54
55
для иностранных инвесторов впечатляют освобождение от налогов на 10 лет. Но все это уже к автомобильным впечатлениям не имеет отношения. В аэропорту Туниса (столица - город Тунис) нас с главным организатором поездок в эту страну, директором турфирмы "Омар-тур" Светланой Истратовой встретили хозяева на двух "тойотах-ленд-крюй-МОЗа последнее время наши граждане открыли для себя много ранее не известных им прекрасных мест отдыха в дальнем зарубежье, где по ценам, вполне сопоставимым с действующими на наших черноморских курортах, можно провести отпуск, даже пользуясь автомобилем. Это Турция, Испания, Италия, Арабские Эмираты, Кипр. Сегодня речь еще об одной такой стране - Тунисе. Перелет из Москвы в Тунис занимает всего четыре часа. Мы, увы, мало что знаем об этом государстве в Северной Африке, разве только то, что через него проходит пустыня Сахара. Она действительно занимает 30% всей тунисской территории, а остальное - это поля, оливковые рощи, горы и... морские курорты. Туризм дает здесь 40% (!) бюджетных поступлений (что позволяет поддерживать среднюю заработную плату в 180 долларов) и вот уже более 20 лет является предметом особой заботы государства. Это выражается в строительстве туристских комплексов (и не только вдоль побережья), сооружении дорог, АЗС и других объектов дорожной инфраструктуры. Больше всего приезжает сюда немцев, французов, итальянцев. Уж это может показаться странным - мы за отдыхом в Италию, а итальянцы - в Тунис. Поверьте, они знают, где и как можно хорошо и сравнительно недорого отдохнуть. Привлекает сюда туристов разнообразие и экзотичность природных условий, относительная дешевизна и, что очень важно в наше беспокойное время, безопасность. Безопасности иностранцев власти уделяют самое-что ни на есть пристальное внимание, причем не только на побережье - по всей территории. Более того, здесь не воруют. Из богатых и разнообразных впечатлений, полученных в Тунисе, отмечу прежде всего автомобильные. Правила дорожного движения, включая дорожные знаки и указатели (обычно на двух языках - арабском и французском), практически ничем не отличаются от наших. Но вот дорожную полицию здесь уважают - это престижная профессия. Штрафуют умеренно: за мелкие нарушения 54 ЗРЛМ 99 АУЕ /5 до 5 динаров (1 динар = 0,9 доллара), за грубые - от 10 динаров до лишения "прав" на три месяца, хотя, считают, можно "договориться". К иностранцам настроены благодушно, а свою службу несут на БМВ и "Альфа-Ромео". Бросается в глаза обилие АЗС. Из топлива наибольшим спросом пользуется дизельное, по цене 0,31 динара за литр (около 34 центов), и "супер" - 0,57 динара (около 64 центов). Все "заправки" - частные, но цены единые, государственные. На дорогах царят "французы" - новые и старые "рено" и "пежо" (что неудивительно - здесь и говорят-то больше на французском, чем на арабском). Много "немцев" - особенно любят "мерседесы-123", меньше -190 и -200; в столице редко, но попадаются даже "шестисотые". Очень много полуторок "Исудзу" - они чем-то напоминают "москвичовский" пикап. Из вседорожников бесспорный лидер - Тойота", а вот "американцев" очень мало. Наших не видно вовсе. Местные знатоки утверждают, что есть в Тунисе невесть откуда привезенная партия "пятерок", "семерок", даже "восьмерок". Но нет ни запчастей, ни сервиса. Вышедшие из строя детали подбирают на похожие от ФИАТа или заказывают у одного местного "челнока". "Лады" и "нивы" могли бы найти здесь сбыт, но местные дилеры, пытавшиеся нала дить контакты с нашими экспортерами, рассказывали, что устали от обещаний и плюнули в "сахарный песок": чего ради стараться, если другая сторона не проявляет интереса. Японцы, когда решили прийти на рынок Туниса, привезли машины, запчасти, искали агентов. А за русскими надо бегать, уговаривать. Мнение понятно, хотя, справедливости ради, надо заметить, что сегодня импортом машин занимаются у нас не только их производители, но и посреднические фирмы, так что трудно сказать, к кому конкретно обращены эти упреки. В тунисской экономике заметно государственное регулирование: допустим, приобретаемое холодильное оборудование (в том числе и бытовые холодильники) должно быть только местного производства. Это не значит, конечно,что в страну не допускают иностранный капитал. Льготызер". Машины внушительные: полноприводные с пятицилиндровыми дизелями, одна с пятиступенчатой, другая - с четырехступенчатой коробкой передач. Средний расход, как уверяли владельцы машин, 8-9 литров. Обе, конечно, с кондиционерами. Удивило малопонятное поначалу сооружение типа перископа вдоль бокового края ветрового стекла с выходом на крышу. Как оказалось, это вывод воздушного фильтра - ведь предстояло путешествие в Сахару! У фирмы "Карфаген-тур", организатора автомобильных туров, совместно с ее партнером "Визит Тунисия" таких машин 19, а еще пять "ленд-роверов" и три автобуса "Волво" и "Мерседес" по 50 мест в каждом. Для поездок по курортной морской зоне ограничений нет. Машину можно взять напрокат без залога за 40-100 долларов в