cdHfМногие водители автомобилей хотя бы иногда оказывались в роли пассажиров троллейбуса. Этот вид общественного транспорта очень популярен во многих российских городах, где составляет довольно успешную конкуренцию городским автобусам. С 1950 года крупнейшее в России производство троллейбусов сосредоточено в городе Энгельсе Саратовской области. Сейчас это объединение со 127-летней историей называется АО Троллейбусный завод", сокращенно ТРОЛЗА. Начало ему положил еще в 1868 году крупный заводчик и помещик, генерал С. И. Мальцов, основав в селе Радица на Орловщине завод по производству классных купейных вагонов. В 1918 году предприятие было национализировано, в 1926-м переименовано в завод им. Урицкого, а в начале войны эвакуировано в Саратовскую область. Первая модель троллейбуса МТБ-82 была тиражирована в немалом количестве - 3746 штук, из которых уцелели единицы (см. ЗР, 1994, № 9). За ней последовали ЗиУ-5, которых сделали более 14 тысяч. Те, кому за тридцать, хорошо помнят эти, большей частью сине-белые машины с двумя боковыми дверями и скругленной крышей. С 1972 года предприятие выпускает троллейбус ЗиУ-9, модификации которого делают и поныне, а в 1986-м появились сочлененные троллейбусы большой вместимости, способные "принять на борт" 166 пассажиров. Сегодня троллейбусы из Энгельса перевозят пассажиров более чем в 200 городах России, ближнего и дальнего зарубежья (их экспортировали даже в Латинскую Америку). Последняя модель ТРОЛЗА - ЗиУ-52642 одиночный троллейбус с новой системой управления тяговым электродвигателем, усовершенствованным кузовом и салоном. Преимущества троллейбуса хорошо известны: это, в первую очередь, отсутствие вредных выбросов, хорошие динамические качества, относительно низкая шумность. Однако на пути к дальнейшему развитию для прокладки новых линий требуются значительные затраты, которые не по силам муниципальным службам - многим не хватает средств даже поддерживать на ходу имеющийся парк. Поэтому завод переживает не лучшие времена - цеха работают только три дня в неделю. А вот конструкторы и технологи трудятся полную неделю - продолжается совершенствова40 ЗА РУЛЕМ 9/95тока из электросистем троллейбусов. Снежносоляная каша проедает металлическую обшивку, соленая вода попадает внутрь отсека с электрооборудованием - и до беды остается один шаг. При создании троллейбуса ЗиУ-52642 конструкторы сделали все, чтобы избежать опасности, - крышки люков выполнены из нержавеющей стали, снабжены эффективными резиновыми уплотнениями. Также из "нержавейки" изготовлены арки колес, подножки и окантовки люков в полу салона. Все это в сочетании с новым антикоррозионным покрытием днища значительно повышает долговечность кузова и электробезопасность. Штанги токоприемников теперь тоже с изолирующим покрытием. Для улучшения обзорности в любую погоду служат электрообогреваемые зеркалаРОГАТЫЙ ИЗВОЗЧИКБлагодаря новой надстройке и тонированным стеклам ЗиУ-52642 (вверху) заметно отличается от своего предшественника. Впечатление усиливает окраска кузова, особенно черные межоконные перегородки. Перспективную модель отличает современный дизайн. Технические решения для нее отрабатываются на существующих образцах.ние выпускаемых и подготовка новых моделей. Результаты налицо - начато производство модели -52642, готовят к выпуску новый сочлененный троллейбус большой вместимости. Отличия новой модели заметны и внешне: двустворчатые двери, в открытом состоянии меньше перекрывающие дверной проем, тонированные стекла, изолирующие салон от нагрева солнечными лучами, прямоугольная надстройка на крыше, куда вынесены тормозные реостаты. В салоне - удобные сиденья, изготовленные совместно с немецкой фирмой "Граммер". Их расположение стало более рациональным, пропали неудобные места на арках задних колес. В потолке появились вентиляционно-аварийные люки, как на автобусе ЛиАЗ-5256, а на приборной панели водителя - пластмассовая облицовка. Не остались в стороне и проблемы эксплуатационные - электробезопасность и долговечность. Не секрет, что минувшей зимой в Москве были трагические случаи, связанные с утечкойЗеркала с подогревом обеспечат водителю хороший обзор в любую погоду. Салон с сиденьями, сделанными по немецкой лицензии, удобнее и практичнее в эксплуатации. Фото автора заднего вида. Чтобы водитель мог следить за состоянием электрических цепей, предусмотрен прибор для контроля утечки тока. Помимо видимых отличий, есть и скрытые - тиристорно-импульсная система управления тяговым электродвигателем экономит до 20% электроэнергии по сравнению с реостатно-контакторной и обеспечивает плавный, без рывков разгон до. скорости 60 км/ч. Электродвигатель развивает мощность 170 кВт при напряжении питания 550 В. Впрочем, не за горами и совсем новый сочлененный троллейбус - долговечный, безопасный, красивый. Пока полюбуйтесь на фото. А. ФОМИН