12
13
работай другой вариант автомобиля с двигателем "Катерпиллер CAT 3054" четырехцилиндровым дизелем объемом 3990 см 3 , с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Для трансмиссии новой машины пришлось разработать заново задний мост и изменить передаточные числа пятиступенчатой коробки передач ЗИЛ-130. Улучшенные динамические качества автомобиля потребовали оснастить его передними дисковыми тормозами собственной разработки. Привод тормозов - гидравлический с пневмоусилением. По компоновочным соображениям этот узел расположен поперек моторного отсека. Усилители в рулевом управлении и тормозах облегчают работу водителя в городских условиях, для которых характерны частые торможения и маневрирование. Рама изготовлена из гнутогоехникаНАДаже поверхностный взгляд на автомобили, бегущие по дорогам России, обнаруживает, что за всем многообразием грузовиков - фургонов и самосвалов, платформ и цистерн, панелевозов и автокранов - кроется весьма ограниченный набор шасси. В подавляющем большинстве это ЗИЛы, КамАЗы, ГАЗы - грузовики среднего класса фузоподъемностью от 3 до 10 тонн и совсем немного малотоннажных УАЗов грузоподъемностью до 0,8 тонны и "газелей" - до 1,5 т. Картина эта наследие периода госзаказа, когда задачей автомобилестроения было обеспечение грузовым транспортом "гигантов индустрии" - грузи как можно больше и вези как можно дальше. Модели грузовиков 50-80-х годов создавались универсальными, то есть пригодными к работе в сельской местности, в армии, на дорогах всех типов. Автомобили для внутригородских перевозок небольших партий грузов в 2-3 тонны не выпускались вовсе. Этот пробел в грузоподъемности и назначении призван заполнить новый городской малотоннажный автомобиль ЗИЛ-5301. Шасси автомобиля создано для работы в городских условиях и призвано также стать основой для целой гаммы специальных и технологических автомобилей городского хозяйства. Такие автомобили весьма популярны в мире. Их производят компании ИВЕКО, "Рено", "Мерседес-Бенц" и другие. Именно грузоподъемность 2-3 тонны наилучшим образом устраивает ча12 ЗА РУЛЕМ 11/95 стных и государственных перевозчиков, работающих в крупных промышленных центрах, то есть обслуживающих магазины и рестораны, детские сады и школы, поликлиники и больницы. Кроме того, многие некрупные предприниматели хотели бы иметь собственный небольшой грузовик, неприхотливый в обслуживании и всегда "под рукой", как личный легковой автомобиль. Обладая необходимым запасом прочности несущей системы и ходовой части, эти машины могут нести разнообразное оборудование для городских служб и сервиса, заменяя громоздкие и тяжелые "полноразмерные" грузовики. Легкое шасси с дизельным двигателем и небольшими 16-дюймовыми колесами обеспечивает хорошую маневренность благодаря большим углам поворота колес, низкую погрузочную высоту и высокие эксплуатационные показатели - малый расход топлива, хорошую устойчивость и разгонную динамику. препятствием для широкого российского потребителя. Поэтому был разработан вариант ЗИЛ-5301 на собственных, а также выпускаемых в СНГ агрегатах, который мы представляем сегодня. Конструкторы автомобиля, максимальная грузоподъемность которого 3 т, решали две основные задачи - создание современного грузового автомобиля для города и максимальное снижение его стоимости, что должно сделать его доступным основным российским потребителям. Разработка велась с учетом реальных финансовых и производственных возмож ностейАМО'ЗИЛ".СЛУЗВ кабине ЗИЛ-5301 легко могут разместиться помимо водителя еще двое пассажиров. Рулевая колонка регулируется по углу наклона.Пневматический усилитель тормозов расположен поперек (I) моторного отсека.