108
109
марок ("Ниссан-Пассаж-GTD" 1986 года) с эффективностью гашения всего 21 % . Учитывая, что какую-то часть этих "процентов" обеспечивают другие детали подвески, можно утверждать, что амортизатор полностью "убиТ'. Кстати, при этом эксперименте и сама электроника в сущности была не нужна: в резонансном режиме колесо отскакивало от вибратора миллиметров на 60-70 - видно на глаз! На рис. 4 - амортизатор "Жигулей" в приемлемом состоянии, эффективность - около 68%. Опыт показывает, что ремонтировать его еще не обязательно, можно поездить. На рис. 5 - новый, еще не работавший газонаполненный амортизатор передней стойки ВАЗ-2108 (фирма "Плаза", Санкт-Петербург). Э ф ­ фективность гашения, заметим, 99% никакого намека на резонанс. Чем опасен амортизатор, "портрет" которого на рис. 3? Резонансная частота составила примерно 12 колебаний в секунду. При окружности ко ­ леса, скажем, 1,9 м это соответствует скорости движения около 82 км/ч. Значит, в случае большого дисбаланса колесо "держать дорогу" на этой скорости не будет. А на волнистом по ­ крытии, в зависимости от скорости движения и длины волны, вы можете оказаться в режиме резонанса и при хорошо отбалансированных колесах. Скажем, длине волны 2,5 м соответствует "критическая" скорость 108 км/ч. ...На проверенном "японце" оба передних амортизатора были разрушены. Выводы делайте сами, но, очевидно, не зря владелец приехал к Хвостову, зная о существовании такого стенда. Чувствовал!.. Каковы перспективы? Вряд ли здесь уместно трубить о "светлом будущем": беседуя со специалистами этой группы, мы отчетливо понимали сейчас речь идет о ее выживании. К сожалению, людей, заинтересованных в развитии подобных работ, очень мало. А ведь один лишь вибростенд даже в его сегодняшнем виде - позволяет выявлять целый ряд неполадок в автомобиле. Например, перед испытанием вы забыли захлопнуть одну из дверей или капот - это тотчас отразится на характере вибрации. Въехали на стенд с неисправными опорами, сайлент-блоками и т. п. - электроника и тут отзовется. Если же стенд сделать не механическим, а, например, электродинамическим, это позволило бы воспроизводить условия работы колес на наших "специфических" дорогах... Но - стоп! Это уже фантазии автора. Выжить бы энтузиастам! 20 йоимиСлами 1/96(воимишламиЦ ТОБЫ СНЯТЬ 1 ТОРМОЗНОЙ БАРАБАН И ПОЛУОСЬКак сделать это на ваших стареньких "Жигулях"? Конечно, если вы не собираетесь всерьез заниматься подобными делами, а лишь от случая к случаю ремонтируете свой автомобиль, превращать гараж или квартиру в склад всевозможных приспособлений нет необходимости: многие работы при умелом подходе удается выполнить с минимумом специального инструмента, а то и вообще без него. Слово - инженеру В. КАРДАНУ. Итак, вам понадобилось провести ревизию задних тормозов. Сняли колесо, отвернули шпильки крепления и уже по первому ощущению по ­ нимаете, что снять барабан будет непросто - он словно приварен кпо ­ луоси. Это результат коррозии, продукты которой заполнили зазор ме ­ жду барабаном и посадочным поя ­ ском полуоси и создали здесь сильный натяг (продукты коррозии имеют большой объем в сравнении с прореагировавшими материалами - в основном, это окислы алюминия). Что вы будете делать? Сразу оставьте мысль о молотке - бить по кромке барабана нельзя! Пытаясь так делать, многие отправлялись затем в магазин, чтобы купить но ­ вый, - силумин (материал