расходуют электроэнергию на собственный нагрев и не очень надежны, поскольку их подвижные контакты подвержены коррозии и электроэрозии, а также истираются. Целесообразнее применить бесконтактный электронный регулятор яркости ламп. Такой прибор мы разработали и испытали на "Москвича2141". Схема его (рис. 1) выполнена всего на Водители знают, как мешают в темное одной цифровой микросхеме (DD1) и двух время суток ярко горящие лампы на патранзисторах (VT1 и VT2). Плата прибора нели приборов. Однако в сумерки как раз показана на рис. 2. такой их свет нужен. Когда на редакционМожно еще повысить надежность этой ном ВАЗ-2109 вышел из строя соответстприставки, применив в качестве R2 потенвующий регулятор, мы не сразу нашли циометр, совмещенный с выключателем. его описание. Восполняя этот пробел, После того, как движок потенциометра да публикуем материал, подготовленный по стигнет положения максимальной яркости, просьбе редакции специалистами В. БАНсработает его выключатель, замыкая нака НИКОВЫМ и А. МАНОЙЛО, предлагающиротко эмиттер и коллектор транзистора VT2. ми более совершенный прибор. Благодаря этому даже при отказе каких-либо электронных компонентов схемы освещение Регуляторы света ламп есть в большинпанели приборов всегда будет в исправностве иностранных и некоторых отечественсти, правда, без возможности регулировки. ных автомобилях. Одни автоматически регуРазместить потенциометр R2 удобнее лируют свет в зависимости от интенсивности всего на панели приборов там, где распа внешнего освещения. Другие, которых больложена заглушка взамен рукоятки гидрошинство, с ручным управлением. Здесь водикорректора фар, не устанавливаемого па тель подбирает свет, сообразуясь со своими ка на автомобили АЗЛК-2141 (она находиторганами чувств, что вернее отвечает назна ся слева от водителя, рядом с боковым чению регулятора Такой прибор значительвоздуховодом). но проще автоматического - обычный реостат, включенный последовательно в цепь Минимальную яркость свечения ламп питания ламп. Именно таков регулятор, приможно установить (при необходимости) меняемый на некоторых моделях "жигулей". подборкой номинала резистора R1. Чем больше его сопротивление, тем выше миОднако хорошо известны недостатки нимальная яркость. проволочных реостатов: они бесполезно В регуляторе применены резисторы типа ОМЛТ-0,25 и МЛТ-0,5 (R7). Конденсаторы С1 и С2 - керамические, а СЗ какой-либо оксидный (электролитический). Лучше всего здесь использовать конденсаторы К50-16 или К50-35. Стабилитрон VD1 можно применить с индексом А либо КС191 с любым буквенным индексом. Диоды VD2 и VD3 ма гут быть типа КД503, КД522 (с любым буквенным индексом). Транзистор VT1 допустимо зама нить на КТ829А (Б, В или Рис. 1. Схема регулятора ярГ). В качестве VT2 пригокости ламп. ден транзистор типа Рис. 2. Плата регулятора. КТ837 с индексами Г, Д П, С или Р. Микросхему DD1 можно заменить на 118 К176ЛА7 либо (с некота рой переделкой печатной платы) на К564ЛА7.РЕГУЛЯТОР ЯРКОСТИ ЛАМПпровода, идущего от клеммы 1к клемме 4 разъема Х2 в комбинации (щитке) приборов типа 211.3801. Найти этот разъем в комбинации очень просто. Во-первых, он крайний справа (если смотреть на комбинацию сзади), вавторых, он черного цвета (в отличие от другого разъема Х1 в комбинации, имеющего точно такую же конструкцию, но бела го цвета). Провод нужно аккуратно перера зать, а эмиттер и коллектор транзистора VT2 подключить соответственно к клеммам 1и4 разъема Х2 комбинации приборов. Во избежание путаницы укажем, что названные обозначения разъемов - Х1 и Х2 приняты лишь заводом-изготовителем комбинации приборов, причем нанесены непосредственно на ее печатную плату. А вот на зава декой схеме электрооборудования АЗЛК-2141 им, к сожалению, соответствуют другие оба значения -Х29 и Х28. Приведенные на рисунке обозначения выводов приставки сделаны в соответствии со схемой АЗЛК: "=1 :Х28" и "=4:Х28", что означает "К клемме 1 разъема Х28" и "К клемме 4 разъема Х28". При таком включении пять расположенных в комбинации 211.3801 ламп освещения приборов (две из них одноваттные А12-1.2 и три трехваттные АМН12-3), а также четырехваттная лампа А12-4-1 подсветки прикуривателя 11.3725 и одноваттная лампа А12-1 подсветки переключателя отопителя 51.3730 при включении освещения будут па лучать питание 12 В не напрямую, а через транзистор VT2. (Укажем, что второй вывод всех перечисленных ламп в схеме автомобиля подключен к "массе".) Таким образом, будет обеспечена возможность регулировки яркости всех ламп на панели приборов, кроме ламп подсветки четырех сгруппированных кнопочных выключателей: наружного освещения, света фар, аварийной сигнализации и обогрева заднего стекла, а также ламп-сигнализаторов, расположенных в комбинации приборов. Сделано это не из-за технических трудностей, а потому, что регулирование их яркости свечения признано спа циалистами нецелесообразным именно по соображениям безопасности. Наш регулятор применим не только на "москвичах", но и на "вазовских" машинах. На ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2106, -2108, -2109 (и их модификациях), где нет регулятора осва щенности приборов, электронный регулятор следует включить "в разрыв" провода соединяющего выключатель освещения приборов с лампами: клемму "=1 :Х28" регулятора подключают к выключателю, а клемму "=4:Х28" к лампам. Немного иначе следует поступить, если регулятор устанавливают на "жигули" ВАЗ-2104, -2105 или -2107 вместо реостатного регулятора (ненадежного и пожароопасного). Здесь клемму "=1 :Х28" надо подключить к "плюсу" габаритных огней, а клемму "=4:Х28" - к лампам. Аналогичным образом действуют на иных моделях "москвичей" (в том числе и "ижевских"), "волгах", "запорожцах" и "Таврии".На автомобиле АЗЛК2141 подключить такой регулятор несложно. Транзистор VT2 (вернее, его электроды - эмиттер и коллектор), коммутирующий цепь питания ламп, подключается "в разрыв" 78 ЗА РЛМ 99 УЕ /5