После тщательного анализа и опробования на образцах выбрали узлы и агрегаты, хорошо зарекомендовавшие себя на других моделях ЗИЛ из действующего производства: это кабина, рулевой механизм со встроенным гидроусилителем, тормозная аппаратуИменно над такой машиной рабора, коробка передач, и др. Кроме со тали в последнее время конструкторы кращения издержек на создание констЗИЛа. С первым ее вариантом ЗИЛ- рукции и освоение производства, такое 53012, собранным на основе агрегатов решение позволило заложить должный "Мерседеса", читатели уже знакомы (ЗР, уровень надежности и существенно 1994, № 8). Опыт эксплуатации показал, приблизить начало серийного выпуска. что параметры грузовика хорошо отвеСпособствовало этому также решение чают требованиям к городскому развозприменить дизель Д-245.10 Минского ному автомобилю, а муниципальные моторного завода рабочим объемом 3 службы увидели в нем шасси для специ4750 см с турбонаддувом. Со временем ЗИЛ рассчитывает освоить произальных и технологических автомобилей. Только высокая цена стала серьезным водство подобного мотора, а пока про-швеллера постоянного сечения и трубчатых поперечин, что позволяет легко создавать модификации с различной колесной базой. Кроме стандартной 3650 мм, для модификаций выбраны базы 3250 и 4250 мм. Подвеска по традиционной для грузовиков схеме - зависимая, на полуэллиптических рессорах, которые крепятся к раме через резиновые втулки и rM^~Ю—^J7 Ыг^ mk\a'1"Г inLea aj1820l^th!Jil__LIili^6195 226S•m*Габаритные размеры ЗИЛ-5301. сайлент-блоки, - оснащена телескопическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости не только спереди, но и сзади. Оригинальна и общая компоновка автомобиля, выполненная по так называемой полукапотной схеме. Она объединяет в себе достоинства капотной и бескапотной компоновок: легкий доступ для разворота на 180 градусов потребует на 3 метра меньше места, чем распространенный ГАЗ-3307. Для выполнения международных требований по безопасности конструкции предусмотрены задний противоподной техники выполнена компоновка, конечноэлементным методом проведены расчет и оптимизация несущей системы автомобиля, разработаны поверхности оперения и бампера. Ожидается, что основными покупателями нового ЗИЛа станут не только государственные предприятия, но и частные владельцы, тем более что отпускнаягСБУ ГОРОДУДизель Д-245.Ю не занимает много места под капотом.к двигателю и простоту конструкции с возможностью увеличить длину грузовой платформы. Двигатель почти целиком уместился под капотом, а кабина от ЗИЛ-4331 для водителя и двух пассажиров накрывает собой сцепление и коробку передач. Благодаря этому автомобиль получился на полметра короче ЗИЛ-130, но имеет грузовую платформу такой же длины. Колеса небольшого диаметра с шинами 225/75R16C обеспечивают низкое расположение центра тяжести и малую погрузочную высоту на 455 мм ниже, чем у "130-го". Невелик и радиус поворота - 6,8 м. ЗИЛ-5301катный брус и боковое ограждение. Художественно-конструкторская разработка является оригинальной. Автомобиль имеет современный запоминающийся облик и сохраняет традиционные черты грузовиков ЗИЛ, он хорошо вписался в городскую среду. Признанием мастерства наших дизайнеров стало второе место машины среди коммерческих моделей на 1-м Московском международном автосалоне 1993 года. Это весьма высокая оценка, учитывая, что первое место занял немецкий автобус класса "люкс" "Неоплан-Мегалайнер" - машина далеко не массовая. Средства автоматизированного проектирования применялись на всех стадиях работы. С помощью компьютер-цена шасси с двигателем Минского завода не превысит 11000 долларов США. Стабильный сбыт грузовика можно обеспечить, только предложив потребителю, а также предприятиям, занимающимся дооборудованием автомобилей, необходимые им комплектации и модификации. Кроме традиционно выпускаемых модификаций (шасси под комплектацию с различными колесными базами и бортового автомобиля с тентом), АМО "ЗИЛ" предлагает автомобиль, оборудованный изотермическим кузовом, фургоном общего назначения, шасси с кабиной повышенной пассажировместимоста, производство которых уже начато, а выйти на полную программу намечено в первой половине 1996 года. Параллельно ведем работы с заво-1 - шасси; 2 - бортовой грузовик; 3 рефрижератор; 4 - фургон; 5 - кабина увеличенной вместимости; 6 банковский бронеавтомобиль; 7 двойная кабина; 8 - скорая помощь; 9 - аэродромный трап.дами-изготовителями спецавтотехники и оборудования над созданием следующих модификаций: автомобиль-рефрижератор, самосвал, автоцистерна, реанимобиль, автобус на 16-22 пассажира, пожарный автомобиль, инкассаторский автомобиль на 1,5-2 т ценного груза с защитой от огнестрельного оружия, автолавка, ЗА РУЛЕМ 11/95 13