ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНе могу купить стробоскоп. Можно ли его сделать самому, а если нет, то как точно установить угол опережения зажигания? Простейшие стробоскопы, разработанные автомобилистами-радиолюбителями, выполняют лишь функции сигнальной лампы, которую используют при установке момента зажигания по меткам на шкиве коленвала и блоке двигателя, как рекомендовано в заводской инструкции. Применяемые в них лампы дают мало света, поэтому работать приходится в темноте или "затемнив" моторный отсек. Более совершенныестробоскопыпозволяют контролировать не только начальный (установочный) угол опережения зажигания, но и работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов. Об этом можно судить, наблюдая, как сдвигается метка на шкиве, отражая увеличение угла опережения зажигания. Один из наиболее совершенных стробоскопов, выпускаемый заводом в Казани для автолюбителей (но пригодных и для СТО), называется СТБ-1. Его схема, описание конструкции и указания по эксплуатации приведены в книге А. X. Синельникова "Электронные приборы для автомобилей" (Москва, Энергоатомиздат, 1986). Надо иметь в виду, что точная, по стробоскопу, установка начального угла опережения зажигания, указанного в инструкции, далеко не всегда оптимальна для конкретного двигателя, как полагают многие автомобилисты. Моторы даже одной модели различаются множеством параметров, поскольку изготовлены из деталей и узлов с отклонениями от номинала в пределах, допустимых техническими (иногда не оченьстрогими)условиями. Еще больше отклонений в двигателях на эксплуатируемых в разных условиях автомобилях. Поэтому оптимальный угол опережения зажигания для одного мотора может отличаться от другого на несколько градусов. Опытные автомобилисты находят его по границе детонации известным способом. Двигаясь с постоянной скоростью 50-60 км/ч, резко нажимают на педаль газа. Если детонации (проявляющейся стуками) в этот момент не возникает - зажигание позднее, угол можно увеличить; стуки исчезают через 2-3 секунды - угол в норме, слышны дольше - зажигание раннее, угол надо уменьшить. В некоторых двигателях детонация вызывает трудноуловимые стуки. Если возникает сомнение, есть ли детонация или ее нет, угол лучше оставить в пределах, указанных в инструкции. 80 ЗРЛМ 1095 А УЕДовольно часто вижу снимки двигателей, у которых как-то странно перепутаны выхлопные трубы. Зачем это делается, не ухудшает ли процесс продувки цилиндров? Взгляните на снимок: это система выпускных труб двигателя БМВ-МЗ (см. о нем на стр. 14), "настроенных" по частоте колебаний. Подобное переплетение хитро изог-татков отработавших газов и увеличивает его наполнение полноценным зарядом рабочей смеси. В зависимости от того, при каких обо-. ротах двигателя возникает подобный резонанс, говорят, что система выпуска настроена на средние обороты или на максимальные. В первом случае максимальная мощность двигателя может почти не измениться, но улучшатся тяговые характеристики автомобиля при средних оборотах (и скоростях). Во втором - повышается максимальная мощность (и, соответственно, скорость), поведение же автомобиля на средних скоростях вполне обычное. Разумеется, "привязать" настроенные выпускные трубы к многоцилиндровому двигателю - задача непростая, особенно если необходимая длина труб достаточно велика. Из-за этого трубы приходится особым образом изгибать, переплетать между собой. Все сказанное справедливо и для системы впуска, которую - когда в этом есть необходимость - тоже настраивают на определенный диапазон оборотов.Настроенные выпускные трубы двигателя БМВ-МЗ прежней (вверху) и новой модели. Конструкция выполнена из нержавеющей стали. нутых труб многих удивит: зачем так делать, если сопротивление потоку газа у сложно изогнутой, длинной трубы наверняка больше, чем у короткой и прямой? Это действительно справедливо - для стационарнойструигаза, в которой величины скорости, температуры, давления постоянные. Но на автомобилях или мотоциклах мы всегда имеем дело с нестационарным течением газа: при работе клапана названные параметры циклично - в такт вращению коленвала- меняются. Еще на заре двигателестроения заметили, что длина и сечение трубы существенно влияют на работу системы выпуска (или впуска), с учетом того, что скорость струи, давление, температура с определенной частотой (в зависимости от режима работы двигателя) изменяются в какихто пределах. Внутри трубы при работе двигателя распространяются волны давления и разрежения, возникающие при каждом цикле открытия - закрытия клапана. Скорость их распространения определяется величиной скорости звука в среде выхлопного газа. Изменяя длину трубы, можно найти такую, при которой в "столбе" газа возникает резонанс этих колебаний с возбуждающей частотой, задаваемой клапаном. Тем самым можно добиться, например, такого эффекта, когда в конце фазы выпуска к выпускному клапану возвращается волна разрежения, которая существенно улучшает очистку цилиндра от осМожно ли каким-нибудь маслом заменить амортизаторную жидкость в "жигулях" и "москвичах"? Чтобы амортизатор обеспечивал и долго сохранял требуемые характеристики, жидкость в нем должна обладать особыми свойствами. Главное - определенная вязкость, мало изменяющаяся в зависимости от температуры. Первое условие выполнить нетрудно - номенклатура выпускаемых у нас моторных, индустриальных и других масел позволяет это сделать, но второе - стабильность - достичь не удастся, эти масла очень чувствительны к температуре. Опыт вынужденного применения смесей минеральных масел в амортизаторах накопили мотоциклисты. Самый распространенный рецепт: обычное моторное масло, разбавленное каким-нибудь жидким индустриальным - трансформаторным, веретенным и т. п. Пропорция зависит от климата и сезона - летом смесь готовят более вязкую, чем зимой. Однако работа амортизаторов с нею, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Если к этому добавить, что смесь масел отличается от амортизаторной жидкости теплоемкостью и теплопроводностью, механической стабильностью, стойкостью к окислению и т. п., становится ясно, что для длительного использования в автомобильных амортизаторах она непригодна. Так что ищите амортизаторную жидкость МГП-12 или МГП-10 (она чуть хуже) в магазинах и специальных мастерских. В последнее время в крупных городах появляются и зарубежные составы, о применении которыхстоитпроконсультироваться у продавцов.