Клуб автолюбителей'""•iipiMiinwifc^ ^Швинжi1тФото 2. Способ размещения коммутатора и катушки модернизированного зажигания на АЗЛК-2141.К доработанному зажиганию легко присоединяется любой октан-корректор "Параллель", "Оптимум" и т. п., который, конечно, расширяет возможности системы. И последнее: о стоимости такой переделки зажигания. Цена коммутатора колеблется от 150 000 до 200 000 рублей (30-40 долларов), катушка зажигания стоит 80 000 - 1 00 000 (15-20 долларов), устройство 100 000 (20 долларов), октанкорректор ("Параллель") - 90 000 рублей (20 долларов). Итого набегает около 450 000 рублей (100 долларов), не считая, конечно, стоимости работ по монтажу. Но, думаем, с ними справится даже новичок. От отдела эксплуатации Такое зажигание уже год работает на редакционном "Москвиче-2141" с уфимским мотором 1,7 л (фото 2). За это время двигатель отъездил более 45 000 км, причем к зажиганию никаких замечаний не было. Мы даже приуныли, поскольку лишены были столь увлекательного занятия, как профилактика и регулировка зажигания после привычных 10-15 тысяч километров пробега. Уверенный пуск в любую погоду, устойчивая (без пропусков вспышек) работа мотора во всем диапазоне оборотов подтверждают хорошие характеристики и надежность системы зажигания.ра 1 МОм, в бесконтактной - 0,5 МОм, а в третьей - 0,2 МОм. Когда напряжение подняли до 10 В, сопротивления составили соответственно 0,5 МОм, 0,5 МОм и 0,2 МОм. На автомобиле батарея нередко бывает частично разряженной. Тогда при работе стартера напряжение снижается до 6 В. В этом случае классическое зажигание выдает только редкие разряды даже без шунтирующего резистора, бесконтактное сохраняет работоспособность при резисторе в1 МОм, а третье - при 0,33 МОм. Результаты испытаний приведены в таблице. А выводы из этого достаточно просты. При исправном и полностью заряженном аккумуляторе (напряжение 10 В при пуске мотора) классическое и электронное зажигания имели бы равные шансы обеспечить уверенный пуск двигателя, если бы обладали одинаковой энергией искры. Но энергия искры в контактной системе меньше в два-три раза. При частично разряженном аккумуляторе (напряжение 8 В) преимущества электронной системы зажигания перед контактной очевидны, хотя и сравнимы с модернизированной, которая, несомненно, выигрывает во всех тестах. Отметим, что коммутатор в модернизированной системе обеспечивает хорошую энергию искры. Согласующее устройство (оно поступает в продажу, есть ив магазине Торгового дома "За рулем") позволяет коммутатору принимать сигналы не от датчика Холла, а от контактов обычного прерывателя. Этот блок еще перераспределяет ток искры. Вначале он достигает как раз той самой, необходимой для надежного пуска величины 150 мА. Такой ток очень активно ионизирует топливную смесь. Благодаря этому пусть немного, но снижается напряжение пробоя, а пламя легче распространяется в цилиндре. Этой системе не нужны высоковольтные провода от "восьмерки", она хорошо работает ис обычными, их не пробивает ведь напряжение там немногим больше, чем в классическом зажигании. Именно поэтому здесь можно использовать масляную катушку зажигания - как у ВАЗ-2108 (27.3705), так и сухую (небольшую по размерам) 3122.3705 от "Таврии".ПОКУРИМ?Наша курилка все та же, как и скамейка, на которой люди отдыхают, ведут беседы... Сменились отдельные лица: кто-то ушел, кто-то пришел. Новые автомобили, старые проблемы... - Чего только не бывает в жизни! сверкнул мудрым взглядом из-под очков один из опытнейших коллег-автолюбителей. - Собрался как-то съездить к родне. Всего-то пятьсот километров - ерунда для "Жигулей"! Но уже давно руки чесались заменить масло в коробке. Заехал на эстакаду, отвернул пробку - масло течет себе в ведерко... И так хорошо на душе! Тут ребята подошли, разговоры начались. Завернул я сливную пробку, хотел отвернуть заливную (и масло уж было приготовлено). Но - отвлекли. А вскоре загрузил авто и двинулся... Чувствую, передачи переключаются тяжеловато, гадаю, в чем причина. И только к концу пути вспомнил, что еду без масла в коробке! Свернул на первую же СТО. Залили мне там масло, и коробка - как ни странно! - до сих пор в порядке. Единственное, чем могу это объяснить, - дорога была хорошая и малозагруженная, почти все время шел на прямой передаче. - Ну, конечно, - кивнул другой курильщик, - коробка ведь работала некак редуктор: пары шестерен вращались без нагрузки... А я расскажу насчет нашей забывчивости кое-что посмешней. Прошлым летом было: проколол я заднее колесико, спустило как раз напротив нашей проходной. Стал менять. Понятно, свои собрались, советуют то-се... Поставил запаску, гаечки наживил, попрощался с народом и поехал. Буквально через пару километров забеспокоился: что-то не то с "Москвичом", "походка" не его! И как заскрежещет вдруг! Гляжу, обгоняет меня колесо. Правда, я сразу сообразил - мое, родное. Вот так. Когда что-то делаешь, гони в шею трепачей! Не дай Бог, что-нибудь забудешь, да еще очень важное. - Если вернуться к маслу, мужики, то я вам скажу, чаще получается наоборот: знаешь, что надо долить, поменять - а все откладываешь. У соседа "жигуленок", еще не очень старый, тысяч восемьдесят, но редуктор сильно "потел" - явно масло уходило. Мужику все не до того. А раз поехал за грибами - лесная дорога, грязь. Побуксовал, помучил машину - редуктор загудел... - С маслом вообще шутки плохи. Я, правда, решился на эксперимент. В "восьмую" коробку заливают моторное масло вместо трансмиссионного - нет в ней гипоидной передачи. А синхронизаторы для своей работы нуждаются в некотором трении (по крайней мере, так я это объясняю). Но в жаркие дни, когда коробка хорошо прогрета, иногда замечал, что переключение передач тяжелое. Может, думаю, из-за повышенного трения? Взял да заменил моторное масло на обычное ТАД-17 - коробка отлично работает. - Это как знать! Сам говоришь, что с маслом не шутят. И вообще, зарплата не та, чтобы добровольно подвергать испытаниям собственный автомобиль. Вместо "родного" масла, "Тосола", "Невы" чего только не льют в машины - все надеются на этом сэкономить... Один умник рассказывал, как в тормозах "шестерки" попробовал вместо "Невы" БСК где нашел-то... Раз-другой тормознул, а дело было летом, жарко... Закипела БСК - и нет тормозов! Хорошо, никто не помешал, кое-как вырулил на обочину. Я в прошлом году менял поршневые кольца, заодно решил разобрать да осмотреть маслонасос - в кои-то веки поддон снят! А когда собирал, послушался дурацкого совета: использовал герметик. На другой день заметил, что на скорости меньше "60" загорается контрольная лампа давления! Ясно, думаю, что-то попало под редукционный клапан. Дотащился до работы, отпросился у начальника - и на эстакаду. Снова снял поддон, насос разобрал. Точно! Кусочки "гермесила" тут и там расползлись. Пришлось очистить, промыть. С тех пор взял за правило не лезть ни с какими ЗА РУЛЕМ 1/96 61