38
39
ного срока. Производство такого фургона, как известно, требует прессов с соответствующими штампами для изготовления крупных кузовных деталей. Нужна и сварочная линия, чтобы собирать эти самые фургоны, - на ГАЗе ее сегодня нет. ...Нынче на выставке ГАЗ продемонстрировал еще одну "скорую помощь" на базе "Газели", но уже в варианте 4x4. ...Предмет особой гордости нижегородцев - "Газель" милицейская, созданная совместно с заказчиком; в ней - отсеки для криминалистической мини-лаборатории, для задержанного и даже для розыскной собаки!IА НПОТОМСТВО "ГАЗЕЛИ"Радостное удивление, вызванное появлением на рынке нижегородского грузовика "Газель" ("новая модель - в такое-то время!"), сменилось конкретным деловым интересом. А он зависит от того, насколько широкий круг потребностей смогут удовлетворить новые машины. Ясно, что одним бортовым грузовиком не обойтись - нужны самые разнообразные модификации. О том, с какими проблемами связано их освоение, рассказывает наш корреспондент А. СОЛОПОВ. Оказывается, взаимоотношения головного предприятия (разработчика и изготовителя шасси) с фирмами, намеревающимися делать различные варианты на его основе, не всегда складываются гладко. Характерный пример - микроавтобус на шасси "Газели". Сам ГАЗ, демонстрируя далеко идущие намерения, уже пару лет перевозит с выставки на выставку образец микроавтобуса цвета "мокрый асфальт". А на "Автотехсервисе-95" у него появилось сразу три конкурента - из Кургана, Бийска и Семенова, что в Нижегородской области. "Фирменный" микроавтобус - с высокой крышей, чтобы в салоне было удобно ходить. По этой же схеме пошли на семеновском АО "Семар". На Алтае тоже сделали "настоящий" автомобиль вагонной компоновки, срезав заднюю стенку кабины "Газели", но крышу поднимать не стали, так что в "БикаСе-01" сидеть удобно, а вот ходить - не очень. Самым простым путем пошли курганские автобусостроители. Здесь сочли операцию по удалению задней стенки неоправданно дорогой и долгой и предлагают заказчику отдельный автобусный кузов, поставленный на стандартное шасси с кабиной. Утром загнал шасси - после обеда выехал на автобусе. Все три экспонента изготовили свои машины наЭто лишь малая часть широчайшего собственный страх и риск, не согласоспектра самых разных потребностей, сував ничего предварительно с ГАЗом. И ществующих в обществе. И если ГАЗ, раз все в один голос утверждают, что имеют уж он достался нам в качестве примера, достаточно заказов на свою продукцию. сам попытается их удовлетворить, финал Казалось бы, флаг в руки, барабан на такой затеи будет безрадостным. шею и - вперед, к удовлетворению потребностей народа! Но не тут-то было. У производителя базового изделия Теперь уже ГАЗ требует согласовать задачи совсем другие. Во-первых, нараконструкцию. Да еще и налоги эти нещивать объемы производства, раз рынок подъемные... того требует. Запланированных на этот год 60 тысяч явно недостаточно. Во-втоЯ намеренно не упоминаю о всевозможных спецкузовах на шасси той же "Га- (1 рых, пора бы озаботиться качеством. "Газель" хороша "в принципе", но чуть ли зели", которых на "Автотехсервисе" было ( = множество великое. Термостатические и * ' яе подряд ломающиеся дверные замки и обычные фургоны, рефрижераторы и тор- 1 стеклоподъемники начинают раздражать, не говоря уж о постоянной некомговые палатки, самосвалы и даже цистерплектности по части зеркал заднего вины - все это производилось и раньше теми да и прочей мелочевки. же заводами и традиционно устанавливалось на стандартное шасси, не требуя ниКоли ГАЗ может освоить микроавтокаких особых переделок. Автобус же подбус через год, а Бийск - уже сегодня, разумевает пусть и поверхностное, но все пусть и не самый красивый, стоит ли встаже более глубокое "внедрение" в машину. влять палки ему в колеса? Пусть проводят испытания, получают сертификат - проце...