Наше знакомстводеход на шоссе более устойчив, чем его двухдверный собрат, не так остро реагирует на сильные боковые порывы ветра, образно говоря, его труднее сбить с намеченного курса. Последнее проиллюстрируем примером. Обгон, скорость около "сотни". Короткобазную "Ниву" в этой ситуации обычно приходится "отлавливать", то есть интенсивно работать рулем, чтобы сохранить заданное направление движения. Поэтому водитель, выехав для обгона на встречную полосу, вынужден выдерживать большие интервалы как от обочины, так и от опережаемого автомоби-БПятидверную "Ниву" ВАЗ-2131 редакция получила на долговременные испытания в конце ноября. С точки зрения обывателя, поздняя осень и сопутствующие ей сложные дорожные условия не лучшее время для перегона машины. Однако нас этот "осенний мотив", напротив, вдохновил: первое путешествие в тысячу километров в грязь и сырость может дать много пищи для размышлений. Ровно год назад на этой же магистрали в такую же погоду мы возвращались из командировки на короткобазной "Ниве" ВАЗ-21213, и вот благодаря удачному стечению обстоятельств представилась возможность в похожих условиях опробовать ее пятидверную модификацию. Салон "тридцать первой" "Нивы" намного просторнее, чем у короткобазной модели. Расстояние между рядами сидений увеличено на 125 миллиметров. Кроме того, нижняя подушка заднего диванчика теперь не зажата колесными нишами. На ней свободно размещаются три человека - машина наконец-то стала действительно пятиместной. Всем пассажирам, независимо от роста и комплекции, удобно внутри автомобиля. Пространство для ног есть, потолок высокий, ширины тоже достаточно. О посадке и выходе даже говорить нечего - четыре полноценные двери, разумеется, лучше, чем две. Немаловажно и то, что ВАЗ-2131 избавился от существенного недостатка стандартной "Нивы". Размещая пассажиров в новом вездеходе, владелец может не опасаться поломки ненадежного механизма откидывания переднего сиденья. Общее впечатление таково: длиннобазная "Нива" в сравнении со стандартной - лимузин. Ее салон лучше приспособлен как для дальних путешествий, так и для поездок в городе, где требуется часто входить и выходить из машины. Признаемся, поначалу были опасения, что штатный отопитель ВАЗ-21213 в холод не прогреет внутреннее пространство объемистой "пятидверки". Так нет, в дороге нам пришлось снимать верхнюю одежду - стало слишком жарко. Незамысловатые на вид дефлекторы подают горячий воздух точно туда, куда надо, - тепло и спереди и сзади. Даже стекло пятой двери, самое удаленное от отопителя, постепенно от20 ЗА РУЛЕМ 2/96 таяло без помощи встроенного обогревателя. Чем хороша дальняя дорога? Тем, что выявляет тесную взаимосвязь между объемом бензобака и размерами багажника. Не секрет, "Нива" потребляет топливо весьма интенсивно. Если в короткобазной "213-й" модели использовать только стандартный бак на 42 литра, а багажник загрузить вещами, то создается впечатление, что вы путешествуете от колонки до колонки. Совсем вроде бы недавно заправились "под завязку", а красная лампочка на панели приборов уже мигает. Можно, правда, бросить в багажник две канистры, но тогда места в нем останется лишь для домкрата, инструментов и огнетушителя. Длинная "Нива" - мечта для любителя уехать за тридевять земель. Багажник у нее сам по себе большой - пара канистр в нем просто затеряется. Но, кроме того, у вас в распоряжении бензобак на 70 литров! В принципе, если вы знаете, что на маршруте не будет перебоев с бензином, можно обойтись вообще без дополнительного запаса топлива. Тогда весь груз разместится в багажнике и салон не будет захламлен посторонними предметами. Пятидверная "Нива" на пятьсот миллиметров длиннее ВАЗ-21213. Основные узлы и агрегаты остались прежними. Тот же двигатель объемом 1700 см3, та же коробка передач, раздаточная коробка, мосты, подвеска и шины. Сильно ли изменились ходовые качества? Ответам сразу - автомобиль не узнать. Конечно, шум колес и трансмиссии все тот же, "нивский", но остальное... Значительно улучшилась плавность хода, машина меньше раскачивается с носа на корму, пропала присущая короткобазной модели вертлявость - у ВАЗ-2131 меньше склонность к заносу задней оси на скользкой дороге. Пятидверный везля. Проще говоря, оставлять запас места для маневра. Впритирку ехать трудно и небезопасно. Длинная "Нива", конечно же, не "восьмерка" - на высокой скорости мчаться, как по ниточке, не позволяет. Но в отличие от ВАЗ-21213 на "пятидверке" проще обгонять на узкой дороге. При одинаковых скоростях корректирующих действий рулем требуется меньше, а упомянутые подстраховочные интервалы можно сузить до вполне разумных. Общеизвестно, на длиннобазных модификациях при прочих равных условиях труднее вращать руль. Если бы на ВАЗ-2131 оставили стандартный рулевой механизм "червяк-ролик" с передаточным отношением 16,4, то владельцев этой модели можно было бы сразу опознать по накачанным мышцам рук. К счастью, автомобили опытно-промышленного производства ВАЗа, а именно там собирают пятидверную "Ниву", комплектуют французским рулевым механизмом конструкции "винт-шариковая гайка" с увеличенным передаточным числом. В результате крутить баранку нового вездехода даже легче, чем на базовой модели. Правда, есть параметр, по которому длинная "Нива" уступает короткой, - минимальный радиус поворота. Тут уж ничего не поделаешь: выигрываешь в одном - проигрываешь в другом. За время поездки из Тольятти в Москву мы столкнулись почти со всеми сюрпризами капризной погоды. Шел снег, лил дождь, в низинах собирался туман. На одном участке пути - оттепель, на другом - заморозок. Всюду пятидверная "Нива" показала себя молодцом. В отличие от водителей легковых автомобилей мы не боялись съехать на раскисшую от дождя обочину и легко преодолевали снежную кашу на асфальте. Конечно же, ВАЗ-2131 далек от идеала - есть недостатки и досадные дефекты сборки. Однако и все положительные качества машины за одно путешествие не выявишь. В дальнейшем подробные отчеты о пятидверной "Ниве" читатели найдут в рубрике "Опыт эксплуатации". Но основной вывод можно сделать уже сейчас - на базе обычной "Нивы" заводчанам удалось создать автомобиль с новыми потребительскими качествами. Вадим КРЮЧКОВ Фото автораТехническая характеристика ВАЗ-2131 Габаритные размеры, мм: длина - 4240, ширина -1640, высота -1680. База - 2700 мм. Снаряженная масса -1350 кг. Полезная нагрузка - 500 кг. Емкость багажника - 380/710 дм.3. Объем бака - 70 л. Количество дверей - 5. Число мест - 5. Максимальная скорость - 132 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч - 25 с. Расход топлива, л: при 90 км/ч -10,3, при 120 км/ч -11,8, в городском цикле -12,3.