дикатором для оценки заряженности (см. фото). Зеленый цвет индикатора означает, что батарея заряжена на 65-100%. Если меньше, индикатор темнеет. А когда уровень электролита чрезмерно снизится, индикатор становится желтым независимо от заряженности. Следует, однако, иметь в виду, что индикатор оценивает заряженность только одного аккумулятора (банки) из шести. Если дефект появился в других аккумуляторах, цвет не позволит верно судить о состоянии батареи. Тогда ее проверяют обычными методами: под нагрузкой (пробником типа 3107 - для батарей с общей крышкой), а также измеряя плотность электролита во всех аккумуляторах батареи. Если длительный стационарный заряд от выпрямителя не выравнивает плотность (до 1,27-1,29 г/см3), значит, пора заменять батарею. Показатель резервной емкости - это продолжительность разряда током 25 А (для всех типов батарей) до напряжения 10,5 В. По нему можно определить, сколько проедет машина при неработающем генераторе до полной разрядки. Маркировка стартерных батарей по DIN состоит из пяти цифр (например, 55548). Первая "5" означает, что номинальное напряжение - 12 В, а две следующие - емкость в 20-часовом режиме для батарей до 100 А-ч (здесь 55 А-ч). Если емкость батареи более 100, но менее 200 А-ч, тогда к5 добавляется 1 (например, 68011 - на 180 А-ч); если емкость 200 А-ч и более, тогда к5 добавлено 2 (например, 70027 - на 200 А-ч). Последние две цифры характеризуют конструктивное исполнение (они не имеют особого значения для потребителя). В маркировке стартерных батарей, изготовляемых компанией GNB (США) по технологии "кальций плюс", указано значение тока "холодной прокрутки" при температуре -18°С (например, типы: А24550, А65900, А75650). Здесь три последние цифры - величина тока "холодной прокрутки" для данного типа батареи. Это наибольший ток при температуре электролита -18°С (или -29°С), который отдает новая, полностью заряженная батарея при условии, что напряжение на ее выводах не ниже 7,2 В на 30-й секунде разряда. По этому показателю (как предельному) можно подобрать новую батарею, если известны рабочие токи стартера при пуске двигателя. Его не следует путать со значением стартерного тока (контрольного) при -18°С. В таблице приведены показатели и размеры некоторых типов иностранных батарей, наиболее часто встречающихся в магазинах, а также выпускаемых нашими предприятиями (в Тюмени, Саратове). На некоторых типах батарей фирм США указан гарантийный срок службы в эксплуатации (60 мес, 72 мес). Если фактический срок службы в данной 74 ЗА РЛМ1 / 5 УЕ 09стране оказывается меньше обозначенного, покупателю возмещают остаточную стоимость. Однако цена таких батарей выше, чем у других, не имеющих определенного срока эксплуатации. При покупке стартерной батареи, уже заправленной электролитом, надо проверить дату ее изготовления, так как от продолжительного хранения (более одного года) без подзаряда батарея может утратить значительную часть работоспособности и ресурса. При покупке такой батареи необходимо проверить напряжение на полюсных выводах - оно должно быть не ниже 12,5 В. Для северных районов важно и то, что синтетический материал корпуса (моноблока) отечественных батарей выдерживает мороз до -50°С. Моноблоки некоторых зарубежных фирм такой морозостойкостью не обладают. При длительной эксплуатации (хранении) материал стареет - становится хрупким, и батарея может дать трещину даже при легком столкновении автомобиля. Вытекающий электролит принесет в этом случае дополнительные неприятности. В заключение приводим средние сроки службы аккумуляторных батарей в различных странах, опубликованные в журнале "The Batterie Man": Западная Европа - 64 месяца, Канада - 60, Япония 54, Австралия - 37, США - 36, Бразилия - 29, Индия - 21, Корея - 19 месяцев. В них нашли отражение как местные условия (климатические, дорожные, хранения автомобилей, техобслуживания и т. п.), так и конструктивно-технологические особенности производимых в этих странах батарей. Хотя эти данные не могут однозначно характеризовать долговечность батареи, они неплохо отражают их надежность - правда, применительно к местным условиям эксплуатации.Шатун старого образца с отверстием - масляным каналом. Модернизированный - его не имеет.ИгШ1_ __ 1Книг 1НРис. 2. Шатунный вкладыш. Отпечатки неровностей шатуна на поверхности говорят о высоких нагрузках - причинах выкрашивания металла и разрушения вкладышей.ШАТУН БЕЗ "ДЫРОЧКИ"Время от времени в двигателях автомобилей ВАЗ, хорошо, казалось бы, нами изученных, проверенных, не раз перебранных, появляются изменения, которые вызывают вопросы, а порой и недоумение. Например, почему ныне выпускают шатуны и вкладыши без масляных каналов (отверстий), может, брак? Объяснить, в чем тут дело, мы попросили специалиста ВАЗа С. ГЕРАСЬКИНА.Над совершенствованием автомобиля непрерывно работают и конструкторы, и технологи. Притом доработки или переделки'уже выпускаемых автомобилей даются болезненно: станки давно установлены, процесс отлажен. То, что предлагает конструктор, часто не находит поддержки производственника, поскольку требует изменений в технологическом процессе - а это новые хлопоты. В то же время, не всякое предложение производственников одобряют конструкторы| так как изменение технологии (чаще всего какое-то упрощение обработки) иногда ухудшает конструкцию двигателя, подвески, кузова и т.п. Но иногда предложения двух сторон совпадают и дают хорошие результаты. Таким стало изменение конструкции шатуна для двигателей заднеприводных "Жигулей" и "Нивы". В нем перестали делать отверстие для подачи масла на нагруженную стенку цилиндра. Хорошо технологам - исключена сложная операция, которая требовала высокой точности. Нравится и конструкторам: ведь они требовали подать масло мимо юбки поршня на стенку цилиндра, когда поршень находился в ВМТ. Малейшее отклонение в обработке (а такое случалось) сводило на нет эффективность этого конструктивного решения масло не попадало туда, куда нужно. Быть бы беде, но, к счастью, зазоры в кривошипно-шатунном механизме наше-