113
114
115
вСПЫХНУЛА КОНТРОЛЬНАЯ ЛАМПА(воимиш оимишламиКонтрольная лампа зарядки аккумуляторной батареи при ра ­ б отедвигателязагораться не должна. Если же это происходит, то по одной из двух, п ринципи ­ ально отличающихся, причин. Первая - о тказгенератора , при котором батарея перестает заря ­ ж аться . Вторая - неисправность системы контроля, включая реле РС702. П одчеркнем : это совер ­ шенно самостоятельная система, неисправность которой обычно не связанасгенератором или батареей. Ваш автомобиль , как идру ­ гие " ж игули " п режнихмоделей , оснащен генератором Г221 , с хе ­ ма соединений которого показа ­ на на рис. 1. К аквидите , е сливынуть из гнезда предохранитель № 9 и"Не могу похвастать большим опытом, а свой ВАЗ-2106 выпуска 1985 года купил подержанным. Недавно в пути на несколько минут загорелась контрольная лампа зарядки аккумулятора, потом почемуто погасла... Каковы возможные причины?" На этот вопрос отвечают Р.ТВЕГиЭ.КОНОП. этим, в сущности, отключить сис ­ тему контроля от источников тока - генератора и аккумулятора, то на их взаимодействии это никоим образом не отразится: вы только лишитесь информации о том, п ро ­ исходит зарядка или нет. Функция реле РС702 достаточно проста: при напряжении между зажимом "30" генератора и " м ас ­ сой" 13,8-14,5 В якорь притянется ксердечнику реле иразомкнет цепь питания лампы. Если генератор неисправен ( с овершенно не работает или вырабатывает недостаточное напряжение), контакты реле остаются замкнутыми - контрольная лампа горит. Значит, п о ­ требители полностью или взначи ­ тельной степени питаются от акку ­ муляторной батареи, разряжая ее. Следует иметь в виду, что са ­ ма системаконтроля (особенно реле) м ожет быть неисправна . Например, и з - з а неквалифицированного вмешательства реле РС702 разрегулировано. Н апря ­ жение размыкания изменяется при изгибе вверх или вниз "полки" стойки 7 (рис. 2), несущей неподвижный контакт. А напряжение замыкания контактов - при изгибе полки "ярма". То и другое взаимо ­ связано, регулировка требует ак ­ куратности, последовательности. Обрыв в обмотке реле (и лю ­ бом другом месте соответствующей цепи), как и загрязненные или сильно окисленные штекеры "85" и "86", по которым ток подается в обмотку, а также "спекание" к он ­ тактов реле обычно бывают при ­ чиной того , что лампа при нор ­ мально работающем генераторе не гаснет . О кислениештекеров "87" и "30/51", напротив, приводит к тому, что лампа не загорается и при отказегенератора . При за ­ грязнении контактов реле РС702, н арушающем их проводимость , картина такая же. Все это следует иметь в виду прежде всего вла ­ дельцам старых, с большим про ­ бегом автомобилей. Итак, если в пути загорелась красная лампочка "нет зарядки", прежде всего определите, какая из двух систем неисправна . Это несложно. При работе двигателя на малых оборотах можно отсо ­ единить одну из клемм аккумуля ­ тора: если двигатель продолжает работать, значит, генератор ис ­ правен и неполадку надо искать вGoHMnG/\aMH 1/96 25!Ж.2-ГWЦ87 $9 86 ? / 85? 30/513*115 9 67 ? 67 30 & 30/1 5 , 15 -«- у_ -»ю 41•[] []19 ? LIРис. 1. Схема соединений генератора Г221: 1 - регулятор напряжения; 2 - реле контрольной лампы РС702; 3 - контрольная лампа; 4 - аккумулятор; 5 включатель зажигания; 6 - предохранители; 7 - генератор; 8 - вентили; 9 - обмотка статора; 10 - обмотка ротора; К1 - контакты 1-й ступени регулирования; К2 - контакты 2-й ступени регулирования; R1 термокомпенсирующий резистор; R2 - дополнительный резистор; Др дроссель. системе контроля. Если же двигатель остановится, значит, система зажигания (как и другие потребители электроэнергии) питается только от аккумулятора. Не следует проверять генератор на повышенных