ПРАВИЛО ТРЕХ ТСо всеми, кто недавно сел за руль, Э. КОНОГТ ведет разговор о неписаных. законах дороги, знать которые весьма полезно - иначе долго у нас не поездишь. А многим хочется. Вспомним свой возраст? Как вы думаете, чей "боевой счет" (число происшествий на дорогах) больше - водителя, который не знает, кто был такой Никита Хрущев, или мудрого старца - участника событий полувековой давности? Ахиллесова пята молодого человека в его чрезмерной эмоциональности, склонности к скоропалительным решениям. К тому же он не склонен к самокритике - и "наука" часто не идет ему впрок. Ошибки повторяются, переходя в систему. ...Узкое шоссе. Видя встречную машину, водитель легкового автомобиля прикидывает, обогнать грузовик или нет. Дистанция быстро сокращается... Если водитель легковой машины молод, он идет на обгон при малейшей надежде на успех - не плестись же за грузовиком. Положим, мощный мотор ив этот раз позволил проскочить "игольное ушко", но не. в последний ли? Для любого из нас встречный водитель - Загадка с большой буквы. Наивно думать, что он поступит так, как вам или мне нужно. В ответ на "лобовую атаку" один хладнокровно притормозит, а другой в панике крутанет баранку... Не получив и царапины, вы рискуете стать виновником катастрофы. Есть в наши дни и сумасшедшие: озлобясь, "землячок" норовит направить свою машину в лоб обидчику, что несомненно подтверждает известную установку насчет загадочности русской души: "сам убьюсь, но тебе покажу!". Бесспорно, пока что наши дороги -рекордно кривые, узкие, разбитые, грязные, скользкие. Как не ругать дорожников? Но нельзя согласиться с тем, что наша (тоже рекордная!) "аварийность" объясняется только плохими дорогами! При нынешнем уровне сознательности среднего российского "водилы" по хорошим дорогам он станет ездить еще быстрей и опасней - куда ему до культуры, скажем, американца, понимающего, что на машине, способной дать "200", не обязательно переваливать за "100". У нас все - "гонщики". Даже те, кто едва ездит. А теперь представьте за рулем легкового автомобиля старичка, уставшего от перестроек или денежных реформ и повидавшего всякое. Если он никуда особенно не торопится, то мыслит ясно и на дороге вполне безобиден. Плохо, если дед спешит к внукам или на свидание - он нервничает, ругается, прицеливается так и этак, потеет от напряжения. И когда это уже поздно - бросает машину на встречную полосу! Короче, на дороге безопасней других оказывается человек средних лет, уже способный оценивать себя достаточно критично, но еще не утративший "бойцовских качеств" - быстроты реакции, выносливости, силы и т. д. Получив "права", вспомните дату своего рождения - и думайте... Ах, эти первые поездки Впервые управляя автомобилем в транспортном потоке, а не на учебной площадке, все мы чем-нибудь да рисковали. Новичок, словно боясь потерять педали, больше смотрит на них, чем на дорогу. Здравомыслящий человек не станет осваивать азы вождения в час пик на центральных улицах. Но есть на сей счет и другие взгляды. Кто-то, едва купив "права", набивает автомобиль друзьями или родней, чтобы тотчас показать им чудеса столичного города, иначе, мол, зачем машину покупал? Хорошо еще, если в первой же поездке этот риторический вопрос не приобретет дополнительный, зловещий смысл: "Зачем я ее покупал, проклятую?" Помните, что многим у нас амбициизатмевают разум, и, начиная свою водительскую жизнь, старайтесь не попасть в эту теплую компанию - героев и без вас хватит. Сами же наблюдайте, анализируйте - в любом городе есть маршруты, которых избегает каждый мало-мальски опытный человек: тут вследствие какихто (иногда не очень ясных) причин часты заторы. Лучше и дешевле сделать крюк в 5-10 километров, чем час-другой потерять в пробках. К тому же в подобной обстановке часто случаются мелкие, но неприятные происшествия и весьма вероятно, что кто-нибудь из "мастеров вождения" именно здесь вас помнет. Вы же этого не хотите? Итак, новичок за рулем довольно опасен. А через полгода, год? Говорят, изучая причины многих происшествий, специалисты столкнулись с чем-то похожим на парадокс: когда человек обретает наконец чувство автомобиля, перестает шарить ногами в поисках педалей, ездит легко и уверенно, он ни с того ни с сего оказывается еще более опасным на дороге! Со статистикой не спорят. А причина? Фактический уровень мастерства водителя на этой стадии не соответствует его ощущениям. Исправный, новый автомобиль кажется удивительно послушным, "логичным". Он - как продолжение собственных рук, ног, головы: сделаю все, что захочу! Возможности машины как будто безграничны - в любой поворот уверенно впишется, на любой скорости вмиг остановится! Новоиспеченный "мастер" на пилотов формулы 1 поглядывает свысока - на "Бенеттоне" я бы и не так ездил! Но... что это? "Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось нашим мудрецам..." Ничего не зная об автомобилях, Гамлет сказал это о них ио нас, водителях. Купив ЗАЗ, ВАЗ или БМВ, всегда полезно помнить, что диапазон возможных режимов движения делится на две части. Одна, где в основном представлены Чаланты" нормальных, средних водителей: автомобиль послушен и "логичен" - все четыре колеса плотно катятся по дороге и как раз туда, куда нужно. Никаких фокусов - сносов, заносов, "ушей" и так далее! Другая - своего рода "запредел", доступный гонщикам и - отчасти - хорошо подготовленным, опытным автолюбителям. Тут уже отпадает требование, чтобы автомобиль непременно двигался туда, куда смотрят фары. Но этот "высший пилотаж" по-своему опасен и требует отточенного мастерства. Чем выше энерговооруженность машины (например, отношение мощности мотора к полной массе), тем вероятнее, что водитель, привыкший ездить "логично", неожиданно попадет в "запредел", стоит лишь ему на миг переоценить свои ЗА РЛМ1 / 5 81 УЕ 09