. J \ риминальныи автомооиль...Некий чудак и поныне за правду воюет, Правда, в речах его правды на ломаный грош. Чистая правда со временем восторжествует, Если проделает то же, что грязная ложь... В. Высоцкий Было раннее утро 27 сентября 1994 года, когда меня разбудили звонкив дверь. На пороге стоял взволнованный сосед по гаражу. Через пятнадцать минут я распахнул гаражные ворота - у стены одиноко стоял грузовой прицеп. Моей белой "шестерки" не было! Дальше события развивались, увы, не по сюжетам классических детективов. Первый звонок - и я услышал успокаивающий голос дежурного ГАИ УВД: "Сейчас передаю данные вашей машины группам "заслон". Нет смысла описывать мои хождения по кабинетам РОВД. Всю неделю я объезжал посты "заслон", но данных об угоне своей машины не обнаружил ни на одном! Везде мне показывали сведения двухнедельной давности. Посещение автомобильного рынка с этого времени стало для меня обязанностью. Верилось, что машина найдется, если она не ушла в другую область, или детали с нее обязательно должны где-то "засветиться". События завертелись с новой силой 6 января 1995 года. На стоянке у автомагазина я обратил внимание на белую "шестерку": на заднем стекле - знакомый узор разрезанного уплотнителя! Обойдя машину, посмотрел на капот и обмер... Знакомая до боли царапина от разлетевшегося наждачного круга, полученная за несколько дней до угона автомобиля, - второпях я тогда замазал ее белой краской. Недалеко притормозил милицейский "уазик". Я подошел к водителю и объяснил в чем дело. Без проволочек машину доставили в центральную ГАИ Казани. Дальше, выражаясь спортивным языком, начался бег с препятствиями. Мне поверили, что я не ошибаюсь, когда мои ключи, привезенные из дома, подошли к багажнику и дверям, а перечень из трех десятков примет, перечисленных на бумаге, стал совпадать с реальными признаками на машине. Должен заметить, что к моменту обнаружения моя "шестерка" претерпела ряд изменении : д вигательстоял от ВАЗ-2101, передние и задние крылья заменены, полка воздухозаборника (где ставится номер кузова) тоже другая. Подняли документы на машину: оказалось, новый хозяин купил ее всего полтора месяца назад. Определили по документам продавца - и на этом остановились. По логике вещей, следовало ехать по известному адресу, брать "продавца" - и успех обеспечен. Увы, кроме меня, в этом никто не был заинтересован, как я убедился позже. Шесть дней обивал кабинеты следственных органов, шел от одного начальника к другому. Необходимо было провести опознание машины по перечню примет и выяснить путем экспертизы , заменена ли полка воздухозаборника. Представьте волнения владельца* к оторый после трехмесячных мытарств нашел свою пропажу и вдруг натолкнулся на непробиваемую стену непонимания. "У меня, кроме вашего, еще шестьдесят дел", бросил в сердцах следователь, охлаждая мои горячие порывы помочь. В хлопотах прошла зима. Весна нагрянула, не дожидаясь исхода моего дела. Я же обходил представителей власти по очередному кругу: зам. министра, начальник УВД РТ, его заместители, прокурор района, города, республики - и замкнулся круг у следователя, успевшего за это время отгулять отпуск. Я, напротив, поистрепал нервы и здоровье, зато пополнил свои знания юридических вопросов. УК, УПК и Комментарий к УПК стали настольными книгами, не говоря уже о трудах по криминалистике. Итак, подковавшись по юридической части, я договорился о встрече со следователем и ознакомился с результатами двух экспертиз. Они меня потрясли, поскольку выводы противоречили друг другу! Дело затягивалось. Я настаивал на повторной экспертизе. И тут 17 марта машину вернули... новому владельцу. Статья 85 УПК гласит: "...В отдельных случаях вещественные доказательства могут быть возвращены их владельцам и до истечения сроков (то есть до вступления приговора в законную силу), если это возможно без ущерба для производства по делу". А ущерб-то очевиден! Ни один следователь не провел полного опознания машины, как указано в ст. 179 УПК: больше трех-четырех примет не смотрел никто. Наконец мне удалось убедить следователя, что необходимо провести полноценное опознание машины по всей форме. 12 апреля (спустя три месяца после обнаружения!) это сделали. В результате удалось выявить, что номер регулятора напряжения (!), установленного на машине, совпадает с номером в паспорте к этому прибору, который я предоставил следователю. Из 36 перечисленных мною примет совпали 20, остальные не стали смотреть из-за отказа нового хозяина разбирать что-либо. Но самым неожиданным сюрпризом оказался потерянный мною два года назад пропуск на заводскую автостоянку, обнаруженный за подкладкой солнцезащитного козырька! Тем не менее машину хладнокровно вернули новому владельцу. Несколько слов о результатах экспертизы. Вместе со следователем В. Д. Родионовым я ездил к эксперту В. Т. Солодуну за разъяснениями. Тот подтвердил: полка воздухозаборника с номером кузова раньше была красного цвета, а на кузове следов красной краски нет. Это совпадало с моей версией, что полка - с другой машины. Но следователь парировал: эксперты химической лаборатории могли ошибиться, а он-де верит другим экспертам, утверждавшим, что полка приварена заводским способом (то есть точечной сваркой). Теперь дело приостановлено. После всего пережитого, встречая статью в газете или рассказ в книге о преступлениях, раскрытых по найденному волоску или отпечатку пальца, я это воспринимаю как фантастику. Казань С. МОВЧАН ОТ редакции. Разочарование нашего читателя, приславшего это письмо (кстати, эпиграф из Высоцкого выбрал тоже он), вполне понятно. Редакция располагает копиями нескольких заключений экспертов, противоречивость выводов которых очевидна. Надеемся, следственные органы проявят больше настойчивости в отыскании истины и дело будет решено, как говорят, по справедливости.ЗА РУЛЕМ 10/9545