ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬЧитал в вашем журнале, что удельная мощность современных бензиновых двигателей без наддува не превышает 100 л. с. на один литр рабочего объема. Какую прибавку мощности дает применение турбонаддува? Турбонаддув позволяет повысить мощность двигателя, практически не увеличивая его габаритов. Удельная мощность современного серийного мотора с турбонаддувом обычно не превышает 120-130 л. с. на литр. Дальнейший ее рост возможен, однако повлечет за собой значительное усложнение и удорожание конструкции, а также снизит ресурс двигателя. Какие же абсолютные мощности имеют двигатели с турбонаддувом? Например, двухлитровый мотор автомобиля "Тойота-Селика-GT 4" развивает 242 л. с , "Ниссан-Пульсар-2.0ОТ1-Р" с двигателем того же объема - 230 л. с. Это достаточно высокие показатели. Х арактеристики большинства моторов с приставкой "Турбо" поскромнее: "Ниссан-2005Х-турбо16V" - 1809 см3и 169 л. с , "Лянча-ДельTa-HF-Typ6o-LS" - 1995 см3и 187 л. с , "СААБ-900-турбо" - 1985 см3и 1-85 л. с. Как видим, их удельная мощность немногим больше 90 л. с/л. Учитывая, что этот показатель для массовых моторов без наддува - 60-70 л. с/л, можно оценить эффективность его применения как прирост мощности примерно в 1,25-1,3 раза. Максимальные показатели достигаются на дорогих спортивных автомобилях, которые выпускают в ограниченном количестве. Удельная мощность двигателя автомобиля "Бугатти-ЕВ 110S" - 177 л. с , "Мазерати-Гибли" - 153 л. с/л. Наряду с увеличением мощности турбонаддув обычно дает и некоторое снижение расхода топлива. Правда, рассматривать надо опять же не абсолютные, а удельные показатели.интенсивность процесса сгорания - сделать его, как говорят, более мягким. "Разбавление" рабочей смеси бензиновых паров и воздуха в определенной степени равносильно ухудшению весового наполнения цилиндра смесью, при котором последняя сгорает хуже, мощность падает. Известно, что заметное повышение оборотов холостого хода в случае отсоединения шланга вентиляции картера от воздухоочистителя есть косвенный показатель сильного износа цилиндро-поршневой группы двигателя (при отсоединении шланга в карбюратор перестают поступать картерные газы). Повышая содержание инертного газа в рабочей смеси, можно настолько ухудшить ее сгорание, что оно практически прекратится (это один из известных способов борьбы с пожарами). Отработавшие газы, хотя полностью отнести их к инертным нельзя, в значительной степени выполняют эту роль. Добавка их к рабочей смеси уменьшает возможность возникновения детонации, но одновременно (и весьма ощутимо) может упасть мощность двигателя. В конечном счете, это позволяет, без снижения степени сжатия, сжигать в цилиндрах топливо с пониженным октановым числом. Разумеется, автомобиль утрачивает часть своих динамических качеств - хуже разгоняется, движется с меньшей скоростью и т. д. В случае классического дефорсирования (снижения степени сжатия) обычно удается использовать среднеоктановый бензин при сравнительно небольших потерях мощности, поэтому большинство автолюбителей все-таки прибегают именно к этому способу. К тому же он лучше изучен, хорошо освоен - с ним меньше риск повредить двигатель.СМОТРИТЕ ПОД НОГИ!...Только не поймите меня неправильно! Я не бомж какой-то, у меня есть и хорошая работа, и неплохой заработок, и дом, и автомобиль. Но что поделаешь, привычка, как говорится, вторая натура. Видимо, живы где-то глубоко внутри гены первобытного добытчика-собирателя. Ну не могу пройти мимо гайки, даже если точно знаю, что собрал таких же почти сотню. Пригодится! Да что гайки! Вилку выключения сцепления для ЗАЗ-968М, совершенно новую не хотите? А зубчатый шкив распредвала и кожух приборного щитка от ВАЗ-2108? А совершенно целое стекло подфарника от БМВ 3-й серии? И все это не с чужих автомобилей, а прямо под ногами. Идешь себе по улице и вдруг видишь у забора или в траве... Невозможно не поднять! Увы, ни шкив распредвала, ни кожух, ни подфарник к моему "Запорожцу" не подошли. Да и вилка уже была непредусмотрительно куплена - кто же знал? В итоге все детали были сданы на комиссию в магазин "Автозапчасти" и через некоторое время успешно проданы. Зато по сей день катаются на том самом "Запорожце" следующие находки: - покрышка И-151, целая, лишь слегка потертая; - камера, ремонт которой обошелся вдесятеро дешевле, чем покупка новой; - сальник задней ступицы, идеально подошедший от совершенно неизвестной машины (предположительно, грузовой); - отражатель фары; - 20-литровая канистра, в которой была миниатюрная дырочка (запаяли за пять минут). Не одну тысячу километров проехала с нами вместе жестяная банка, доверху набитая различными гайками, шайбами и болтами. Помню, сосед по даче, затеяв ремонт своих "Жигулей", обратился ко мне за особым винтиком - и, представьте, нашел его среди разнокалиберных собратьев. "Зачем ты возишь все это с собой?" - удивленно спросил меня сосед. "А чтобы не обращаться по пустякам к серьезным людям, - ответил я. - Бывает так, что и обратиться-то не к кому: ночь, пустая трасса, дождь стеной, до ближайшего жилья пять километров по бездорожью... Где же возьмешь нужный винтик, как не в собственном багажнике?" К счастью, за много тысяч километров, что пробежал наш "Запорожец" по дальним и ближним дорогам, заветная баночка вдали от дома так ни разу и не Окончание на стр. 62Мне в руки попало компрессионное кольцо необычной формы. В сечении оно представляло собой трапецию, сужающуюся к малому радиусу. Чем обусловлена такая форма колец и на каких двигателях они применяются? Трапецеидальные кольца менее привычных, прямоугольного сечения, склонны к закоксовыванию. Если обычное кольцо, перемещаясь в канавке в радиальном направлении, "скользит" по слою отложений, образовавшихся на ее горизонтальной части, то трапециевидное кольцо в такой же трапециевидной канавке при перемещении наклонной стороной как бы давит на ее стенку, разрушая отложение. Угол наклона боковых поверхностей кольца невелик - 5-10°. Поэтому состав ляющаярадиальной силы, к оторая обеспечивает трение кольца о стенки канавки, невелика, и подвижность кольца практически не уменьшается. Применяются такие кольца обычно на форсированных двигателях с высокой удельной мощностью.Говорят, соединив шлангом выпускной коллектор двигателя с впускным и добавив часть выхлопных газов к смеси, поступающей в цилиндры, можно ездить на бензине А-76, не дефорсируя двигатель. Так ли это? Отчасти - да. В сущности, это мероприятие можно отнести к способам дефорсирования двигателя, то есть уменьшения его удельной (литровой) мощности. Добавив к рабочей смеси, попадающей в цилиндры, какой-либо "балласт" (несгорающий, например, инертный газ), можно снизить60 ЗА РУЛЕМ 2/96