опыт эксплуатации.БИЗОНПолноприводный грузовичок на базе "Нивы" появился в редакции почти два года назад. С началак необычной машине отнеслись настороженно, но, "раскусив" ее возможности, взяли "Бизон" в оборот. Сколько он перевез грузов и каких - вряд ли поддается учету. Автомобиль работал в городе, на пригородных дорогах, ходил в дальние рейсы и, конечно (вездеход, все-таки), в достатке хлебнул бездорожья, порой самого непроходимого. Прежде чем говорить о поломках и неисправностях, поделюсь впечатлениями об автомобиле. За основу нашего "Бизона" взята старая "двадцать первая" "Нива", так что все усовершенствования, воплощенные в модернизированном ВАЗ-21213, его не коснулись. Двигатель - 1600 см 3 , четырехступенчатая коробка передач, главные передачи - 4,1. А нужно ли груженому "Бизону" сниженное до 3,9 передаточное число главнойпары , к ак на 21213? А 5-я передача? Она может понадобиться только при движении по трассе без груза или на частично загруженном автомобиле. В кабине "Би-. зона" относительно тихо. Старая панель, в отличие от новомодной "двести тринадцатой", не издает посторонних звуков, не вибрируют обивки дверей. Длинная база "Бизона" делает более тяжелым руль, зато машина не склонна к клевкам и продольной раскачке. Довольно жесткая задняя подвеска - удел любого грузовика. А теперь - о неисправностях. Недавно "Бизон" побывал на родине, где специалисты фирмы "Восточное Кольцо" его полностью продефектовали и отремонтировали. Так что пища для размышлений есть. Начнем с основы автомобиля - р амы . Здесь все в порядке: повреждений, трещин и крупных очагов коррозии не обнаружилось. Двигатель ремонта не потребовал. Обошлись стандартным набором регулировок: зазоры в приводе клапанов, карбюратор, з ажигание . А ведь мотор "Бизона" работал с большой нагрузкой, и водители часто грешили на недостаток мощности. Это еще одно подтверждение того , что "классический" вазовский двигатель при отсутствии заводских дефектов - агрегат надежный и живучий. Т рансмиссия пострадала больше всего. Заменили сцепление, от которого не стоит ожидать чудес долговечности при езде на загруженной машине по большому городу или проселку. Коробка передач, как и мотор, - пример надежности. А вот раздаточную коробку пришлось менять. В процессе эксплуатации оборвалась проушина ее крепления, после чего агрегат отремонтировали подручными средствами - с помощью специального клея. Но отцентровать его после ремонта не удалось, и в трансмиссии возникли сильные вибрации. Они и стали причиной разрушения подвесного подшипника заднего карданного вала. Ну и, конечно, беда всех "двадцать первых" "нив" - крестовины. Изношены в большей или меньшей степени оказались все до единой. Последнюю трансмиссионную неисправность смело можно отнести на свой счет - гудящий редуктор заднего моста и цвета побежалости на зубьях его шестерен - результат не проконтролированного вовремя уровня масла. В ходовой части обошлись заменой амортизаторов. Передняя подвеска "Нивы" и задняя - усиленная нивовская балка на рессорах от УАЗа - вели себя достойно и все перегрузки выдержали с честью. Шины - наверно, самое слабое место "Бизона". Нагрузка на них явно велика, что сказывается и на управляемости полностью груженой машины (вот почему "Бизон" категорически не рекомендуется перегружать), и на ресурсе шин, три из которых пришлось заменить: началось разрушение каркаса. Кабина и кузов полностью перекрашены. Причем у кузова от контакта с грузами краска местами оказалась ободранной, и он начал активно ржаветь. У кабины тоже был довольно неопрятный вид. Специальную антикоррозийную обработку "Бизона" не проводили. И зря, соленый московский снег за одну зиму сделал свое черное дело -появились первые желтые точки. Плюс несколько "незалеченных" вовремя сколов и царапин, которые, учитывая хранение под открытым небом, быстро превращались в очаги коррозии. Впрочем, перекрашивали кабину, скорее, не по необходимости, а потому, что представилась такая возможность. В "домашних" условиях можно было обойтись и косметическими мерами. При сборке свежеокрашенной кабины установили новую проводку, так как в старом жгуте обнаружилось короткое замыкание. Вот, вкратце, основное, что было проделано с "Бизоном". Кроме того, заменили фильтры, масло, тормозные колодки. Кому-то объем ремонтных работ покажется весьма солидным. Однако читатель, знакомый с "Нивой", заметит, что многие слабые места перекочевали на "Бизон" вместе с ее агрегатами. Это и малый ресурс крестовин, и проблемы с вибрацией раздаточной коробки. Ресурс некоторых узлов снизился потому, что легковая машина стала грузовиком: в более тяжелых условиях работают шины и сцепление. И все же повторим, оригинальные "бизоньи" узлы и агрегаты - рама и рессорная задняя подвеска - все испытания выдержали с честью. Не будем забывать и того, что в руках частного владельца, который не ставит перед собой задачи оценить надежность автомобиля и старается избежать критических условий эксплуатации, он служил бы много дольше. Массовым "Бизон", к сожалению, не стал. Но выпуск его продолжается. В секторе полноприводных грузовиков малой грузоподъемности он мог бы потеснить УАЗ. "Бизон" везет на 300 кг меньше груза, но по динамике и комфорту явно впереди, да и поэкономичней известного "обжоры" - "уазика". Наш "Бизон" снова в строю и даже внешне выглядит как новый. Через некоторое время мы обязательно вернемся к "жизнеописанию" грузовичкаработяги. И. ТВЕРДУНОВЗА РУЛЕМ 12/95 27