Криминальныйавтомобильласть. Дело остается за малым - обеспечить все наши подразделения средствами вычислительной техники и связи. Но где на это найти деньги?.. По мнению руководства пермской Госавтоинспекции, проблему оснащения ГАИ этой поисково-информационной радиосистемой следует решать на федеральном уровне. Пока же приходится рассчитывать на свой более чем скромный бюджет, помощь администрации области и спонсоров, а это даже в сумме совсем немного. Между прочим, побывавший в Перми в конце прошлого года министр внутренних дел Анатолий Куликов весьма заинтересовался новинкой и, как говаривали в недавние времена, дал ей высокую оценку. Дай Бог, чтобы на этом заинтересованность высшего начальства не закончилась. О "способностях" системы и ее относительной дешевизне мы уже сказали. Но это еще не все, что делает ее весьма привлекательной для наших российских просторов и нравов. Вопервых, она не связана с телефонными линиями, о качестве и дефиците которых много говорить не приходится. Вовторых, имеет такую систему защиты, что нечистому на руку человеку просто не позволит войти в центральную базу данных и что-то в ней изменить. Остается добавить, что фирма "АТМА", специализирующаяся на системах связи, предложила пермским стражам дорог воспользоваться не штатными радиостанциями типа отечественной "Виолы", а японскими многоканальными "Алинко". В этих радиостанциях предусмотрено электронное переключение каналов, а в радиомодемах возможность выбирать для сеанса связи свободный канал. Это позволяет равномерно распределять нагрузку на каналы и уменьшить время ожидания ответа при одновременной работе нескольких постов ГАИ. Технический отдел УВД Пермской области провел свои сравнительные испытания и пришел к выводу, что даже у таких известных радиостанций, как "Моторола", "Стандарт" и "Есу" (не говоря об отечественных), несколько худшие показатели, чем у "Алинко". ...Одна из угнанных машин была задержана в Перми в день нашего отъезда. Та самая патрульная машина, в которой побывали ваши корреспонденты, обнаружила ее в городском потоке с помощью радиомодема. Преследование в час пик было невозможным, и инспектора сообщили о находке на ближайший пост. Остальное было делом техники... Пермь-Москва Дмитрий ЖЕРНОВ, Александр РОСТАРЧУКТРИ СЕКУНДЫСтолько требуется сегодня инспектору ГАИ в Перми, чтобы узнать все о подозрительном автомобиле и его владельцеПредставляем, как вытянется ваше лицо, когда остановивший вас незнакомый автоинспектор, еще не спросив документов, обратится к вам по имениотчеству. А между прочим, это легко может случиться уже сегодня в славном городе Перми. Нет, в местной ГАИ не работают черные и белые маги, экстрасенсы и телепаты. Просто еще в ноябре позапрошлого года некоторые подразделения дорожной полиции области были оснащены здесь весьма необычной техникой.Впрочем, необычной она может показаться только россиянам - в цивилизованном мире ее применяют лет двадцать (в Японии, например). Мы же знаем о ней понаслышке. Напомним, что писал об этом наш журнал в статье "Иномарка в униформе" (ЗР, 1995, № 8): "Вот чего у нас никогда не было и нет, так это бортовых компьютеров, с помощью которых можно немедленно связаться с центральным банком данных и получить всю необходимую информацию об автомобиле, его владельце или водителе". Любопытно, что с нашим категоричным "не было и нет" согласились ив УГАИ Москвы, и в ГУ ГАИ России. Большие и маленькие начальники, ведающие технической оснащенностью автоинспекции, розыском угнанных автомобилей, печально качали головами и сетовали на то, что оснастить такой техникой подчиненных, значит, на много лет подорвать не то что ведомственный бюджет, но даже государственный - зарубежный, мол, товар ой как недешев. А тем временем в полутора тысячах километрах от высоких кабинетов уже около года действует техника российская, по сравнению с западными аналогами недорогостоящая, но способная выполнять те же функции. Речь идет о радиомодемах, выпускаемых пермским акционерным обществом "АТМА". Радиомодемы эти устанавливают в автомобиль, коммутируют с компьютером типа "Notebook" (ЗР, 1995, № 10) и в течение нескольких секунд получают по радиоканалу любую информацию из центральной базы данных. На деле это выглядит действительно фантастично. Мы сели в патрульный автомобиль, оснащенный "атмавской" техникой, прокатились по городу, тыкали пальцем в "приглянувшуюся" машину и практически моментально узнавали год ее выпуска и номера агрегатов, перекрашивалась ли, проходила ли техосмотр, как зовут ее владельца. Компьютер безошибочно информировал нас о штрафных баллах, "заработанных" водителем, и, разумеется, проверял машину "на угон". Сидевший в машине заместитель начальника УГАИ Пермской области Хамзя Мухаметдинов между тем рассказывал: - Как помогает нам эта техника? За девять месяцев прошлого года раскрываемость угонов повысилась у нас более чем на двадцать процентов, автомобильных краж - почти на пять процентов. Конечно, кому-то эти цифры покажутся маловпечатляющими, но надо учесть: система установлена пока только в одной лишь патрульной машине, на четырех постах, а у нас только в области их около шестидесяти и более двухсотпятидесяти автомобилей. Оснастить же их все мы сразу не в состоянии. Правда, рядом с комплексом областной ГАИ построена и практически готова к эксплуатации стопятидесятиметровая антенна, с помощью которой радиус действия радиомодемной связи охватит всю об68ЗА РУЛЕМ 2/96