сжиженного газа. Она дороже, но надежнее и экономичнее, чем распространенная сейчас: топливо лучше перемешивается с воздухом, его не уносят отработавшие газы. - А какие "подводные камни" ожидают автомобилистов? - Главный - автомобили теряют около 10% грузоподъемности: баллоны тяжелые. Если из легированной стали, то более 60 кг каждый, а на ЗИЛ-130 их устанавливают восемь. Но сейчас емкости изготовляют и из композитных материалов - эти гораздо легче. Да и машины редко загружены полностью. Например, в фургон на шасси ЗИЛ-130 можно загрузить всего 2,8 тонны хлебопродуктов, так что оставшуюся грузоподъемность не используем. Невелик и запас хода, однако замечу: у большинства автомобилей дневной пробег не превышает 150 км, а запаса газа хватит и на большее расстояние. - А еще у машин, которые работают на газе, уменьшается мощность, мотор плохо пускается зимой... - Беда в том, что газ вынужденно используют в двигателях, которые рассчитаны на бензин, потому-то мощность падает. У газодизельных автомобилей (дизельное топливо - 15-20%, остальное - природный газ) она практически сохраняется. Октановое число природного газа высокое: 105-110, в зависимости от доли примесей в метане. Если спроектировать двигатель специально для газа, со степенью сжатия 11-11,5, мощность, наоборот, возрастет. Задача - соединить топливо и мотор, сделать так, чтобы они соответствовали друг другу. Пусковые качества газа хуже, чем бензина, но можно использовать инфракрасные (беспламенные) горелки, которые подогреют картер двигателя. Такие приборы существуют, а работают они от того же газового баллона. К тому же пустить мотор зимой можно и на бензине. - Владельцы машин, работающих на смеси пропана и бутана, вынуждены периодически удалять парафин из системы...- У тех, кто ездит на природном газе, такой проблемы нет. Им эксплуатировать систему проще: исключено обмораживание рук, выплескивание жидкости при заправке. Удобно и то, что срок освидетельствования баллонов не два года, а пять. Если топливом служит сжатый газ, в двигатель не поступает жидкость - образуется лишь смесь газов (так называемая однофазная смесь), которая полностью сгорает. Двигатель работает мягче, шум уменьшается. Можно реже заменять масло - в него не попадают кислоты, они почти не образуются при сгорании метана. - Многие считают, что газовое топливо взрывоопасно. - Опыт показывает, что автомобили на природном газе даже менее пожаровзрывоопасны, чем на нефтяном топливе. Природный газ легче воздуха в 1,6 раза - при утечках он моментально улетучивается. Нижний предел взрывоопасное™ метана - 5% от объема помещения. Для взрыва нужно, чтобы его накопилось очень много (кстати, в 2,5 раза больше, чем пропан-бутана). Но соблюдать правила техники безопасности, конечно, необходимо. В автопарках нужно будет установить недорогие датчики газа. Кстати, НИИАТом издана техническая документация, которая поможет решить проблемы перехода на газовое топливо. Если все-таки машина загорелась, газовые баллоны, в отличие от бензобаков, взрываются очень редко. Сначала выгорают уплотнения, газ быстро выходит из баллона и сгорает. При этом сам баллон, согласно законам физики, интенсивно охлаждается, поэтому взрыва не происходит. Некоторые страховые компании за рубежом даже установили сниженные расценки для машин, использующих природный газ. Это говорит о том, что риск невелик. - Что ж, когда речь идет о новой технике, часто приходится преодолевать психологический барьер. Будем надеяться, что наша беседа ответила на многие вопросы. Беседу вел Д. ПОСТНИКОВ'Лово - адвокатуВ ОКРУГ ГАРАЖАПредседатель ГСК, самовольно закрыв межгаражный проход, выделил место для строительства своим друзьям. Кроме того, они без разрешения пристроились к капитальной стене моего бокса. Правомерны ли подобные действия? Тюмень С. ПРЯНИКОВ Во-первых, необходимо уточнить, приняты ли решением общего собрания ГСК "друзья" председателя в члены кооператива. Строиться может только член ГСК. Во-вторых, для этого необходим пакет документации: разрешение архитектора, пожарной охраны, санэпидстанции, прочих инстанций. И наконец, стройка не должна мешать другим членам ГСК въезжать в свои боксы. Они могут подать в суд иск "О нечинении препятствий в пользовании машиноместом". Строительство без разрешения - самоуправство. Кроме того, "товарищ" председателя, если у него что-то сломают, не сможет быть потерпевшим. На машину есть техпаспорт. На дачу - свидетельство о праве собственности. Что предъявит правоохранительным органам гражданин, не имеющий разрешительной документации? Чем докажет свои права? Так же трудно ему будет выступать истцом в гражданском процессе. Имеет ли право ГСК, если соответствующее положение внесено в Устав, решением общего собрания заставить члена кооператива в качестве "общественной работы" выполнять те или иные поручения - например, отработать несколько смен в месяц сторожем (охранником)? Пермская область, А. КИРОВ Краснокамск Нет, не имеет. Если есть необходимость в стороже, дворнике, слесаре, можно с учетом этого повысить ежемесячные взносы каждого члена ГСК на эксплуатацию гаража. Собранную сумму можно расходовать и на ремонт, охрану, освещение и т. п. Вместе с тем член кооператива пользуется первостепенным правом на получение работы и услуг по сравнению с другими гражданами. Иными словами, член ГСК в первую очередь должен быть принят на работу сторожем, если у него, допустим, тяжелое материальное положение. Работа - его право, но не обязанность. Открыли, скажем, при ГСК мастерскую по ремонту машин. Член ГСК имеет первоочередное право на ремонт своего автомобиля по сравнению с другим водителем или собственником. К сожалению, из вашего письма неясно, приватизированы ли боксы. После приватизации у собственника гораздо больше прав, чем просто у члена ГСК. Один из членов ГСК продал свой гараж юридическому лицу Сбербанку. Какие теперь будут в ГСК взаимоотношения между различными собственниками - физическими и юридическими лицами? Как быть с оплатой эксплуатационных расходов? Не превратятся ли боксы в склады? Иваново А. БАТУЕВ, председатель ГСК "Жигули" Собственник бокса имеет право его продать, подарить, завещать, поменять. Это - азбучная истина гражданского законодательства. Нет принципиальной разницы, кто является собственником бокса - гражданин или банк. Платить за воду, свет, землю, телефон должны все собственники. Из совокупных взносов выплачивается и зарплата обслуживающему персоналу. Однако действия собственников не должны мешать или наносить вред другим членам кооператива. Например, мешок картошки или несколько покрышек в боксе никому не мешают. А хранить в гараже бутыль с серной кислотой или ящик динамита недопустимо. Если не запрещает Устав, в гараже можно держать какие-нибудь ящики или предметы - устроить склад. Но лишь при условии, что погрузка-разгрузка не будет мешать другим членам ГСК. Лучше всего такие вопросы решать большинством голосов на общем собрании. На вопросы отвечал Л. ОЛЬШАНСКИЙ ЗА РУЛЕМ 11/95 27