61
62
...И В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ БЕНЗИНV Чтобы в морозный день пустить мотор, автолюбители применяют несколько способов, облегчающих эту задачу, -льют в бензин масло, греют поддон и т. п. Многие при этом и не думают о возможных нежелательных последствиях. А зря. Слово - специалисту НАМИхим А. ПЕРВУШИНУ.Пуск двигателя при низких температурах всегда вызывает проблемы, даже если автомобиль подготовлен к зимней эксплуатации. Они связаны с тем, что прокручивание коленчатого вала встречает большее сопротивление из-за высокой вязкости масла, снижения эффективности батареи и ухудшения смесеобразования. Основные сложности начинаются при температурах Ss~) ниже минус 20°С. Чтобы снизить вязкость 7^ /О масла и, соответственно, уменьшить со6 еJ противление, бывалые перед остановкой двигателя обычно вливают в картер" V 200-250 мл бензина. После этого дают мок дору поработать 20-30 секунд и выключают зажигание. При последующих пуске и работе двигателя в нормальном тепловом режиме бензин испаряется. Действительно, добавление 5% бензина позволяет снизить вязкость масла в 2,5 раза, а значит, перевести его в иной, менее вязкий класс. Но это, увы, не проходит бесследно. Испаряясь с наиболее нагретых деталей, бензин увеличивает отложения в двигателе, в том числе и на поршне. При многократной в течение холодов запивке бензина в масло отложения непременно ухудшат работу поршневых колец, снизят компрессию, и в результате пуск двигателя вновь станет трудным бензин теперь уже не поможет. Вводить в масло низковязкие продукты, каковыми являются бензины, - палка о двух концах. Масло ненадолго становится менее вязким, однако при этом происходит его интенсивное окисление (в бензине много активных смолистых веществ, резко ускоряющих этот процесс), а следовательно, повышение вязкости в целом и, конечно, ухудшение пусковых качеств. Заметим, что противоизносные свойства масел также в значительной степени зависят от вязкости - добавка бензина их ухудшает. На это в первую очередь реагируют пары трения в механизме газораспределения, быстрее изнашиваясь. **. Но это еще не все.щtнРаз масло более интенсивно окисляется, значит, идет быстрое разрушение присадок, в основном тех, которые снижают образование нагара, влияют на противоизносные и противозадирные свойства масла. Как же все-таки обеспечить уверен ный пуск двигателя зимой? Есть не В последнее время на моих "Жигусколько способов. Первый -лрадленять WO ' масла с низкой вязкость1оШ-5з/10Йли & •'• лях" (пробег около 80 тыс. км) стал пло1 хо работать спидометр (стрелка дергаМ-53/12 и аналогичного, с маркировкой ется, а на холоде что-то еще и стучит). В SAE 10W-30. Таких масел сегодня в прочем причина? аже достаточно. Они дадут возможсть стартеру развить пусковые оборотьйрри температурах воздуха до минус *Р Если стрелка колеблется из стороны в 20-25°С. Если в вашей местности ноч- *'сторону на одинаковый угол (особенно на ' ньтё^гёмпературь! ниже, причем в течеfg умеренной скорости, до 50-60 км/ч), это ние длительного периода, целесообраз^ г чаще всего вызвано крутильными колебано использовать более "жидкие" масла - . *ниями в гибком приводе. Чтобы найти некласса вязкости SAE 5W-30. ф о исправность, нужно снять панель прибоВторой способ - нагреть двигатель ^ч> ров, отвернуть накидную гайку, крепящую через систему охлаждения. Если в сис•^ ^оболочку привода к корпусу спидометра, теме вода, можно "пролить" мотор горя\Vизвлечь "трос", очистить, осмотреть. Если чей водой. Если "Тосол" - подогревать |' он исправен (не имеет задиров на витках, ...... через специально встроенные нагрева$lq) не заломан и т. д.), смажьте его моторным тельные элементы. Ими обычно оборуду- ч&> маслом и установите на место в обратной ют машины, экспортируемые в скандиЙкй последовательности. Важно найти такое ^ ' положение гибкого привода под щитком навские страны. Третий вариант - поднять темпера^ А приборов, при котором крутильных колебатуру масла, подогревая картер двигате^ * ний нет или они минимальные. Делается это экспериментально, но ни в коем слуля паяльной лампой, газовой