Клуб автолюбителейЗАЖИГАНИЕ УЛУЧШИТЬКлассическая контактная система зажигания при всех положительных качествах (простота, надежность и т. п.) имеет и отрицательные свойства. Так, из-за относительно низкой энергии искры пустить мотор в сырую, слякотную погоду удается с трудом. Некоторые недостатки устраняют с помощью дополнительных электронных блоков ("Параллель", БУЗ, "Искра" и т. д., ЗР, 1994, № 9). Но они не решают всех проблем, поэтому появляются новые устройства и варианты изменений классического зажигания. О них рассказывают специалисты-электронщики Василий ПРИБЫТКОВ и Олег ИОСЕЛЕВ. Надежный пуск во многом зависит от типа системы зажигания и степени ее исправности. Порой работоспособное классическое зажигание не в силах дать искру,влага проникает ив поры нагара на изоляторе центрального электрода свечи. Не надо заблуждаться: обычная вода - хороший проводник тока, поэтому она уводит часть тока высокого напряжения со всех элементов системы зажигания. В результате на образование искры расходуется лишь доля энергии, другая попросту теряется. Еще напасть - при низкой температуре падает емкость аккумуляторной батареи, а значит, при включенном стартере резко снижается напряжение в бортовой сети и, следовательно, мощность и энергия искры в этот момент. Чтобы изменить условия пуска в луч-237u^Ыг1Ш6Фото 1. Дополнительные элементы для модернизации классической системы зажигания: 1 - катушка зажигания 27.3705 от ВАЗ2108; 2 - 3122.3705 от "Таврии"; 3 - коммутатор; 4 - октан-корректор "Параллель"; 5 "Оптимум"; 6 - согласующее устройство. шую сторону, нужно создать запас мощности во вторичной цепи зажигания даже при низком (8-10 В) напряжении в сети. С этой целью в автомобилях ГАЗ-24, "Москвич-2140", -2141, например, в момент пуска шунтируется добавочный резистор в цепи первичной обмотки катушки зажигания (рис. 1). А в электронных системах (ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102) стабилизируют энергию самой искры. Однако при пуске мотора важна не только энергия искры, но и величина тока в начальный момент искрового разряда. Чем она выше, тем легче образуется искра и стабильнее держится между электродами свечи. Привычные бесконтактные системы зажигания (с электронным коммутатором 3620.3734 и катушками зажигания 27.3705 и 3122.3705) - те, что у ВАЗ-2108, "Таврии" и некоторых "жигулей", - развивают на свече напряжение 18 кВ и более в момент пробоя искрового промежутка. В этом у нее бесспорное преимущество перед конРис. 1. Штатная система зажигания АЗЛК-21412... - . • • • • • . • > • . • - : • — : • '. - ' ;т*пян£ Xтактной системой, в которой это напряжение составляет 12 кВ. Однако максимальный ток около 70-80 мА может оказаться недостаточным, чтобы возникла искра, если у него есть возможность "убегать" по влажным деталям зажигания. Поэтому ток должен быть не менее 150 мА. Кстати, у тиристорных систем зажигания (БУЗ-08 и т. п.) начальный ток в момент искрового разряда именно такой - 150 мА. Однако длительность, а следовательно, и энергия такого разряда слишком малы для поддержания стабильного воспламенения еще холодной рабочей смеси. Чрезмерно высокое напряжение во вторичной цепи бесконтактных систем требует для высоковольтных проводов, крышки распределителя, "бегунка" электрически более прочных и дорогих изоляционных материалов. К тому же они рассчитаны на работу только с датчиками Холла, которые тоже недешевы. Естественно, возникает мысль о создании недорогой системы, где можно наиболее полно использовать преимущества контактного и бесконтактного зажигания. Так родилось модернизированное классическое зажигание с блоком согласования и оптимизации, с помощью которого вживляются в "классику" коммутатор и катушка зажигания бесконтактных систем взамен штатных (фото 1, рис. 1 и 2). Чтобы оценить возможности и преимущества этой системы, мы провели небольшой эксперимент, в котором использовали три варианта зажигания: классическое АЗЛК-21412 с катушкой Б115В; бесконтактное - ВАЗ-2108 с катушкой 27.3705 и коммутатором 3620.3734: модернизированное классическое с названными выше приборами. На стенде искровой промежуток 7 мм шунтировали переменным резистором и определили наименьшее его сопротивление, при котором искра начинала возникать с перебоями. Иными словами, таким способом имитировали влагу и нагар на свечах (чем их больше, тем меньше сопротивление). А это означает, что лучше сработает та система, в которой величина сопротивления резистора наименьшая. Причем напряжение в системе поддерживали равным 8, а потом 10 В - обычным при пуске двигателя. Так вот, при напряжении питания 8Вв контактной системе зажигания минимальная величина шунтирующего резисто-Рис. 2. Модернизированная полуэлектронная система зажигания. Пунктирными линиями показаны варианты присоединения корректоров зажигания. если на улице ноль и высокая влажность. Температура ниже минус 15°С для нее тоже крепкий орешек. На стоянке во время остывания мотора в нагретом подкапотном пространстве активно конденсируется влага, причем обязательно - на проводах высокого напряжения, изоляторах свечей зажигания, крышке распределителя. Что особенно неприятно 60 ЗА РУЛЕМ 1/96Параметры искрового разряда систем зажигания^Параметры Максимальный ток, мА Система Контактная АЗЛК-21412 БУЗ-08 Бесконтактная ВАЗ-2108 Модернизированная полуэлектронная \ . Энергия, мДж Максимальная мощность, Вт Длительность, мс Минимальная величина шунтирующего сопротивления, МОм при напряжении в бортовой сети8В 70 150 80 150 23 36 82 84 180 96 180 1,2 0,4 1,7 1,7 1 0,2 0,5 0,210В 0,5 0,2 0,5 0,282