59
60
w^jyi v " v^-^ "Лише в глубоком снегу машины с тяжелыми прицепами либо помогая им взбираться на крутые берега рек и оврагов, мы быстро порвали почти все стальные тросы. Самолетом доставили и сбросили нам бухту капроновой веревки всего раза в полтора "толще" нашего стального троса. Казалось, ее придется складывать вдвое, чтобы не порвать. Новый трос длиной около Юм даже при сильных рывках буксировщика только больше вытягивался, а затем, как резиновый, "выстреливал" буксируемый автомобиль. Синтетика здорово тогда помогла^ До начала движения надо договориться о сигналах, которые должен подавать рукой водитель буксируемой машины. Скажем, взмахами вперед - ехать быстрее, взмахами в сторону - остановиться. То же - включением фар или звукового сигнала. Чтобы машина меньше сопротивлялась движению, сначала надо "раскатать" колеса и трансмиссию - редуктор заднего моста, коробку передач. Это в первую очередь относится к автомобилям старых моделей, с трансмиссионным маслом прежних марок-ТАп-15, гипоидным и т. п., сильно густеющим на морозе. Для чего какое-то расстояние проезжают на нейтральной передаче. Затем закрывают воз- • душную заслонку, включают зажигание, третью, реже - вторую передачу и плавно или ступенчато отпускают педаль сцепления, но так, чтобы ведущие колеса не скользили из-за чрезмерной нагрузки со стороны двигателя. Когда передачу включить при движении не удается ("ведет" сцепление), надо остановиться и включить ее на месте, а трогаться с выжатым сцеплением. Если двигатель все-таки не подает признаков жизни, скорее всего, залиты бензином электроды свечи. Чтобы очистить их, продуйте цилиндры на ходу. Для этого откройте -воздушную заслонку карбюратора, медленно нажмите на педаль "газа" и подержите ее в этом положении несколько секунд. Двигатель все же "не схватил" - тогда отпустите педаль "газа" и энергично нажмите на нее несколько раз, чтобы ускорительный насос впрыснул дополнительное топливо в карбюратор. Не помогло и это - прикрывайте воздушную заслонку. Помните, что в автомобиле с усилителем тормозов он до пуска двигателя не работает. Потому, привычно нажимая на педаль, может показаться, что тормоза вообще отказали. В этом случае надо просто нажимать сильнее. Если автомобиль с автоматической коробкой, на роль буксира он не годится: можно повредить ее детали. Когда двигатель тгачнет-работать, включите нейтральную передачу и, приоткрывая воздушную заслонку карбюратора, установите устойчивые обороты. Затем дайте сигнал буксировщику остановиться, но тормозите аккуратно, дабы не отблагодарить его горьким поцелуем. одну гирю. Даже в этом случае машина с неисправным амортизатором "ползет". Прикинем: при "сцепном весе" на передней оси 500 кгс боковая сила 30 кгс возникнет на повороте радиусом 200 м уже при скорости 11 м/с, то есть около 40 км/ч (рис. 2). Но многие ли ездят так осторожно? Выходит, кое-как работающие амортизаторы все же нас выручают. Если бы колеса катились по льду (коэффициент сцепления 0,1), то для сползания в сторону передка автомобиля понадобилась бы сила в 50 кгс. Иными словами, "отскоки" колеса от покрытия опасней езды по льду. Даже небольшой ветерок способен сдуть такой автомобиль в канаву, что и произошло с "Москвичом" моего соседа. Хотя большая часть наших автомобилей к определенной дате получает формальное добро на эксплуатацию, на деле техосмотру в его нынешней форме грош цена. Кому как не Госавтоинспекции это знать, коль скоро и на ее "жигулях" колеса то и дело отваливаются! А что говорит статистика? В том же Энгельсе недавно прошла конференция на тему "Амортизатор". Из услышанных здесь докладов мы узнали премного любопытного. О том, например, что во многих цивилизованных странах неисправности амортизаторов обнаруживают на 30% автомобилей (во Франции - даже на 50%), что служит там амортизатор нормально не десять лет, как у нас, а лишь до пробега 20-30 тысяч километров (при таких-то дорогах!). Увы, что касается нашей великой страны, о ней, как обычно, данных нет. Анализом никто всерьез не занимается, разве такой энтузиаст, какЧЕГО МЫ НЕ ЗНАЕМНемногие владельцы потрепанных автомобилей подозревают о том, что ездят на машинах, под которые заложены "бомбы" — неисправные амортизаторы. Чемэточревато, рассказывает Э. КОНОП. СИЛА ЭКСПЕРИМЕНТА ... Однажды моему моторизованному соседу пришлось заменить кузов "Москвича"- на скорости 100 км/ч машина "сошла с дороги". Причина? Неисправные амортизаторы. Можно порой увидеть, как одно из колес идущей впереди машины вроде бы без причин начинает отскакивать от дороги. А на большой скорости вообще создается иллюзия, будто колесо висит в воздухе. Это недалеко от истины: у колеса в таком состоянии - с неработающим амортизатором - очень слабое сцепление с покрытием, даже если последнее само по себе неплохое. Когда же дорога смочена дождем или покрыта льдом, автомобиль в такой ситуации может оказаться совершенно неуправляемым. В городе Энгельсе на СТО "Саратов-Лада" мы наблюдали любопытный эксперимент (рис. 1). Левым колесом автомобиль был усга-Рис. 1. Схема испытания автомобиля с исправным и неисправным амортизатором: 1 - автомобиль; 2 - вибростенд; 3 - левый амортизатор; 4 - тележка; 5 - динамометр; 6 - блоки; 7 трос; 8 - груз. новлен на площадке вибростенда (его специально для таких исследований разработала группа энтузиастов во главе с Е. Хвостовым), а правым - на тележку, позволяющую колесу свободно двигаться в сторону. Вибростенд вынуждает левое колесо вибрировать в вертикальном направлении с размахом колебаний около 10 мм, а груз (две гири по 32 кг) через систему блоков создает в это время боковое усилие,- приложенное к передней оси автомобиля. При исправном левом амортизаторе 3 колесо нормально "держит дорогу". Но вот амортизатор отсоединяют, имитируя отказ, включают режим вибрации... Колесо начинает отскакивать от вибратора, и автомобиль сползает в сторону. Повторяют опыт, сняв Евгений Хвостов, организовавший эту конференцию. Впрочем, даже не имея официальных данных, каждый читатель может "вычислить", как и на чем мы ездим. Для нашего автомобилиста амортизатор не так важен, как карданный вал или коробка передач. Не вытек - значит, исправен! Насколько эффективно он гасит колебания, мы в лучшем случае проверяем, качнув кузов. Кстати, при этом невозможно-объективно судить, способенли амортизатор гасить колебания самого колеса с присоединенными к нему деталями подвески и управления, может ли препятствовать отскакиванию колеса от покрытия. Да, привычка ездить на чем попало одна из наших бед. ЗА РУЛЕМ 12/95 59 ЧТО ЗАВИСИТ ОТ АМОРТИЗАТОРОВ Только наивный, "зеленый" автолюбитель скажет, что исправные амортизаторы - это комфорт... и все. Действительно, тряска, вибрация, шум в автомобиле во многом зависят от состояния амортизаторов. . Но комфорт - не самое главное. О влиянии амортизатора на способность колеса "держать дорогу" мы уже сказали. Исследования показывают, что его состояние сказывается на всем, что мы связываем с понятием "автомобиль". Что заставляет колесо вибрировать, отскакивать? Прежде всего - неровности покрытия. Особенно опасны участки с волнами, напоминающими стиральную доску, и им подобные (брусчатка, булыжник, небольшие бетонные плиты), так как подвеска - при неудовлетворительной работе амортизаторов - здесь легкохорошего двигателя - нужны еще хорошие амортизаторы, позволяющие при скорости 300 км/ч "прилипать" к шершавому покрытию! Не случайно многие скоростные автомобили обзавелись всевозможными "антикрыльями", на больших скоростях прижимающими к дороге. Аэродинамика обычно ухудшается (потери больше), а вот средняя скорость растет, так как ведущие колеса гораздо меньше проскальзывают. Понятно, что состояние амортизаторов сказывается и на топливной экономичности, ибо проскальзывание колес - это непроизводительная трата бензина. Кроме того, когда колеса хорошо "держат дорогу", можно меньше тормозить перед поворотами. Но есть и "скрытые" формы влияния амортизаторов на экономику машины. Например, известно, что плохо отбалансированное колесоных шарниров, ШРУСов, эластичных муфт, муфты сцепления и т. д. Бывает (хотя и сравнительно редко), в резонансных крутильных колебаниях участвует и коленвал - случаи его поломок мотористам известны. Пусть это вас не удивит: между безопасностью на дорогах и состоянием амортизаторов могут быть и более тонкие связи. Например, некоторые автомобили в движении по волнистому покрытию склонны к "клевкам" - тем более заметным, чем хуже амортизаторы. При неудовлетворительной работе последних автомобиль на некоторых (резонансных) режимах способен "клевать" куда охотней, чем диктуется профилем дороги. В ночное время это оборачивается ослеплением встречных водителей - тут даже "ближний" луч ваших фар кого-то бьет по глазам (рис. 3).Foot, кгс 60 50 40I IIS^sS / 1Шш iРис. 2. Связь между скоростью движения и величиной боковой силы при одном и том же радиусе поворота - 200 м. Сцепной вес - 500 кгс.