горелкой чае не на движущемся автомобиле! Нужно или любым другим доступным способом, "вывесить" задние колеса с помощью поднапример, с помощью примуса "Шмель" ставок под кузов и, включив IV передачу, (конечно, приняв меры пожарной безопасности.) Имейте в виду, что интенсивный нагрев поддона (особенно алюминиевого) вызывает местный перегрев нижних слоев масла, термическое разрушение присадок. Это тоже приводит к ускоренному старению масла. Поддон не сковородка, а масло не картошка - не "жарьте" его на открытом огне. Отведите пламя, пусть время прогрева увеличится, но так будет лучше. Для нагрева масла таким способом лучше всего пользоваться горелками с инфракрасным излучением (со специальГибкий вал ("трос") привода спидометра: ноной керамикой). Таких сегодня много в вый (вверху) и изношенный. продаже, например примус "Эверест". Как показывает опыт, на 25-градусном морозе через 15 минут он достаточно нанайти резонансный режим колебаний, когревает масло. гда они максимальные. На этом режиме, Последним способом назовем всеоттягивая привод в стороны, вверх-вниз, таки разбавление масла бензином. Тенайти лучшее положение. перь, наверное, понятно, что им следует Закрепляют привод опять-таки "по мепользоваться лишь в крайнем случае, в сту" - кто как сумеет, ибо сама конструкбезвыходных ситуациях. Желательно, ция этого не предусматривает. чтобы бензин был "легким" (например, Когда стрелка хаотично прыгает по "калоша", Б-70 или другие бензины-расшкале, гибкий вал скорей всего пришел в творители), тогда он не только понизит негодность: на нем появились надломы, вязкость, но и быстро испарится. Бензин задиры или почти округлились квадратные не должен быть этилированным: тетраконцы. Если вскоре стрелка остановится этилсвинец интенсивно снижает эффекна нуле, значит, "трос" или оборван, или тивность присадок. концы округлились настолько, что он проворачивается. Тогда и счетчик перестанет После пуска необходимо прогреть "накручивать" пробег. Если же счетчик радвигатель до нормальной температуры и ботает, а стрелкастоитна нуле, неисправдать ему поработать некоторое время ности - в самом спидометре. для возможно более полного испарения бензина. В основательно поработавшем спидо-ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬЛХГсгс-с*fZW»»/7лм7о/в*" \ЗА РУЛЕМ 12/9561 метре они могут быть вызваны износом его механизма, высыханием и старением смазки. Смазка твердеет на сильном морозе, и спидометр, пока не прогреется, порой тоже работает неровно, скачками. Прибор, как правило, неразборный - с некоторыми дефектами приходится мириться, чтобы не покупать новый. Другие поддаются устранению (см. "Своими силами" на с. 63).Год назад я купил свой первый автомобиль - ВАЗ-21063. Недавно тщательно почистил карбюратор - и появился дефект: после пуска холодный мотор "троит", с вытянутым "подсосом" обороты не выше 600-700... Не пойму, в чем дело. Чаще всего такой дефект (особенно если он появляется сразу после вмешательства в работу карбюратора, скажем, его чистки) вызван нарушением регулировки или иными неполадками пускового устройства. Вспомните, как оно работает. При пу-ся работать. Чтобы этого не происходило, простейшая пусковая автоматика (рис. 1) приоткрывает заслонку на ту или иную величину в зависимости от типа карбюратора. На вашем автомобиле (с карбюратором типа "Озон") это примерно 5 мм. Одновременно с помощью системы рычагов слегка приоткрывается.и дроссельная заслонка первичной камеры, чтобы холодный двигатель устойчиво работал на несколько повышенных оборотах. Что собой представляет эта автоматика? Полость А за диафрагмой пускового устройства соединена с задроссельным пространством карбюратора. При первых же вспышках разрежение здесь повышается и диафрагма 5, преодолев сопротивление пружины 8, прогибается, перемещая шток 4, тягу 3и поворачивая рычаг заслонки, - при этом она приоткрывается на заданную величину. Какую - зависит от усилия пружины 8, в свою очередь регулируемого винтом 6. Для грубой первоначальной регулировки подгибают или отгибают тягу 3. Разумеется, работа механизма может нарушиться по разным причинам. Например, вследствие изменения усилия пружины 8, разрыва диафрагмы, загрязнения воздушного канала, разгерметизации рабочей полости диафрагмы или канала (из-за поврежденияРис. 