оборотах: в этом случае резкое снижение нагрузки (при отключении аккумулятора) может привести к опасному броску величины напряжения и пробою диодов выпрямителя. По этой же причине генератор переменного тока нельзя проверять "на искру", как делали когда-то сге ­ нераторами постоянного тока. Выяснив, что не работает генератор, не спешите паниковать. Д о ­ вольно часто неисправность объясняется элементарными, легко устранимыми причинами. Например, ослабло натяжение приводного ремня, напряжение между зажимом "30" и "массой" упало ниже 13,8-13,5 вольта, вспыхнула лампа. Тут нужно лишь натянуть ремень. Имейте в виду, владельцы "антикварных" автомобилей с огромным пробегом, на которых ни разу не меняли шкивы: быстрее всего . изнашивается шкив привода генератора - самый маленький. Профиль ручья в нем из конусообразного постепенно превращается в полуовальный (рис. 3), в результате чего даже новый высококачественный ремень работает неправильно, передавая крутящий мо ­ мент не боковыми поверхностями, а внутренней. В этом случае и хорошо натянутый ремень может проскальзывать относительно шкива генератора, особенно при резком включении большой на ­ грузки. Вам, вероятно, знаком характерный свист ремня при включении фар или электровентилятора, особенно свойственный автомобилю с подсаженным аккумулятором! Естественно, зимой это бывает чаще. Таким образом, в простейшем приводе - клиновым ремнем - возможен целый ряд дефектов, допускать которые не в ваших интересах. Если ремень порвался, его за ­ меняют новым. Мало-мальски опытный автомобилист не пустится в дорогу без запасного. Но если его у вас не окажется, а доехать хочется не на буксире, придется что-то предпринимать. Один ухитряется купить у кого-то ремень, другому не везет. Зато ему прихо26 йоимийлами 1/96 Рис. 2. Реле контрольной лампы РС702: 1 - подвижный контакт; 2 - пружинная пластина; 3,4, 5 и6 штекеры "85", "86", "30/51" и "87" соответственно; 7 стойка с неподвижным контактом.дит в голову заменить ремень ка ­ ким-нибудь похожим предметом. Чего только не сообщали нам "бывалые"! И бельевой веревкой заменяли, и брючным ремнем после надлежащей переделки, и резиновыми кольцами, нарезанными из найденной камеры от грузовика... Кстати, вы, очевидно, понимаете: если автомобиль лишился ремня, ехать нельзя независимо от емкости аккумулятора! Ремень приводит не только генератор, но и насос охлаждающей жидкости, а на многих автомобилях еще и вентилятор. Натянуть или заменить ре ­ мень, даже в полевых условиях, для большинства автомобилистов не проблема. Но все-таки нужны физическая сила и ловкость, ибо одна - д вегайки , которые при этом приходится отвернуть или хотя бы ослабить, обычно сильно затянуты и доступ к ним не совсем удобен. В случаях, когда отказ генератора не вызван неполадками в приводе, решайте сами, доставать буксирный трос или пы ­ таться доехать до цели за счет энергии аккумулятора. Если тот исправен, то теплым аШб LL летним днем может обеспечить вам пробег не одной сотни километров. Но повыРис. 3. Профиль канавки в шкиве генератора: а новая; б - изношенная; 1 - шкив; 2 - ремень. шение расхода электроэнергии, связанное с ночной ез ­ дой (включением осветительных приборов), особенно в зимних условиях, резко ограничивает такую возможность. Тут уж прикиньте, стоит ли рисковать, пускаясь в путь, особенно если цель поездки не в родном городе. На то, что аккумуляторная батарея близка к истощению, указывает ряд признаков. Например, двигатель с электрическим вентилятором в системе охлаждения (одним из самых мощных потребителей электроэнергии!) может глохнуть при включении вентилятора - напряжение батареи падает настолько, что работа системы зажигания становится невозможна. Конечно, способствует