P_^R 0 P^T|iЕжегодно немецкая Служба технического надзора (TUV) публикует отчет о самом надежном автомобиле. Этот рапорт ждут в Европе с нетерпением буквально все производители и покупатели автомобилей. Жителей Германии, скажем, он интересует не меньше, чем позиция Михаэля Шумахера в чемпионате формулы 1 или результаты очередного тура по футболу в бундеслиге. О том, как расположились автомобили в стройных колонках отчета за 1994 год и почему, рассказывает наш корреспондент в Голландии С. ГЕРАСЬКИН.О НАДЕЖНЫХАВТОМОБИЛЯХСлужба технического надзора (TUV Technische Uberwachungsverein) - самостоятельное и независимое объединение, которое ведает сертификацией и контролем всего, что производят в Германии или туда попадает. Задача TUV - защитить граждан и их собственность, окружающую среду от возможных вредных воздействий продуктов технического прогресса. Германия - страна автомобилей, поэтому служба уделяет особенно большое внимание машинам и тому, что с ними связано. Каждый автовладелец проходит в TUV обязательный ежегодный осмотр, но на порядок жестче, чем в нашей ГАИ, если, конечно, иметь в виду техническую, а не другую сторону дела. Для этого там существует более 500 центров. За десятилетия своей работы TUV ведет учет и статистику неисправностей разных марок машин и ежегодно публикует рапорт о надежности автомобилей, зарегистрированных в Германии. Этот документ дает совершенно объективную информацию о том, у каких моделей при техническом осмотре выявлены неисправности и сколько их. Нужно ли говорить, как интересны и полезны эти данные не только производителям, дилерам-продавцам, рекламным агентам, но и всем желающим купить новую или подержанную машину. Критерий, используемый при оценке автомобиля, - количество поломок или неисправностей, но не всех, а только тех, что влияют на безопасность движения: плохие тормоза, неудовлетворительная работа подвесок, ослабленные коррозией несущие детали кузова и тех же подвесок и т. п. Автомобили с такими дефектами находятся под пристальным вниманием экспертов TUV, и их владельцы получат разрешение на эксплуатацию машины только после устранения неисправностей специалистами в автомастерских, После подсчета дефектов их соотно52 З РЛМ 1/5 АУЕ 09 сят с общим количеством автомобилей каждой модели, предъявленных к техосмотру, и публикуют данные о надежности той или иной машины уже в процентах (см. таблицу). Автомобили делят по возрастным группам: до трех, пяти, семи, девяти и одиннадцати лет. Иными словами, если в таблице напротив "Тойоты-Карина" стоит цифра 1,9% - это значит, что среди тысячи машин этой модели лишь девятнадцать имеют названные неисправности. Фирма Тойота" всегда ждет результаты рапорта с особым нетерпением. Прошлогодний отчет снова подтвердил, что автомобили этой марки действительно самого высокого качества. Несомненно, такая информация радует и всех, у кого в гараже стоит Тойота". Думается, отчеты TUV сыграли не последнюю роль в "наступлении" японцев на Европу. Ныне самый надежный автомобиль Тойоту-Карина" производят в Англии. В ближайшем будущем там же будут собирать и "Короллу". Если учесть, что 80% деталей этих машин местного производства, справедливо назвать их европейскими автомобилями. Вслед за Тойотой" тоже идут японцы: "Мазда", "Субару", "Ниссан", "Мицубиси". Они занимают лидирующие позиции во всех возрастных группах. Лишь изредка туда вклинивается "Мерседес", "Фольксваген" или "Опель". Исключение - группа до 11 лет эксплуатации: там три первых места за немцами - "Порше-924/944", "Мерседес-190", "Мерседес-200/300", а уж затем снова Тойота-Карина". Хочу подчеркнуть: разница в количестве отказов у той или иной марки невелика. К примеру, между пятым и сорок пятым местами в группе до пяти лет она составляет всего 3%. Это означает, что европейцам совсем несложно подняться до японского уровня. Тем не менее разница существует, и она особенно заметна между первым и последним местами. У каждой возрастной группы есть своя средняя величина отказов. У машин до трех лет эксплуатации это цифра 4,8%. У автомобилей до 11 лет-23,4%. В отчете можно почерпнуть еще несколько существенных сведений. Некоторые модели поступают в продажу с конструктивными недостатками, а потому каждый раз при осмотре машины их заносят в "минус". В группе таких автомобилей - "Ситроен-2С\Г, ВАЗ-2105, "Рено-4" и "СЕАТ-Ивиса". Примечательно, что и вездеходы "Мицубиси-Паджеро", "НиссанПатрол" тоже стоят в этом минусовом ряду. В группе машин без явных конструктивных дефектов - Тойота-Карина", "Королла", "Субару-Джасти", "ФольксвагенПоло/Дерби", "Мерседес-190", предыдущая и нынешняя модели "Мерседес200/300" (с кузовом W123 и W124). Неожиданно высоким TUV считает количество отказов у таких новых автомобилей (до трех лет), как "СЕАТ-Ивиса" - 8,9%, "Лада-Самара" - 9,2%, "Лада-Нова" (ВАЗ-2105) - 17,9% при среднем показателе 4,8%. В группах автомобилей, возраст которых исчисляется тремя, пятью и семью годами, лидируют, как я уже отметил, японские модели малого (компактного) и среднего класса: "Тойота","Субару","Мазда". Немецкие машины время от времени тоже появляются в верхней части таблицы. Это "Фольксваген-Поло", "Мерседес190/200/300" (W120), "Опель-Вектра". После девяти лет эксплуатации немецкие машины более надежны, чем японские, и выходят на передовые позиции: "Мерседес-200/300" (W124), "Порше924/944", "Мерседес-190" и S-класса, "Фольксваген-Поло" и "Ауди-100". В группе до 11 лет европейские марки стоят в верхней части, а из японцев только "Тойота" может с ними конкурировать по надежности. Автомобили немецкого производства выглядят здесь куда лучше: "Порше-924/944" - 13,1%, "Мерседес-