигатель мощный (по каталогу - 108 л. с). В городе на второй передаче легко разгоняюсь до 80 км/ч, на третьей - больше ста, на четвертой - скорость растет уже не так резво. Приятель привез себе такой же СААБ900, но 1983 года, тоже два карбюратора, правда, с двухтопливной системой "бензин-газ", но они забарахлили. Петербургские знакомые "вывели" на автомастерскую, где любят, знают и ремонтируют СААБ - в Питере их много, есть даже что-то вроде клуба любителей этих машин. Мне починили замок зажигания, приятелю более или менее отрегулировали карбюраторы. Поехали в Москву. Идем легко, без натуги, машина очень устойчива, хорошо держит дорогу. Расход топлива - около 9 л/100 км: многовато вроде бы, но была, оказывается, на это причина. У приятеля карбюраторы снова барахлят, пару раз пытаем счастья в придорожных мастерских. В конце концов его СААБ встал ночью километров за 400 от Москвы. Потянул я его на "галстуке". Пока ехал, случайно обнаружил, что сиденье водителя с электроподогревом. "Печка" намного эффективней "жигулевской" - семь режимов нагрева и вентиляции. Тепло и уютно в любой мороз и непогоду - это подтвердилось ив дальнейшем, когда в Москве было до -30°С. Однако в дороге обнаружились кое-какие неполадки ив моих карбюраторах - после езды на скорости двигатель не держал холостой ход, останавливался, а потом неохотно набирал обороты. Но все-таки доехали. В Москве, останавливая редких владельцев СААБов, узнал, что есть ив столице мастерская, которая ремонтирует неновые авто этой модели. Там приняли, посмотрели машину. Обнаружили, что ехал я из Петербурга на одном карбюраторе, второй не работал вовсе (отсюда - повышенный расход топлива). После замены в одном карбюраторе резиновой мембраны мой СААБ покатил еще резвее, а главное экономно - на трассе всего 5 литров на 100 км, в городе - 9-10 литров. Ну, а вскоре, как у всякой старушки, стали появляться болячки. За пробег около 30 тысяч километров пришлось заменить в силу изношенности или выхода из строя бензонасос (125 долларов), резиновые мембраны карбюраторов (по 23), реактивные тяги задних полуосей (150), манжеты цилиндра сцепления (120), передние тормозные колодки (58), глушитель (120), рулевую рейку (290), все четыре газовых амортизатора (550). Один раз сменил фильтр и масло (фирменное) - $33 (всюду - стоимость запчастей плюс работа). Пока все. В сумме уплатил за ремонт $1466. Немало, но после всего сделанного надеюсь проехать без хлопот тысяч 60-80 (оцениваю по состоянию машины). Купил я свой СААБ за $2500 плюс 1500 за ремонт, итого - около 4000. Стоило? Я считаю - стоило... Итак, моя заочная ив течение многих лет "платоническая" любовь не была слепой: оказалось, даже старый "конь", если он СААБ-900, бывший в хороших руках, "борозды не портит" - верно служит даже на отвратительных московских дорогах. М.РОСТАРЧУКЗА РУЛЕМ 9/95 89