этому и включение других потребителей: осветительных ламп, стоп-сигналов и т. д. При падении напряжения аккумулятора несколько смещается влево стрелка указателя температуры, уменьшается частота включения указателей поворота. При попытке включить стартер контрольные лампы на щитке приборов гаснут. Дотягивая последние километры, нужно беречь аккумулятор. При случайной остановке двигатель не выключайте, ведь может случиться, что пускать его придется с помощью "заводной" пусковой рукоятки (если она в автомобиле предусмотрена!), в остальных случаях только с буксира или с разгона (если будет кому подтолкнуть). Когда отказ генератора вызван более сложными причинами, н а ­ пример его собственными неисправностями, попытайтесь устранить их самостоятельно, некоторые дефекты вполне этому поддаются. В полевых условиях или дома, решайте сами. Например, по какой-то слу- АВТОРЫНОК]чайной причине (возможно, она больше не повторится) сгорел предохранитель № 10. Если так, то почему бы не попытаться его заменить? Иногда случаются "внутренние повреждения" в блоке предохранителей - на "плюсовом" контакте предохранителя напряжения нет. Как быть? В этом случае самое простое - подать сюда напряжение с любого другого предохранителя, на который оно подается при включении зажигания, например с предохранителей № 1 или 2. Контакты предохранителя могут оказаться сильно окислены бывает достаточно его пошевелить, чтобы генератор заработал. Иногда в щеткодержателе заедают ("зависают") щетки, их соприкосновение с контактными кольцами становится ненадежным - здесь цепь обмотки возбуждения оказывается прервана. Проверьте, п о ­ шевелите щетки, а заодно их штекеры, которые иногда очень сильно окисляются, и проводимость нарушается уже в этом месте. Ничуть не реже окисляются штекеры "15" и "67", к которым подключен регулятор напряжения. Все вышеперечисленные дефекты имеют ту особенность, что контакт может нарушаться или восстанавливаться самопроизвольно - из-за вибраций автомобиля. Этим часто объясняются случаи, когда лампа загорается на какое-то время, а потом гаснет. Отказ генератора может быть вызван и дефектом в регуляторе напряжения. Например, при нарушении проводимости пары контактов К1 (см. рис. 1) из-за их за ­ грязнения или обгорания цепь обмотки возбуждения оказывается разорвана или ток в ней резко ослаблен. Возможны и чисто механические повреждения регулятора (обламывание, обрыв проводников и т. п.). Если вы подозреваете регулятор, его можно "подменить" лампой мощностью 15-20 Вт, включенной между штекерами "15" и "67". Генератор должен заработать. При этом на низких и средних оборотах вырабатываемое им напряжение оказывается близким к требуемому - автомобильные потребители, как правило, не по ­ вреждаются.т л 98 0-2 е7 01АВ ROШирокий ассортимент автомобильной и бытовой химии производства фирмыA BRO IND. INC., USA По-настоящему низкие цены! Тел./факс (095) 939-83-11МАЗС.-Петербург:Москва:252-06-56 252-12-06912-48-57 912-63-43 927-87-43 927-86-95ПОЛУПРИЦЕПЫЗапчастик МАЗам, АВТОКРАНЫ КамАЗам, ТОПАЙ ВОЗ АПРАВАШИКИ ^ КрАЗам: (095) 157-78-83, РЕФРИЖЕРАТОРЫ 198-88-50, 157-48-97, А ВТОБУСЫ ^ 57-01-56, 976-08-41, 976-52-80. Авготорговре официальный представитель заводов:~~4ffl№МАЗ, ЛАЗ,МогилевтрансмашАККУМУЛЯТОРЫAmerican. UVARTA BOSCH#MUILU190 А.ч. 180 А.ч.ОтУ1и российских производителейдля грузовиковА.ч. сельхозтехники: и 200 Ал. 90 А.ч. 135120 Ал. 105 Ал. 3CT-155 ЗСТ-215для легковых автомобилей:от 44 А.ч. до 105 А.ч. (40 видов) ^обслуживаемые и не требующие обслуживания; в-сухие и залитые; о качество и гарантии; в»низкие цены. Скидки оптовым покупателям.^nericanТел. (095) 3609215 3696629йоимийлами 1/96 27ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИРМЫ