Проблемы и сужденияОколо года назад журнал (ЗР, 1995, № 4) рассказал о проблемах завода микроавтобусов РАФ. Там убеждены, что укрепить положение завода могла бы продажа пакета акций, принадлежащего правительству Латвии, российскому партнеру - АО "ГАЗ". Но сделка, казавшаяся очевидной, все откладывается. В проигрыше от этого - "скорая помощь", а значит, мы с вами. В пору газетной молодости довелось мне поездить с бригадами "скорой помощи". Слов нет, врачи там - люди особые. Но гораздо больше поразили меня водители, безо всякой показухи несшие бремя отждать не приходится - зато РАФ свободен в выборе стратегического партнера, более того, генеральный директор Николай Самодуров уполномочен искать покупателей на пакет акций, принадлежащий правительству Латвии. Поскольку РАФ входит в финансово-промышленную группу "Нижегородские автомобили" и вообще связан с ГАЗом более чем плотно, пакет этот был предложен именно ГАЗу. И вот тут начинается самое непонятное. ГАЗ демонстрирует активный интерес к сделке, что подтверждалось в последующих официальных документах, но... контракт не подписывают почти полтора года Чего только не произошло за это время на обеих фирмах! (весьма скромных) цена ее на порядок ниже "Мерседеса" или "Фольксвагена". Но нет. Будто бы пытаясь доказать, что он "сам с усам" (кто бы в этом сомневался!), ГАЗ на выставках демонстрирует аж две "скорые". То, что они не прошли сертификации у медиков и не получили одобрения транспортного средства - мелочь. ГАЗ рано или поздно преодолеет эту проблему, научится делать и медицинскую "карету", как бы специфична она ни была. А что тем временем делать чахнущей службе "скорой"? Вряд ли станет дожидаться этого и РАФ - он вынужден будет искать другого стратегического партнера Поиски эти станут долгими и трудными. Но это ужветственности за жизнь больного. Ворча на низкую зарплату, отсутствие слесарей, ремонтников и запчастей, на изношенных "каретах" они готовы были нестись в самые дебри городских джунглей, чтобы спасти человека. Позже, во второй половине 80-х, прокатилась едва ли не во всех газетах волна публикаций о бедах нашей "скорой". Досталось - и справедливо! - ее "каретам", основу коих составляли "рафики".•кто жоЛюбопытства ради заглянул недавно на знакомую станцию скорой помощи. Во дворе водитель поливал из шланга серые от осенней грязи бока... "рафика". Правда, машина была свежая, из последних елгавских модификаций. История ее появления оказалась банальной. Поначалу городские власти прониклись нуждами "скорой", поднажали на предприятия (еще было на кого нажать) и закупили иномарки, переплачивая порой вдесятерр (!) против того же "рафика". Что говорить, немецкий "Бинц", известный санитарными автомобилями, - фирма солидная, а уж "Мерседес-Бенц", что делает для нее шасси, и подавно. Но вот медикам Казани, например, их изделие пришлось не по душе. Кроме врача и водителя, сидящих в кабине, остальным членам бригады приходится ехать, как в автобусе - стоя. Откидные креслица маленькие, жесткие и неудобные. Не хочу наводить тень на репутацию именитых фирм. Скорее всего, наши "купцы" экономили, традиционно отказываясь от комфорта. Но понять их можно: денег мало, а машин нужно много. Между тем, в Елгаве накоплен немалый и весьма специфичный опыт именно по "каретам скорой помощи". И на эту, весьма несовершенную машину со всеми ее болячками спрос сегодня растет. Будет ли кому его удовлетворять? За короткий постперестроечный период РАФ испытал многое. Сперва завод раздражал местных национал-радикалов тем, что более 80 процентов его работников - русскоязычные. Сегодня ситуация изменилась. Прежде всего, РАФ сумел выжить, а это удалось немногим заводам в республике. В конце концов, Латвия - маленькая страна, но благодаря РАФу - автомобильная. Правда, помощи от государства сегодня"их", латвийские проблемы. Тем временем российский Минздрав примется доить тощий государственный бюджет ради приобретения "мерседесов" и "фордов", пока не появится приемлемая по качеству "Газель". Ну мало закупят машин "скорой помощи". Так их никогда много не было. Ну не ко всем они будут успевать доезжать. Так они никогда ко всем и не успевали. И вообще, не на "скорую" рассчитывать - здоровье укреплять надо!PKW?Основываясь на перспективной разработке "РАФ-Стиле", в Латвии изготовили новую "карету скорой помощи" (на фото), получившую высокую оценку специалистов. По своей инициативе РАФ сделал пару образцов с длинной кабиной на шасси "Газели", отработал техпроцесс и провел подготовку производства РАФ первым получил от ГАЗа лицензию на использование своеготоварногознака для модификаций "Газели", которые предполагается делать в Елгаве. В Нижнем тем временем начали-таки производство цельнометаллического фургона на шасси полуторки. Проведенная переоценка основных фондов РАФа привела к снижению цены продаваемого пакета его акций до смехотворной - чуть больше шести миллионов долларов США. Логика развития событий, казалось бы, дает все основания надеяться, что мучения "скорой" вот-вот закончатся. Появился наконец отечественный базовый автомобиль - "Газель", рассчитанный на такую нагрузку, подходящий по всем техническим параметрам. А в составе "русского "Дженерал моторе", на который сильно смахивают "Нижегородские автомобили", есть РАФ. где умеют переоборудовать его в отличную "скорую помощь". Понятно, что даже с учетом транспортных издержекНа последнем Московском автосалоне у стенда РАФа услышал я реплику человека, рассматривавшего "скорую" на базе новейшего "Стилса": "Как отделились, так и машины приличные стали делать!" Да, РАФ оказался в другом государстве. В современном мире это не играет никакой роли: "Вокс-. холл" расположен в Англии, "Опель" - в Германии, но оба они - дети "Дженерал моторе" из Америки, для которой в конечном итоге зарабатывают деньги. Предвижу такую точку зрения: занимаясь "скорой", ГАЗ создает в Нижнем новые рабочие места. Но пока создадут, пройдет немало времени, а мы уже начинаем понимать, что в бизнесе и вправду время - деньги. Принадлежа ГАЗу, РАФ будет приносить деньги ему же. ГАЗу логичнее создавать рабочие места а основном производстве, а не распылять силы и средства на новые подразделения вроде производства "скорой".В былые годы РАФ числился предприятием самостоятельным, но жестко привязанным к ГАЗу поставками комплектующих. Сегодня он стремится к интеграции, причем самым цивилизованным путем. Пусть отношения России и Латвии пока радужными не назовешь, они будут укрепляться именно на такой основе. РАФ рано или поздно станет чьим-то. Россия, ГАЗ имеют сегодня карт-бланш. Неужели опять не воспользуемся? А "скорую" вызывайте... заранее. Неровен час, ехать ей будет не на чем. Рига-Москва Алексей СОЛОПОВ ЗА РУЛЕМ 2/96 67