1. Схема пускового устройства. 1 - рычаг воздушной заслонки; 2 - воздушная заслонка; 3 - тяга; 4 - шток; 5 - диафрагма; 6 - регулировочный винт; 7 - заглушка; 8 - пружина; 9 - дроссельная заслонка.У меня ВАЗ-21083, пробег около 15 тысяч. Недавно прошел техобслуживание. Механик сказал, что опережение зажигания было завышено на 3-4 градуса, и уменьшил его. Автомобиль стал слабей разгоняться. В чем же тут дело? В журнале уже не раз отмечалось, что 1,5-литровый двигатель -21083 является одним из самых требовательных с точки зрения регулировок его систем и более уязвимым при тех или иных ее нарушениях. В частности, при некотором увеличении угла опережения зажигания относительно "стандартного" можно получить лучшую мощностную характеристику, лучшие параметры разгона, движения на подъемах и т. д. Но при этом существенно увеличивается риск опасной детонации, особенно при отклонениях характеристик применяемого вами бензина от стандарта в сторону снижения октанового числа (у нас в России это, к сожалению, не редкость). Особенно опасна детонация при повышенных оборотах двигателя (выше 3000-4000 об/мин), когда на слух ее можно и не обнаружить. В этом случае быстро растет температура днища поршня, головки цилиндра, клапанов, свечей, что грозит их прогаром, разрушением. Поэтому, даже используя бензин, которому вы полностью доверяете, регулировать зажигание лучше в строгом соответствии с инструкцией заводаизготовителя.Пытался самостоятельно отрегулировать сход-развал на автомобиле ВАЗ-2106 - раньше не раз это делал. Но вот беда: ось нижнего рычага так "закисла" на болтах крепления, что сдвинуть ее не удается ничем. Вбивая стальные клинья между ней и балкой, я лишь погнул стенку последней. Как быть?Рис. 2. Самодельная тяга. тяга; 2 - шайба; 3 - гайка МЗ.ске холодного мотора вы должны "вытянуть подсос", то есть закрыть воздушную заслонку первичной камеры. В результате уже после нескольких оборотов стартера в каналах карбюратора (за прикрытой заслонкой) возникает значительное разрежение, под действием которого в диффузор поступает некоторый избыток бензина. Топливо-воздушная смесь в необходимой степени обогащается, что очень важно при холодном пуске для появления самых первых вспышек. Но вот двигатель пущен. Если воздушная заслонка останется закрытой, нормально работать он не сможет, так как разрежение за заслонкой станет еще выше, смесь окажется переобогащенной. В лучшем случае мотор работает с жесткими перебоями ("троит"), в худшем - отказывает62 З РЛМ 1/5 АУЕ 29прокладок), заедания штока, рычага оси заслонки, телескопической тяги. При неаккуратной работе с карбюратором иногда теряется тяга, новую можно сделать изстальнойпроволоки или гвоздя толщиной 3 мм. Концы лучше всего выполнить, как показано на рис. 2, с резьбой МЗ и гайками, закрепленными клеем. Размеры обычно подбирают по месту - изгибом тяги. При перечисленных неисправностях даже холодный мотор вполне можно пустить, используя определенные приемы. Примерно наполовину вытягивают "подсос" и, включив стартер, энергично обогащают смесь резкими нажатиями педали газа, чтобы работал ускорительный насос.Богатая практика наших автолюбителей свидетельствует: самое эффективное в этой (нередкой) ситуации - нагрев деталей пламенем горелки с одновременным механическим воздействием на них. Лучше всего делать это втроем: один нагревает "закисшее" место паяльной лампой или горелкой, другой действует подходящими механическими инструментами - рычагами, клиньями, молотком, а третий, вооружившись тряпками и сосудом с водой, следит, чтобы автомобиль не загорелся - в этой ситуации такое вполне возможно. Учтите, что в некоторых случаях разъединить пораженные коррозией детали удается лишь после серьезного нагрева оси рычага до - 200-300°С, а это почти наверняка приведет в негодность сайлент-блоки, и их придется заменить новыми. Впрочем, всем нам часто приходится жертвовать малым для сохранения большого...