52
53
моему благодетелю, удалось оформить четырехдневную международную страховку.на машину. Насколько мне известно, французские агентства редко выдают такие страховки русским туристам, однако в нашем случае дело решили два благополучных прецедента моего приятеля и традиционная для нас оплата наличными. Для моего автомобиля "зеленая карта" страховки стоила без малого шестьсот франков; конечно, подмывало сэкономить, но в трудную минуту она ой как пригодилась! Еще потратился на огнетушитель имашину из Франции соно. Близкий приятель, аботавший там, купил за шесть тысяч франдолларов), продал ее в то еще дозволялось без РОССИИ - TOI ржки - и обзавелся крадвухлетней й" цвета слоновой кости савицей "cei 00" и пятиступенчатой с двигател! десять тысяч франков. коробкой, в; ишлось радовать хозяиНо недолго ie зимы тот не заметил на: в само1 и заехал под грузовик, наледи на ай крыши почти до пазаломив п| таком виде за ту же ценели приб 1Й кузовщик (и восстаЫ ну ее взял з|. Моего же приятеля деновил как ла снова ^озвЭлЦво Францию, где он со-. бирался заодно присмотреть себе уже третий автомобиль. Упускать такую оказию было'никак нельзя. Решение зрело давны некоторое сначала "пя ков (околоI ' |ШВ-IИ вот аэробус А-300 "Российских между• народных авиалиний" совершает посадку в аэропорту "Шарль де Голль" столицы Франции. Меня встречает приятель, прилетевший накануне рейсом "Эр Франс". На следующий день, побродив по Парижу и отобедав в небольшом ресторанчике с видом на отель "Конкорд-Лафайет", выезжаем в маленький городокпод Лионом. В этом городке.мне пришлось провести почти неделю: в еженедельнике, публикующем объявления о продажах машин по всей стране, на этот раз ничего подходящего не нашлось. Экскурсия по местным "гаражам" Р (так здесь называют авторемонтные мастерские, где попутно торгуют подержанными автомобилями) тоже оказалась безрезультатной- ||ймыу^^'йыпи-примйгтн" : 'Ня уровне - ВильнюеегаготавтерьГйка—правда, с той существенной разницей, чтордесь-вам не предВо Франции средТГ'рено",' "пежо" и "ситроенов" не так уж мало российских машин: попадалась и редкая здесь "тринадцатая" модель ВАЗа и невиданная доселе "Самара-кабриолет". Однако подходящий вариант отыскался лишь в Антибе, на юге. Мой приятель, оказавшись там по делам, совершенно случайно приметил лую "девятку" и сумел завести разговор с ее владельцем. Вообще-то среди французов не принято выяснять у совершенно незнакомого человека, не желает ли он продать свой автомобиль, - это дурной тон. Однако на сей раз переговоры увенчались успехом: за двенадцать тысяч франков месье согласился расстаться с машиной, на которой с декабря 1988 года наездил чуть больше сорока тысяч километров. Цену помогли сбить слегка помятое крыло и другие мелочи: перекошенная спинка водительского сиденья, неработающий отопитель и прочее. Автомобиль был укомплектован дешевой китайской магнитолой, потрепанными чехлами и великолепной резиной: впереди - практически „новый "Мишлен" с малошумным дорожным рисунком, сзади - "Мишлен" "грязь+снег", изношенный на треть, не более. "Родная" Ех-85 осталась только на запаске - видимо, потому, что ее за все время эксплуатации не доставали! В эту цену вошли также завалявшиеся в багажнике запчасти: комплект дверных ручек, "бошевские" свечи и ремень генератора - разумеется, новые. Кроме того, месье передал мне все счета на ремонт, чтобы я имел об автомобиле исчерпывающую информацию - так принято! "Самарой" француз остался недоволен: кроме текущего обслуживания, ему пришлось поменять шины и диск сцепления, что для такого пробега недопустимо; еще посетовал на отсутствие индикатора износа тормозных колодок, которым, по его словам,, оснащаются все французские автомобили. Похоже, у г-на Каданникова одним клиентом стало меньше... Процесс передачи собственности оказался до смешного прост. Получив франки (другая валюта во Франции не ходит), месье перечеркнул свой техпаспорт и вписал в него, что автомобиль продан такого-то числа такому-то господину. Мы распрощались. С этим техпаспортом, за грошовую пошлину, потратив менее двух часов, получил в местной префектуре международный сертификат, где владельцем автомобиля значился уже я. На следующий день, опять благодарязнак аварийной остановки (аптечку привез с собой) - стоили они ненамного дороже российских. Чтобы выглядеть вовсе уж безупречно, на заднюю дверь наклеил буковку "F": машина все еще оставалась французской, номерные знаки не менялись. Техническое обслуживание перед возвращением на родину - а к тому времени