зо'20 10 0щяшкш5 10HJ^aiBiHB15 V,M/c Рис. 3. "Клевки" изза неисправности амортизаторов. быстрей изнашивается, часто - в виде серии равнорасположенных "плешин". Неисправный амортизатор многократно ускоряет этот процесс, так как не способен даже частично сглаживать колебания шины. А ЕЩЕ-ВИБРАЦИИ Вибрации, передающиеся от дороги и колес на кузов автомобиля и его содержимое, не только создают дискомфорт экипажу, но и неустанно разрушают конструкцию. Осматривая внимательно старые автомобили, вряд ли вы найдете такой, где совсем нет усталостных трещин в самых неожиданных местах. Но особенно часты они вблизи ответственных точек, где крепятся двигатель, коробка, узлы подвески, сиденья и т. д. Все это - работа вибрации. Потом, при чуть более сильном толчке, место у трещины "доламывается", и счастье, если двигатель обрушивается вниз или колесо отваливается, когда скорость невелика. Вернемся к проскальзыванию колес. Конечно, оно само по себе ускоряет износ шин. Но этим вред не ограничивается. Переменный контакт ведущих колес с дорогой вызывает крутильные колебания в трансмиссии, которым (в простейшем случае) противостоит маховик двигателя. Отсюда - закономерный износ деталей и узлов трансмиссии: кардан"НЕ СПРАВИЛСЯ С УПРАВЛЕНИЕМ" ИЛИ?.. Когда виновника аварии "разбирают" в ГАИ, часто выносится определение: не справился с управлением. Попытки уточнить детали того или иного происшествия, как правило, даже не предпринимаются. Когда некто, лишь вчера получив "права", сегодня по гололедице норовит установить рекорд скорости и финиширует на столбе он явно "не справился". А случается, при скромных 60-70 км/ч старенький автомобиль вдруг выходит из-под контроля опытного водителя... Разве не напрашивается тогда более углубленный анализ происшедшего? Но кто его сделает? Проще написать "не справился...". По мнению многих специалистов, участвовавших в вышеупомянутой конференции, степень исправности амортизаторов на наших автомобилях, особенно если им не первый десяток лет от роду, приближается к нулю. Учитывая состояние отечественных дорог, по-другому просто быть не может. Отсюда - огромное число аварий, которых водители могли бы избежать, будь автомобиль хоть чуть-чуть послушней. А он попал на бугристый лед, запрыгали колеса- и машина, игнорируя усилия водителя, едет в кювет, на столб, на дерево... Как противостоять повседневной опасности?.Конечно, следить за исправностью машины.попадает в резонансные режимы и колесо отскакивает от покрытия очень высоко. А потому не стоит нестись по трамвайному пути, если полотно между рельсами выложено плитами. Другой источник колебаний колеса его дисбаланс. Наконец, искажение формы (скажем, вследствие удара). Даже хорошо отбалансированное, "квадратное" колесо на ходу трясет. Итак, плохие амортизаторы - это низкая динамика автомобиля: ухудшаются разгон (особенно переднеприводного), торможение, усложняется прохождение поворотов. И все это из-за проскальзывания колес, которое резко возрастает при усилении их вибраций. Исследования показывают, что даже частичная потеря эффективности амортизаторов увеличивает путь торможения, особенно если дорожное покрытие далеко от идеала. Полная утрата эффективности амортизаторов или (по-нашему!) "смелая" езда вообще без них недопустимы. Снижается и максимальная скорость. Хотя вопрос этот скорей волнует гонщиков, не сказать об этом нельзя. Мощность мотора эффективно преобразуется в тяговую силу, если ведущие колеса плотно контактируют с покрытием. Это особенно хорошо знают... автомоделисты, имеющие опыт постройки скоростных моделей. Для достижения наивысшей скорости им мало 60 ЗА РУЛЕМ 12/95