АЗЛК-21412Закончил трудовую жизнь "Москвич21412", о котором вы не раз читали на страницах журнала. Но в редакции есть еще один "Алеко", к тому же оснащенный новым 1,7-литровым уфимским мотором, и теперь он занимает освободившееся место в рубрике "Опыт эксплуатации". Первая статья посвящена его биографии и, конечно, новому двигателю. Формально наш "Москвич" - украинец. В начале девяностых годов на одном авторемонтном предприятии в Киеве собирали спортивную модификацию из комплектующих АЗЛК. Автомобиль получил обозначение АЗЛК-21412-091 и внешне отличался от собратьев московской сборки красными и синими геометрическими фигурами на дверях. Киевляне усиливали кузов, устанавливали в салоне трубчатый каркас безопасности и переносили все коммуникации изпод днища кузова в салон (за исключением выпускной системы, конечно). Удаляли обивку, теплоизоляцию, а вместо заднего сиденья ставили деревянный ящик для спортивного снаряжения. Но, к сожалению, описанные переделки ни скорости, ни динамичности "Москвичу" не добавили - двигатель УЗАМ-331.10, коробка передач, подвеска, другие агрегаты и системы доработкам не подвергались. Поэтому спортивным автомобиль казался только его пассажирам, оглушая их ревом мотора и прочими шумами, врывавшимися в салон через тонкий металл щита передка и пола. "Москвич" пережил многое и стал в редакции чуть ли не самым боевым автомобилем. Достаточно вспомнить, что он был участником многих журналистских затей: мчался "В Крым через три границы" (ЗР, 1994, № 10), дымился и взывал к водительской солидарности в журнальном рейде "Горим!" (ЗР, 1994, № 12), наконец, отправлялся Туда, где начинается Европа" (ЗР, 1995, № 1). Именно там, в Уфе, нашему ветерану - а к тому времени его пробег составлял 77 тысяч километров заменили старый 1,5-литровый мотор недавно освоенным 1,7-литровым. Бойцовский характер автомобиля от этого только выиграл. 24 ЗА РУЛЕМ 10/95Судите сами: обратная дорога из Уфы, командировки в Тольятти, рейд по "Золотому кольцу", путешествия к теплому морю минувшим летом. За девять месяцев он проехал с новым двигателем 35 тысяч километров. Напомним, что новый мотор, по сравнению с его предшественником - УЗАМ331.10, благодаря увеличению рабочего объема на 200 см 3 прибавил в мощности (85 против 72 л. с.) и крутящем моменте (13,3 против 10,8 кгс-м). Каким образом этого достигли, мы рассказали в статье "Плюс 200 "кубиков" (ЗР, 1994, № 10). Двадцатипроцентный рост показателей очень чувствуется. Значительно легче стало трогаться - теперь не надо задавать двигателю большие обороты и тем самым укорачивать жизнь сцеплению. Почти нет детонации - извечной болезни АЗЛК-21412, по которой его можно было безошибочно узнать на слух даже в плотном потоке. Обидное прозвище "звонок" осталось в прошлом. Впрочем, качество бензина нынче таково, что от детонации не гарантирован ни один мотор. Поэтому мы установили октан-корректор "Параллель" и с его помощью убираем противный звон, появляющийся после заправки из подозрительного источника. "Москвич" стал безопаснее. Раньше мощности двигателя едва-едва хватало на неспешный разгон до 120 км/ч, а обгон сопровождался риском для жизни - вывалившись из-за какого-нибудь грузовика, вы величаво опережали его аж... с пятикилометровым преимуществом в скорости. Двигатель "1,7" исправил положение. Даже на пятой ускоряющей передаче, вдавив педаль газа в пол, вы будете уверенно разгоняться. А уж "подоткнув" четвертую, довольно быстро наберете скорость и получите желаемые 20-30 км/ч преимущества для безопасного (потому что - быстрого) обгона. Время на разгон с 80 до 100 или 120 км/ч характеризует эластичность мотора. По этому показателю АЗЛК-21412-136 (так называется "Москвич" с двигателем УЗАМ-3317 рабочим объемом 1,7 л) вплотную приблизился к ВАЗ-2108. Совсем недавно мы получили этому подтверждение - когда возвращались из Тольятти на двух машинах. Первым шел наш "Москвич", за ним - новенькая "Самара"с полуторапитровым мотором, оснащенным распределенным впрыском топлива. При обгонах угнаться за стремительно ускоряющимся "Москвичом" ей было тяжело! Кстати, самым удивительным результатом этой поездки стало сравнение расходов топлива - законные 7,5 л/100 км для ВАЗ21083 и неожиданные 8 л/100 км "Москвича". Учитывая, что средняя скорость составила 85 км/ч, это очень немного. В городе преимущества нового мотора заметны меньше, да расход ив 11-12 литров бензина на 100 километров заставляет считать АЗЛК-21412136 "королем трасс", а не городских улиц. Но, может быть, специально для редакционных испытаний на УЗАМе подготовили такой особенный мотор с выдающимися характеристиками? Ничуть не бывало, двигатель - самый что ни на есть "середнячок". Вот данные заводских испытаний: мощность - 61 кВт/82 л. с. при 5200 об/мин, крутящий момент-130 Н-м/13,3 кгс-м при 3200 об/мин. Порадовал мотор надежностью. Все-таки 35 тысяч километров - пробег солидный, а о недоработках и неисправностях написать нечего. Только зимой, в мороз -20...25°С при пуске мотора прослушивался подозрительный стук в районе четвертого цилиндра. Но как только отступили холода, все прекратилось само собой. Больше никаких замечаний к мотору нет, и нам остается только напомнить, что и когда мы писали о его устройстве. Конструкция рассмотрена в ЗР, 1994, № 10, с. 20 и ЗР, 1995, № 2, с. 25; отдельная статья была посвящена карбюраторам - ЗР, 1995, № 6, с. 58. Наше мнение о новом двигателе? Еще год назад мы собирались избавляться от "Москвича", и только предложение Уфимского завода испытать двигатель модели 3317 продлило ему жизнь. Да еще как продлило: недавно мы поменяли подгнивший "спортивный" кузов на новый, уважаемого в народе цвета "снежная королева" - серебристый метаплик и, что самое главное, с укомплектованным салоном. Впрочем, замена кузова на фирменной СТО АЗЛК - это уже совсем другая история. Теперь нашему возрожденному, как Феникс из nennaJcj_jKejrj|3eri!), "Москвичу" суждена вторая, надёёмсТггдотггаяТТ интересная жизнь. А. ЧУЙКИНГ^у, _ ШмКц ]lbU _