приятий нет средств на переоборудование машин. Со своей стороны Газпром готов устанавливать газобаллонные системы в кредит, расплатиться за который можно будет из средств, сэкономленных при использовании дешевого газа. На АГНКС оборудуют мастерские, где будут монтировать аппаратуру, в том числе и на легковые машины автолюбителей. Мы коснулись организационных и экономических предпосылок перехода на газ. А на технические вопросы попросили ответить А. МОРЕВА, заведующего лабораторией применения газового топлива на транспорте НИИАТа.Действительно, цена на сжатый природный газ, который используют как топливо для автомобилей, не должна превышать 50% цены самого дешевого бензина А-76. Так предписано постановлением Правительства России № 31, принятым еще в январе 1993 года. А на некоторых автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) цены еще ниже! Однако потребление природного газа автомобилями за последние годы не возросло, а упало, что вовсе не отвечает экономическим интересам государства. Как сделать газификацию автотранспорта выгодной и привлекательной ? В прежние годы об этом не особенно заботились, нажимая на административные рычаги. Так, в начале 80-х автомобильная промышленность получала задания выпускать машины на газовом топливе, а автотранспортные предприятия - их поку26 З РЛМ 1/5 АУЕ 19пать. Использование газомоторного топлива позволило сэкономить только в 1990 году по России около 500 тыс. тонн так называемых светлых нефтепродуктов. Если в 1990 году в России реализовали 511,6 млн. м 3 газа в качестве моторного топлива, то в 1993-м - только 259,5. В республиках СНГ, импортирующих нефтепродукты, темпы снижения не так велики. На Украине в те же годы продали соответственно 288,2 и 253,6 млн. м3. В 1994 году российские АГНКС принесли около 30 млрд. рублей убытка. И все-таки, по большому счету, газ выгодно использовать! Уточним, какой именно. Автомобили сегодня работают в основном на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутане) или сжатом (компремированном) природном (метане). Сейчас бензин и нефтяной газ - не дефицит, хотя добыча нефти уменьшилась: сказалось падение промышленного производства и грузоперевозок. Как пока-Проб лемы и суждениязывает мировой опыт, подъем экономики в первую очередь стимулирует развитие автомобильного транспорта, которому тогда отечественной нефти может не хватить. Запасы же природного газа в России огромны - 40% мировых. Надо ли говорить, насколько выгодно государству, если автотранспорт будет его использовать. Тем более, что при работе на газе значительно снижаются вредные выбросы в атмосферу. Вопрос о газификации снова (в который уже раз!) поставлен настолько серьезно, что для решения организационных вопросов создана специальная правительственная комиссия, в которую вошли представители Газпрома, автомобильной промышленности, смежных отраслей. Она работает над законопроектом, который позволил бы изменить существующее положение. Большая проблема - у пред- Анатолий Иванович, расскажите, в чем отличия аппаратуры для сжатого газа от знакомой автомобилистам - той, что рассчитана на пропан-бутан? - Для сжатого природного газа используют баллон высокого давления и еще один, дополнительный редуктор, который снижает давление, независимо от его величины в баллоне, до 12 кгс/см2. Все остальные узлы - как в системе для сжиженного газа, даже редукторы и клапаны одинаковые. Но в некоторых конструкциях оба редуктора объединены в одном корпусе. Есть системы и для автомобилей с впрыском топлива там только одноступенчатый редуктор, который обеспечивает давление впрыска за счет энергии, запасенной в баллоне. Такая аппаратура не унифицирована с той, что для