выяснилось, что ехать придется одному, приятель задерживался на неопределенный срок - было минимальным: проверка свечей, масла, жидкости и перестановка колес (зимние поставил на ведущую ось и сориентировал их по указанному направлению вращения). Манометра в машине не оказалось, что неудивительно: во Франции, как ив Германии, на любой заправочной станции есть компрессор для подкачки шин - им и воспользовался, за это денег не берут. ГЕРМАНИЯ - СТРАНА БЮРОКРАТОВ Утром следующего дня - старт! Погода была прекрасной, светило солнышко; автострады во Франции даже лучше, чем в Германии: три ряда в каждом направлении, разумеется, с исчерпывающей дорожной информацией. Машина легко держала 130 км/ч. Строго говоря, во Франции скорость ограничена 120 км/ч, но я ничем не рисковал: дорожная полиция встречалась только в местах аварий, нарушения скоростного режима здесь фиксируют фоторадары - а в Россию штраф не дойдет! Да ив потоке я темпом не выделялся, а время от времени "ягуары" и "порше" вообще обходили, "как стоячего". Останавливался только на заправках и так называемых пеажах - пунктах для оплаты проезда. Республиканские дороги бесплатны, однако я предпочел более короткий и понятный маршрут. Плата же за проезд от Лиона до границы Германии составила менее 150 франков. Около полудня уже въехал в Германию, не сразу это заметив: миновал сооружение, напоминающее пеаж, рядом были люди в форме, после чего дорожные указатели пошли на немецком. Только погода почему-то почти сразу сменилась на пасмурную. В том же темпе - дальше, на Восток. Ближе к вечеру полное незнание языка - и,52ЗА РУЛЕМ 9/95 как следствие, затрудненное восприятие дорожной информации - привело к тому, что я сбился с дороги: съехал с автобана в какой-то городок, поплутал по нему, немало поволновавшись, и выехал на ту же дорогу... в обратном направлении. Эта ошибка отняла больше часа времени и десятки километров пробега, но была понятна: на европейских дорогах за рулем я оказался впервые. Подкорректировав свою дорожную "легенду", двинулся дальше. Короткий отдых позволил себе лишь под Дрезденом.Радужное настроение моментально улетучивается. Пытаюсь выяснить, нельзя ли где-нибудь переночевать - и получаю ответ, что меня "найдут везде". Стал разыскивать полицейский участок, рассчитывая дождаться утра где-нибудь поблизости от него. И тут меня обгоняет невесть откуда взявшийся потрепанный ФИАТ, водитель машет рукой, чтобы я остановился. Останавливаюсь: все двери на защелках, передача включена, чуть опущено стекло. "Привет, земляк! А у нас тут проезд платный..." Уточняю местные расцен-том, что если впустили транзитом в республику, то должны и выпустить, не прошибешь, просить взять "штраф" я не собираюсь - меня-таки отпустили. НА ДОРОГАХ РОДИНЫ Россия встретила полнейшим бедламом: хвост машин растянулся чуть не на километр, крайний левый ряд вылез аж на обочину. Мне повезло: после нескольких часов стоянки почти без движения вышел таможенник "навести порядок" и прогнал этот3 АНТИБА В РОСТОВДавно стемнело, но ночевать я решил в Польше - это была вторая моя ошибка, уже более серьезная. В приграничный город Гёрлиц въехал около полуночи. Приятели уверяли, что при выезде из Германии на просроченную визу смотрят сквозь пальцы - оказалось, наоборот. Машину велели отставить в сторону. Тщательно изучив документы, сличив номер кузова и осмотрев багажник, мне предложили пройти в здание таможни. Несмотря на очень корректное обращение, я, признаться, занервничал. Если не решающее, то очень благоприятное впечатление на немцев произвели международный сертификат на автомобиль и, главное, страховка. Сняв копии с моих документов, предложили подписать бумагу, где - к счастью, с дублированием на русском языке - значилось, что мне предъявляется обвинение по двум пунктам: незаконное пересечение границы Германии и незаконное пребывание на ее территории. Подписав ее, я признавал себя виновным и отказывался от услуг адвоката, но - как с трудом удалось выяснить - мог беспрепятственно следовать дальше. Что и сделал - выбора не было. Решение суда обещали выслать на мой домашний адрес, однако я его так и не получил. Денег не потребовали даже на почтовые расходы. Что называется, дешево отделался, только вот германской визы в обозримом будущем мне, думаю, не видать... В ПОЛЬШЕ ПРОЕЗД ПЛАТНЫЙ Польский страж границы без проблем пропускает меня в свою страну. Неподалеку от КПП останавливаюсь - откуда ни возьмись, полиция: "Пан, документы! Здесь остановка запрещена". Действительно, замечаю знак - он висит с противоположного направления, видеть я его не мог, но - нарушение налицо! Польских злотых на штраф у меня нет. Предлагаю пану русской водки - не берет. "А германскую валюту?" - "20 дойчмарок". - "Пан, а 10?" Полицейский указывает на напарника. Улыбнувшись, отсчитываю будем считать это въездной пошлиной. Взяв ' штраф, полицейский просит дорожную карту и говорит: "Вот по этой дороге (на которую я собирался выезжать) ехать не надо - там русский рэкет!" - произнеся два последних слова совершенно четко. ки, а в зеркало замечаю, что сзади меня пытается прижать какой-то микроавтобус! Пока не поздно, срываюсь с места и за углом торможу - попытка отрываться в незнакомом городе бессмысленна Однако ситуация повторяется - снова срываюсь с места, пока не зажали окончательно; увидев ярко освещенную заправку с машинами, не разбирая дороги, по тротуарам подлетаю к самому окошку и там останавливаюсь. "Земляк", чуть замешкавшись, подъезжает с другой стороны, нос к носу. На заправке микроавтобус уже не появился - разговариваем более спокойно. Вместо запрашиваемых ста долларов сходимся на двухстах франках и пятидесяти тысячах рублей. Получив свое, "брат" сообщает мне "проездной пароль" - типа "Камилю проезд оплатил" - и предлагает ночевку на "их стоянке": "У нас там и "мерсы" ночуют!" Благоразумно отклонив предложение, остаюсь на этой заправке, чуть отъехав в сторону. Польшу преодолел на одном дыхании - Бог миловал и от "земляков", и от полицейских. Часа в четыре дня уже стоял в очереди на границе. Шустрые ребятки предлагали проехать вперед - я предложением не воспользовался, решив немного отдохнуть. Одолевали желающие пересечь границу на автомобиле, как поляки, так и русские - отказал всем. Ехать ночью одному белорусскими лесами, мягко выражаясь, некомфортно: пока машина мчит, все нормально, но стоит остановиться и выйти из нее, чувствуешь себя очень и очень неуютно - счастье, что не было никаких поломок! Очередь на выездной таможне в Белоруссии оказалась небольшой. Осмотрели машину - оружия нет - и занялись документами. Совершенно неожиданно белорусскому таможеннику показалось мало французского сертификата Утверждая, что это временный техпаспорт (хотя на мою просьбу показать, где указан срок его действия, ответить не смогли), стали требовать какой-то документ, называя его по-немецки. Долгие выяснения завершились тем, что я предъявил еще техпаспорт прежнего владельца и страховку. Либо эти документы и назывались таинственным немецким заклинанием, либо стражи порядка поняли: мою наивную уверенность в ряд не назад, а вперед. Еще больше часа ушло на стояние в очереди в комнатку таможенников, оформляющих документы. Запомнились изможденные лица водителей-международников, стоявших там как минимум с утра... У меня, к счастью, никаких проблем . не возникло. (Летом нынешнего года межгосударственное соглашение положило конец проблемам на российско-белорусской границе-ред.). И снова в путь! Бензин на заправках был, об отсутствии канистры не пожалел ни разу. Вспоминаю, как приобретенные "европейские манеры" спасли если не жизнь, то мою машину. Сыпал мокрый снег. Большинство водителей в лучшем случае зажигали "габариты", но я шел с ближним светом фар. И когда на двухполосной дороге пытался обогнать автопоезд, за облаком грязи от которого крохотные огоньки "габаритов" не просматривались, встречный водитель увидел свет моих фар и посигналил дальним светом - я успел благополучно убраться в свой ряд. Если бы не мой ближний свет, встретились бы мы с ним в этом облаке лоб в лоб! Кстати о "фурах". Лишь раз или два при обгонах, который на узких дорогах в слякоть очень опасен, мне встречались настоящие джентльмены, помогавшие обогнать себя: включали левую "мигалку", когда видели то, чего не мог видеть я, и, наоборот, правым указателем поворота сообщали: "обгоняй, путь свободен!" Кроме проявления водительской культуры, такие водители, в конце концов, заботились ио себе. Увы, их было ничтожно мало... Въехав в Ростовскую область, "даже порезвился немного: "сел на хвост" обогнавшему меня "Форду" и, как тот ни пытался оторваться, следом за ним ворвался на родное КПП. С каким наслаждением, похлопав машину по крыше, ответил дружиннику: "Мы с ней из Франции приехали!" Итог таков: обратный билет на самолет я сдал; в пересчете со всех валют ВАЗ-2109 обошелся мне почти в три тысячи долларов США. Вышеописанное путешествие - почти бесплатное приложение. Ростов-на-Дону О. БОЖКО Из материалов, присланных на конкурс "Журналист"ЗА РУЛЕМ 9/9553