Тот же ГАЗ уже несколько раз заявдура отработана - и, как говорят, клепают лял о "начале освоения" в конце текущего потихоньку. Кому не понравится "БикаСгода цельнометаллического фургона. Фор01", могут ждать фирменного ГАЗ-3221. На мулировка эта неспроста без определен-38ЗА РУЛЕМ 9/95lOfb смьеи^ "ш)с сЛмТсг^г ' местах проще отследить локальные особенности спроса, а они не одинаковы в Новороссийске и Архангельске. Еще в большей степени это касается спецмашин. На РАФе знают о каретах "скорой помощи" больше и умеют делать их лучше, то есть технологичнее и дешевле, чем на ГАЗе. К сожалению, из-за некоторых политических реалий этот пример не слишком удачный. Но ив России подобных заводов найдется немало. Чтобы понять ревность нижегородцев по отношению к "Газели", придется вспомнить о "Волге". Оказывается, лояльность руководства ГАЗа к тем, кто "облюксовывает" легковые машины, разделяют на заводе далеко не все. Один из руководителей рассказал, что на техсовете - совещательном органе с большими полномочиями - приходится сталкиваться с позицией поистине "неандертальской" (по определению моего собеседника). Суть ее выражает такой монолог: "У нас на заводе тяжелейшие производства - литейка, прессовое, сварка - люди работают в жутких условиях. И мы продаем "Волгу" за девять тысяч долларов. А они там кресла бархатом обобьют, кондиционер импортный поставят на нашу машину, а продают уже заПроб лемы и суждения .ности до десятка штук в месяц обеспечить строгий контроль за ручной сборкой проще. А уж почем им удается продать свои "люксы", волновать должно исключительно налоговую инспекцию. Кто мешает заводу оценить "Волгу" в 30 тысяч баксов? Но сможет ли он тогда продать хоть одну машину? Заводская цена определена спросом, качеством, производственными затратами. Включает она и льготы для работающих в тяжелых условиях, и прибыль, и налоги. Как бы ни улучшали машину "ТехноВолга" и иже с ней, продают они все-таки "Волгу", принося очки тому же ГАЗу. (Кстапятствия или ревность, а помощь. Конечно, не обойтись без контроля: безопасность дело святое. Как его осуществлять - тема отдельного, более специального разговора. Юристы и экономисты смогут решить, что лучше: входить такой фирме в финансово-промышленную группу, напрямую принадлежать головному заводу или иметь с ним какие-то договорные отношения. Козьма Прутков сто лет назад утверждал, что нельзя объять необъятное. Истина эта универсальна: нельзя силами одного завода удовлетворить потребности милиционеров и врачей, жителей юга•Чтридцать тысяч. Да на каком основании - что мы, в ПАМСе такого Не сумеем?" Конечно, сумеете. Но каждая вышедшая из ПАМСа (мелкосерийного производства) машина будет вынуждена "тащить на себе" всю инфраструктуру гигантского завода, а потому стоить будет уже не 30, а все 40 тысяч долларов. Да и пора бы отвыкать считать деньги в чужом кармане. Мини-фирмы обеспечивают своей продукции более высокое качество. Там приходится полностью разбирать машину (под окраску), а при производитель-Vи севера, людей состоятельных и небогатых. Тут, извините, и у гиганта пупок развяжется. А вот множество мелких фирм, разбросанных по стране, предоставят новые рабочие места, позволят начать выпуск некоторых модификаций много раньше, чем на головном заводе, а главное в гораздо более широком ассортименте. Энергию же базовых производителей стоит не распылять, а направлять на наращивание количества и улучшение качества, коли есть спрос (в том числе и со стороны переделывателей). З РЛМ 99 АУЕ /5 39ти, в Германии, например, многие автопроизводители передают документацию на новинки, еще не поступившие в продажу, тюнинговым фирмам, чтобы те успели сделать свой "суперлюкс".) При всей разнице между лимузином на базе "Волги" и неказистым, в чем-то "самодельным" автобусом на шасси "Газели" проблема, по сути, одна. Да и ГАЗ стал поводом для обсуждения в значительной степени случайно. Суть в том, что со стороны производителя базового изделия мелкие переделыватели должны встречать не пре-