Автомобильная ЖИЗНЬВИДИМО, стиль общения с посетителями своего начальника успешно перенимают и подчиненные. Присутствовавший при разговоре майор заявил и без того оплеванному просителю, что никто не будет заниматься его заявлением, а жалобы "наверх" еще больше все замедлят. Дело дошло даже до угроз. Тогда Калинин к своим проблемам прибавил еще одн у - решил добиться наказания хамов. Лишь на семнадцатый день, и то только после вмешательства заместителя начальника УГАИ Москвы, нашему герою удалось узнать, кто врезался в его машину. На, мягко говоря, ненормативное поведение сотрудников 45-го отдела и их лексику внимание, похоже, никто не обратил. Нет, не то чтобы руГАИ этого не скрывают) премии эти настолько редки и незначительны, что их и так никто всерьез не принимает. Правда, выговор на некоторое время отодвигает и присвоение очередного звания. Ну а если оно только на днях получено? Или цель службы человек видит в другом? В общем, И. Калинин ничего так и не добился и, получив стандартный ответ типа "факты не подтвердились", перегорел, успокоился. Неужели на хамство "отдельных представителей ГАИ" и впрямь нет управы? А почему, собственно, мы ждем, что кто-то справедливый там, "наверху", позаботится о нас? Ведь в шутке оАМСТВО В ЗАКОНЕМилицейское начальство не в силах справиться с грубостью подчинен ны хТипичная, к сожалению, история, когда, остановив вас на дороге, инспектор ГАИ то грубо разговаривает, то демонстративно "не слышит" ваших вопросов - одним словом - хамит. Вы же, глотая обиду и чувствуя полную свою беспомощность перед вооруженным милиционером, молчите, зная наперед, что справедливости вряд ли добьетесь... Ситуацию, в которую попал давний подписчик журнала Игорь Александрович Калинин, смело можно назвать житейской. Рядовой даже. Тихо-мирно ожидая на перекрестке, когда пройдет автоколонна с включенными синими проблесковыми маячками, он вдруг почувствовал сильный удар в заднюю часть своей "пятерки". От подобных "сюрпризов" не застрахован ни один водитель. Слава Богу, все остались живы, столкнувшиеся машины пригодны для ремонта и, наконец, в ДТП не участвовали ни "новые русские", ни бандиты. Словом, оставалось только дождаться сотрудников ГАИ: одному получить приглашение в группу разбора, другому - справку об аварии для компенсации ущерба. Последнее особо интересовало пострадавшего, и, поскольку виновник столкновения сообщать свои данные не спешил, наш герой с особым нетерпением ждал приезда гаишников. На место происшествия доблестные рыцари дорог из 45-го отдела 30 ЗА РУЛЕМ 12/95 ГАИ Москвы добрались лишь через час ис ходу нарушили инструкцию: не представились, не поинтересовались ни длиной тормозного пути, ни техническим состоянием автомобиля - "виновника" случившегося, ни даже состоянием самого водителя. Зато "посоветовали" пострадавшему не мучиться и продать машину. Затем "виновника" аварии отпустили, предварительно о чем-то посовещавшись с ним в своей машине, и отказались сообщить Игорю Александровичу данные нарушителя, пригласив на завтра в отдел. На следующий день И. Калинин справку об аварии получил, но... далеко не все в ней оказалось верным, включая дату аварии - проставили сутками позже. А ведь в случае судебного разбирательства о возмещении ущерба это может иметь серьезное значение - ну, как ответчик документально докажет, что в этот день его вообще в столице не было! Все это пострадавший указал в своем заявлении на имя зам. начальника 45-го отдела Щербакова и хотел еще добавить что-то устно. Не тут-то было. Г-н Щербаков ответил, что, мол, у него нет желания общаться с "кляузником". Характерно, что в свое время на нынешнего зам. начальника 45-го отдела, еще не занимавшего столь высокий пост и работавшего в другом подразделении, уже поступали жалобы на грубость. Но, однако, растут люди... ководители ГАИ городского и других, более высоких уровней, не озабочены этой проблемой, да вот силенок для ее решения у них явно маловато. - Фактически, - объяснил журналистам источник в УГАИ Москвы, пожелавший остаться неизвестным, - поймать и наказать хамящего инспектора мы можем только во время гласных и, особенно, негласных проверок несения службы. Если же вас оскорбят в другое время, то ваши шансы добиться справедливости невелики. Ведь хотя практика показывает, что в большинстве своем заявитель прав, объективно доказать это весьма сложно... Об этом, кстати, говорит и статистика - за девять месяцев нынешнего года на грубость инспекторов пожаловалось более 150 водителей. Наказано же не было ни одного. А история с И. Калининым, по мнению чинов из УГАИ, тем и типична, что доказать все случившееся с ним просто невозможно. Он говорит одно, те на кого он жалуется - другое. Свидетелей нет, аудио- или видеозаписей тоже. Тут даже служебная проверка бессмысленна. Мало того - если даже факт хамства и установлен, то неминуемое наказание настолько не чувствительно, что вряд ли его можно вообще считать наказанием. Сотруднику всего-то объявят выговор, и он в течение года не получит ни одной премии и не может рассчитывать даже на устное поощрение. Но (и работники спасении утопающих, которое - дело рук самих утопающих, есть немалая доля здравого смысла. Против хамства гаишников прежде всего должны бороться мы, автомобилисты, больше всех от него страдающие. Скажем, неплохо обзавестись диктофоном и включать его, когда общение с представителем автоинспекции становится слишком накаленным. Кстати, наличие записывающего устройства поможет и самому водителю быть корректным, придаст уверенности, если дело дойдет до суда. Пока же в московских судах не могут вспомнить ни одного заявления на иногда откровенно хулиганское поведение стражей дорожного правопорядка. Конечно, в один день привить инспекторам ГАИ джентльменские манеры не удастся. Но потратить усилия на их "воспитание" в наших же интересах. В конце концов, полицейские за рубежом вежливы еще и оттого, что у тамошних автомобилистов есть чувство собственного достоинства, за которое они готовы постоять. Руководству же Госавтоинспекции, на наш взгляд, стоит подумать об ужесточении наказания за грубость своих подчиненных. Ведь вежливость, внимательность к водителям лишь прибавит уважения представителям ГАИ, что облегчит и их работу. Да и кому не хочется быть уважаемым человеком? Д. ЖЕРНОВ, А. РОСТАРЧУК