Такси в Турции можно найти везде. Причем не только в крупных городах, где они составляют добрую часть транспортного потока. Даже в небольшом провинциальном населенном пункте увидишь стоянку с несколькими таксомоторами.На такой стоянке у отеля в Измире мы и разговорились с Фикретом Шаиком - турецким таксистом. Благо на улице был январь - межсезонье и свободного времени у водителя такси было достаточно. Фикрет Шаик - таксист опытный. Двадцать два года назад, вернувшись с армейской службы, сел он за руль желтого автомобиля. То был заокеанский "Шевроле" 1949 года выпуска За два с лишним десятка лет машин сменил немало. Сегодняшняя "рабочая лошадь" нашего собеседника - турецкий 'Тофаш" - один из почти трех тысяч таксомоторов, которые ежедневно возят пассажиров по городу Измиру, что на Эгейском побережье Турции. Таксистом в Турции стать несложно. Сначала надо купить машину. Готовенькие желтые автомобильчики со всем необходимым дополнительным оборудованием продаются в автосалонах. Встречаются такси-"самары", такси-"шкоды", такси-"рено", есть даже американские мастодонты (порой очень старые), но основная машина в такси - 'Тофаш". Отечественный автомобиль проще обслуживать, для него дешевле запасные части, да и репутация крепкого и долговечного прочно привязалась к нему. Машина куплена, теперь надо приобрести лицензию и специальный номерной знак с буквой "Т". Стоит лицензия 35-40 тысяч долларов, в четыре-пять раз дороже автомобиля. Поэтому далеко не у всех водителей она есть. Часто лицензия вместе с номерным знаком сдается таксисту в аренду. Так работает господин Шаик. Автомобиль - собственный,лицензия - арендованная. Если денег нет ни на машину, ни на документ, можно стать наемным водителем такси. Нет, не в таксопарке - в Турции их попросту нет. Наняться можно к хозяину машины. Наш собеседник, допустим, сам сидит за рулем с четырех часов дня до семи утра. В остальное время баранку крутит наемный шофер.Стоять автомобиль не должен. Любой простой - упущенные деньги. Вот и бегает работяга 'Тофаш" круглые сутки, набивая за это время на одометре до 300 километров и принося хозяину около 80 долларов. Сумма для Турции немалая. Но не надо забывать, что обслуживание автомобиля, бензин, запасные части - забота хозяина. За аренду лицензии заплати, да и на новую машину отложить надо. Обычно автомобиль-такси служит около пяти лет, после чего требует замены. За посадку с пассажира причитается 12 тысяч лир, один километр пробега стоит 10 тысяч (примерно 25 центов) днем и 15 тысяч ночью. На такси можно ехать куда угодно, хоть в другой конец страны. Правда, за городом действует ночной тариф. Кстати, в черте города таксист имеет привилегию не пристегиваться ремнем безопасности. Водитель такси может выступать ив роли экскурсовода. За три часа и двадцать пять долларов провезет вас по всем достопримечательностям Измира. Ежели что-то в его поведении вам не понравится, вы вправе обратиться с жалобой в союз таксистов, куда нарушитель будет немедленно вызван на "разборку". Кроме машины и лицензии, есть еще одно необходимое условие для^ работы в такси - стоянка. Каждая машина долж- • на иметь свое определенное место, где она (вместе с водителем) дожидается клиентов. Обычно такси кучкуются у отелей, вокзалов, на оживленных перекрестках. На крупной стоянке можно увидеть павильончик, где таксисты отдыхают ё свободное время. Частенько водители нанимают человека, чтобы присматривал за машинами, следил за порядком на стоянке. Естественно, есть места престижные и не очень. Таксиста, который поведал нам о своей работе, мы нашли на стоянке у отеля "Хилтон". Престижнее некуда. Еще бы - двадцать два года за рулем такси. Прощаясь, турок протянул визитку с телефоном. Мол, будешь в Измире, вызывай таксиНа каждом оживленном перекрестке стоянка такси. Неужели и про меня тут напишут? турецкий таксист Фикрет Шаик. думаетФикрета Шайка. Если буду, так и поступлю. Больно уж дядька приветливый. Учтивый турецкий таксист вспомнился через несколько дней, когда угрюмый московский частник в аэропорту ошарашил нас расценками на извоз; Напрасно мы озирались по сторонам, отыскивая что-нибудь подешевле. Машин с шашечками в Москве почти не осталось, а редкие "приватизированные" таксисты ломят цену покруче любого другого извозчика. Делать нечего. Пересчитав остатки наличности, поплелись за частником к его замызганному "жигулю". А что делать? В город-то надо. И.ТВЕРДУНОВ Фото В. Князева