лом fa*ЗАЗ-1105В апрельском номере ЗР мы рассказали о начальном, "обкаточном" опыте эксплуатации автомобиля ЗАЗ-1105 "Дана", проходящего испытания в редакции. Сегодня наш собкор на Украине Л. САПОЖНИКОВ делится новыми впечатлениями и фактами, которые накопились после пробега 10 000 км. В Киеве "Дана" все еще редкая птица, поэтому ежедневно кто-нибудь задает вопрос: "Ну, как машина?" Отвечать стараюсь кратко: "Конструкция хорошая, хотя мелитопольский двигатель для этого кузова слабоват, хочется добавить десяток сил. А к исполнительскому качеству много претензий. Если собрать эту модель как положено, был бы очень приличный автомобиль". В прошлый раз я отметил, что при запирании задних дверей кнопки не опускаются до упора. Ничего удивительного: оба механизма запирания оказались несмазанными. И вдобавок наспех собранными, так что на седьмой тысяче пробега одна задняя дверь перестала открываться, а другая - закрываться. Естественно, пришлось их разбирать. При этом обнаружилось, что пистоны крепления, приклеенные к обивке дверей, держатся на честном слове: при сборке понадобился клей "Момент". После проливного доЖдя обнаружилась негерметичность кузова: на ковриках под ногами водителя и переднего пассажира появились лужицы. Вода, попавшая в желобок на стыке крыши и передней панели боковины, просачивалась под уплотнитель ветрового стекла. Пришлось обработать оба места течи герметикой. Увы, без слова "пришлось" невозможно обойтись при описании опыта эксплуатации отечественных автомобилей... Других серьезных претензий к кузову пока нет. Справедливости ради отмечу: на испытания в редакцию попал один из первых кузовов с заводским номером 0000025, а первая партия по старой советской традиции выпускается в авральном режиме. Двигатель МеМЗ-245 нашей "Дане" до48 ЗА РУЛЕМ 9/95стался удачный: работает мягко, сравнительно тихо, не склонен к вибрациям. Но все его достоинства мог перечеркнуть дефект сборки, который, к счастью, удалось вовремя обнаружить. Из-под капота стали доноситься ритмичные шуршащие звуки. Осмотр мотора ничего не дал - все как будто в порядке, в том числе натяжение ремня генератора. Проехав пару километров, решил проверить еще раз. И, к великому удивлению, обнаружил, что этот ремень провисает. Оказалось, наружная чашка шкива обрела некоторую свободу и сместилась по отношению к внутренней. Образовался своего рода эксцентрик, который при каждом обороте дергал ремень, то туго натягивая его, то отпуская. На ремне возник глубокий надрыв. Еще немного - и лопнул бы в дороге. Пришлось (опять "пришлось"!) его заменить, но предварительно вернуть гуляющую чашку на место и лишить ее свободы. У этого дефекта, кроме плохой точечной сварки половинок шкива, была еще одна причина: слишком тонкая шайба под гайкой, прижимающей шкив к генератору (из-за этого гайка, дойдя до конца резьбы, не могла сжать чашки достаточно сильно). В другой раз из-под капота при движении задним ходом вдруг повалил пар. Екнуло сердце: наверное, прорвало какой-то шланг в системе охлаждения. Пришлось (!) остановиться, чтобы осмотреть двигатель на холостом ходу. Но пар, верный признак течи 'Тосола", почему-то исчез. И, что совсем уж странно, не появился, когда машина двинулась вперед Но стоило сдать назад - снова белые клубы из-под капота Виновата была пружинная шайба - вернее, сборщик, не поставивший ее под головку болта крана отопителя. Болт отвернулся, выпал, и кран стал "играть" относительно шланга, надетого на него сзади, - причем щель между ними возникала лишь при троганье задним ходом, когда инерция смещала кран вместе с двигателем вперед... Вот так две шайбы - одна, нестандартной толщины, а другая отсутствующая - задали пару неприятных головоломок и подорвали мое былое доверие к Мелитопольскому моторному заводу. Кстати, масло, слитое из двигателя после обкатки, показалось странным - слишком текучим. Пожалуй, в нынешних 'тавриях" для спокойствия души лучше заменять его сразу после покупки. В системе освещения - опять-таки из-зашайбы! - не было полноценного ближнего света Речь идет о шайбе на шпильке крепления фары: в "тавриях" она предусмотрена зубчатой, чтобы при затяжке гайкивзрезать у краску и обеспечить достаточный контакт ( фары с "массой". Но, как вы уже догадывае- / тесь, при сборке надели обычную, плоскую... Кстати, использование зубчатых шайб при установке фар - архаизм. Технологам следовало бы позаботиться о том, чтобы перед окраской кузова надежно защитить точки будущих электрических контактов. Еще один дефект обнаружился, когда ударил мороз: не работал обогрев, стекла в двери задка. Как водится, причина оказалась пустяковой - перепутали провода на реле обогрева. Но эта "мелочь", как и предыдущая, зловреднее многих, поскольку влияет на безопасность. Колпаки колес по своему дизайну давно устарели (недаром в Польше, в Лодзи, предприятие, собирающее 'Таврии", устанавливает свои). Главное же, они мешают подкачать шину и измерить давление. Прорезь в колпаке мала ик тому же часто смещается по отношению к вентилю из-за неточности изготовления, манипулировать с колпачком вентиля, штуцером насоса или манометра неудобно, особенно зимой, когда мерзнут пальцы. Досаждает и указатель уровня бензина, давший более-менее точную информацию лишь в двух случаях: когда бак полон и наполовину пуст. При всех остальных вариантах он значительно занижает уровень (было бы, правда, хуже, если бы завышал). Стрелка начинает указывать на нуль, когда в баке остается литров семь-восемь бензина. Вдобавок она пляшет. Завод давно собирается внедрить успокоитель, но пока, видно, руки не дошли. Подобные мелочи не украшают "Дану". И все же в целом впечатление положительное, особенно с учетом ее сравнительно невысокой цены. Это вполне приличная, очень практичная машина для повседневных нужд городской семьи среднего достатка. 53-сильный МеМЗ-245 со степенью сжатия 8,8 неплохо переносит в меру подпорченный заправщиками бензин АИ-92. И при этом обеспечивает автомобилю достаточную для городской езды динамику: стартуя от светофора даже в левом ряду, "Дана" никого не задерживает. Средний расход бензина в городе - 7,5 л/100 км. Что будет дальше? Поездим - увидим.