сутки, в зависимости от класса Но для путешествий в Сахару по соображениям безопасности комплектуют "караван" минимум из двух машин и обязательно хотя бы с одним проводником-автомехаником. Он показывает дорогу (маршрут заранее согласовывают и сообщают по пунктам движения в районные отделения министерства по туризму), а также обеспечивает техническую помощь. Если ему не удается устранить поломку, то на второй машине он доберется до ближайшего телефона или поста полиции и вызовет техничку. В экстренном случае прилетит вертолет. Службы по оказанию помощи работают круглосуточно. Вообще же, безопасность парка машин, предназначенных для иностранных туристов, одна из первейших забот министерства по туризму. Кроме регулярного техосмотра, ту-Путешествия.пять часов (с остановками - восемь). Движение по асфальту чередовалось с милыми сердцу грунтовками. В пути встречались то оливковые рощи, то плантации кактусов (кстати, их плоды здесь очень ценятся - по вкусу напоминают баПосле захода солнца остановились на ночлег в отеле "Туарег" в оазисе Дуз на краю пустыни. И вот тут нас ожидало одно из самых незабываемых впечатлений за все время путешествия. Отели в оазисах это, без преувеличения, чудо! Просторные,, ГОРЫ,СОЛристская инспекция несколько раз в год проверяет качество салона, работу кондиционера и т. п. каждой машины. Первые три дня пребывания в стране проходила "акклиматизация" с осмотром минаны), то возникал причудливый "лунный" ландшафт полупустынь, степей. И вот показались древнейшие африканские горы - Атласский хребет. Причудливые, похожие на застывших динозавров,HUEпрохладные мраморные холлы, изумрудные с подсветкой бассейны, наполняемые минеральной водой из глубинных (свыше 200 м) артезианских скважин, цветы и пальмы, ароматы и пение птиц...ровых морских курортов Хаммамета и Суса. Разнообразие и уровень гостиниц, питание удовлетворит даже видавшего виды туриста. Все это сопоставимо с Канарами, Антальей, испанским Коста-Браво, но цены весьма умеренные: в среднем 30-60 долларов в сутки с человека за номер в трех-пятизвездочном отеле с двухразовым питанием. В каждом из них - прекрасные бассейны, иные с джакузи (гидромассажем), во многих - теннисные корты, большой выбор спортивных морских развлечений: гидромотоциклы ("джет-ски") "Кавасаки" (10-15 долларов за 15 минут), парашюты, водные лыжи, винд-серфинг и т. п. На всех пляжах бесплатно предоставляют зонтики, лежаки. Для детей предлагается интересная экскурсия в "Порт морских развлечений", где каждые 40 минут уходят в подводный мир шесть дизельных "субмарин" с прозрачным дном и иллюминаторами во всю стену (12 динаров за погружение). Море обычно спокойное, тихое и безопасное. Много тропической зелени и цветов. И никаких комаров! Словом - отдыхай! Наконец, свежевымытые и прохладные внутри "ленд-крюйзеры" с утра помчали нас со средней скоростью 90 км/ч в глубь страны, к Сахаре. Дорога занялаони охраняли вход в гигантскую раскаленную и неизвестную нам страну - Сахару. Но до встречи с ней предстояло 90 километров чудесных горных дорог с заросшими пальмами каньонами, водопадом, с зависшими над пропастью столиками продавцов кристаллов, полудрагоценных камней и прочей горной экзотики. К заходу солнца мы въехали на границу Сахары. Опробовав в песчаных дюнах между пальм "гребные" возможности всех четырех колес (20-метровый подъем градусов в двадцать наш хорошо груженный джип преодолел довольно уверенно, правда, сплоховал, "поперхнувшись" на спуске, - а может сыграл на слабонервных туристах водитель пришлось толкать), потом можно было немного расслабиться и оценить возможности местного транспортного средства - верблюдов. К ним привыкаешь уже через пять минут - доброе это животное. Странно, что здесь не принято давать им имен. Но хозяина тем не менее они узнают за десять километров. Верблюд - это тоже своего рода вседорожник на широких "протекторах" со всеми "четырьмя ведущими". Достаточно "цилиндров", чтобы развить, если понадобится, скорость до 60 км/ч. Но обычно он не торопится.В одном из таких оазисов в туристском центре "Тозор" создан изумительный культурно-развлекательный комплекс с музеем, мини-диснейлендом на мотивы сказок "Тысячи и одной ночи" и отелем (пять звезд) в виде шахского дворца с подобающим, конечно, внутренним убранством. Добираться до "Тозора" - тоже экзотика: дорога в 96 км ведет по дну высохшего озера. То тут, то там возникают миражи: пальмовая роща, какие-то невиданные сооружения, а то и поднимающиеся ввысь смерчи. Вдалеке видятся горы, впереди - что-то необъятное. Из Сахары возвращаешься притихший и умиротворенный и воспринимаешь удобства и роскошь прибрежных курортов уже совсем как должноеПосле путешествия у вас остаются впечатления на всю жизнь, а еще немного сахарского песка в карманах и ощущение облегчения, что, слава Богу, там, в Сахаре, с вами была не ваша родная "девятка". Редакция благодарит российскую турфирму "Омар-тур" и тунисское министерство по туризму за организацию поездки. Тунис - Москва С. КУЛИК ЗА РУЛЕМ 9/95 55