барабана) хрупок. По этой же причине бесполезно пытаться использовать имеющиеся резьбовые отверстия в качестве "самосъемника", когда в них ввертывают болты М8, чтобы те уперлись во фланец полуоси. Идеято хорошая, но не работает, так как резьба тотчас срывается! Давно известен (даже описан в литературе) способ съема барабана, который заключается в следующем. Пускают мотор, включают передачу, раскручивают барабан и интенсивно тормозят - лучше левой ногой, к о ­ гда правая поддерживает обороты педальюгаза . При этом сточки зрения физикисрабатывают два механизма отделения барабана от полуоси. Первый: барабан при тор ­ м ожениисильнонагревается и, расширившись, сидит на посадоч ­ ном пояскеполуосиуже не так прочно, как холодный. Второй: п ри ­ жатые к рабочей поверхности барабана колодки стремятся провернуть его вокруг полуоси. Способ очень неплох, если... действуют тормозные колодки. Но довольно часто именно их сильный износ или неисправность рабочего цилиндра тормоза побуждают снять барабан. В этом случае метод тоже негоден.Рис. 1. Съемник тормозного барабана: 1 - захват (3 шт.); 2 - болт; 3 - резьбовая втулка; 4 - ступица; 5 барабан. 140 10x45° 2 фаски 4_ ^}/20LO LOCM\г /i 134 120 4x45°5/ /оCM* *IВип A1^ -j<—» 10 ,< 8• nt -Jh2 фаски.~2,5кг3"' V////////,^f))7\ 4JP^f/I12<AФ2_,R525Рис. 2. Захват.Рис. 6. Съемник полуоси: 1 - фланец полуоси; 2 - болт; 3 - планшайба; 4 штанга; 5 - груз.Существует еще один способ: барабан нужно равномерно (подчеркиваем!) н а ­ греть до температуры 100 - 1 20 ° С , при которой он обычно перестает защемлять полуось. Как можно более равномерный на ­ грев здесь важен, чтобы свести к минимуму риск коробления барабана. Чтобы избежать ожогов, горячий барабан снимают, защитив руки перчатками. Рис. 3. Ступица. Тому, кто собирается начать свое дело, связанное с ремонтом автомобилей, эти подходы вряд ли покажутся серьезными. Нужна спе ­ циальная оснастка , н апример съемник барабана, который мы по ­ казываем на рисунках 1-5. Захваты 1 (их три) п редвари ­ тельно закреплены на ступице 4с помощью болтов Мб - так, что имеют свободу перемещения около 7 мм в радиальном направлении (за счет продолговатых отверстий). Это позволяет надеть съемник на барабан 5и затем, сдвинув захваты к центру, охватить ими закраину, как показано на рис . 1 . В этом состоянии захваты поджимаются к ступице 4с помощью резьбовой втулки 3, после чего в нее ввертывается силовой болт 2. Когда он упрется в донышко рас ­ т очкив полуоси, захваты начнут стягивать с нее тормозной барабан. Работа выполняется без единого удара и риска повредить барабан. Но хотим предупредить - были случаи, когда, торопясь использоватью 40 20X 002)J н350...4001Рис. 7. Штанга.Г~ %Отао г-.О>кXта 1 У/////, ^ г. *5.- 2Рис. 8. Планшайба. это приспособление, мастера забывали вывернуть шпильки крепления. Надеемся, вы не забудете. Здесь же покажем приспособление, позволяющее легко вынуть по ­ луось "Жигулей" (рис. 6). На штанге 4 (рис. 7) с помощью гаек М18х1,5 (например, старые гайки левого по ­ воротного кулака)закреплена планшайба 3 (рис. 8). Вдоль штанги свободно скользит груз 5 - до упора в гайку на конце штанги. Штатными болтами 2 планшайба крепится к полуоси. (Разумеется, чтобы вынуть ее, нужно предварительно отвернуть четыре гайки , с тягивающие щит тормоза с фланцем). боимийлами 1/96 217L »45зо..Рис. 4. Резьбовая втулка.Рис. 5. Болт.