108
109
порядке его возрастания. Внутренний диаметр - номинального размера, то есть обозначает диаметр вала. Свободный внутренний диаметр обычно на 1-4 мм меньше. Теперь о том, что такое условная взаимозаменяемость. По внутреннему размеруразницадопустимав пределах 1 мм. При этом, если диа ­ метр больше, чем нужно, сальник будет держать меньшее давление вгерметизируемой полости, а если меньше, возможен быстрый износ рабочей кромки и даже термическое разрушение резины (в узлах с высокой частотой вращения вала). Если наружный диаметр меньше требуемого, наиболее простое решение при замене - выточить из металла переходное кольцо с учетом натягов при посадке в гнездо и при запрессовке сальника. Обратный вариант замены гораздосложнее , ибо приходится растачивать гнездо в детали меха ­ низма под сальник большего диа ­ метра. Высота (толщина) сальников, вообще говоря, параметр второстепенный, ибо при необходимости ее можно корректировать установкой дистанционных шайб. Почти абсо ­ лютно взаимозаменяемыми можно считать парные сальники, установленные "пакетом" один за другим, и сальники со спиральнойрабочей кромкой, предназначенные для раз ­ ных направлений вращения. Ну и, разумеется, надо учитывать, что ус ­ тановка однокромочного сальника вместо двухкромочного повышает вероятность потери герметичности. Также надо учитывать и качество изделий разных РТИ. Скажем, сальники Балаковского завода, идущие на ВАЗ, гораздо лучше стоящих на "Таврии" или на многих марках мотоциклов. Впрочем, ситуация в наше время может быстро меняться ( н а ­ пример, какой-нибудь автозавод найдет поставщика на Западе). В заключение хотелось бы от ­ метить универсальность предлагаемой таблицы. Она представит интерес не только для владельцев выпускаемых у нас автомобилей, но, м о ­ жет быть, в еще большей степени для владельцев иномарок, устаревших машин , для самодеятельных конструкторов разного рода меха ­ низмов и особенно для мотоциклистов, которые испытывают в наше время гораздобольшийдефицит запчастей, чем автолюбители. 14 йоимиСлами 2/96' О-оимишламйРЕМОНТИРУЕМ 1 ШТАНГИ ПОДВЕСКИКак поступить, если износились резинометаллические шарниры штанг задней подвески? Слово - инженеру Виктору СЛЕСАРЕВУ.ки и внутреннюю - проушины. При за ­ метном износе, когда диаметр стальной втулки меньше 18 мм, а стенка проушины истончилась, детали при ­ дется забраковать - покупайте новые. Ремонт (изготовление втулки, сварка штанги и т. д.) в наши дни дороже, чем новая штанга в сборе со втулками. Казалось бы, зачем выбрасы ­ вать детали, если можно, использовав лишь новые упругие элементы, успешно собрать штангу? Причин несколько. Главная в том, что упругий шарнир работает как положено лишь в том случае, если резиновый элемент установлен с определенным натягом. Об этом мы и раньше рассказывали, но не вредно повторить: чтобы штанги подвески работали, как заданоРис. 1. Удаление стальной втулки: 1 штанга; 2 - резиновая втулка; 3 - стальная втулка; 4 - тиски. Редкий автолюбитель займется такой работой без серьезных осно ­ ваний: под машиной сыро, грязно, г айки , болты тяжело отвернуть. Случается, проржавевший узел разборке без применения " с пец ­ средств" не поддается. О том, что это за средства, не раз рассказывалось в журнале "За рулем" (например, нагрев " з акисшего " узла го ­ релкой, "хирургия" в виде электродрели с отрезным кругом или фре ­ зой, слесарная ножовка). Но, положим, вы легко отвернули гайки, вынули болты, сняли шай ­ бы иотработавшаясвоештанга подвески в ваших руках. Что дальше? Как правило, узел изношен на ­ столько, что выбить из проушины стальную втулку не составляет тру ­ да (рис. 1) - нередко ее можно вы ­ нуть руками, без серьезных усилий. После этого подденьте резиновую втулку (упругий элемент), например, отверткой и удалите. Теперь внимательно осмотрите наружную поверхность стальной втулРис. 2. Работа деталей в шарнире под нагрузкой: а - нормально; б - при недостаточном натяге в - разрыв упругой втулки последняя стадия разрушения; 1 - проушина; 2 - втулка резиновая; 3 - втулка стальная; 4 - стяжной болт. Когда диаметр стальной втулки уменьшен до 16-17 мм ик тому же изношена проушина , р езиновый элемент в собранном узле нагружен неправильно или почти не нагружен, что и приводит его к уже описанному результату - разрыву. Нетрудно понять: если при слабо зажатых упругих элементах задний мост склонен "гулять", то при разорванных его поведение становится просто недопустимым. Например, на классических автомобилях ВАЗа случается, что опорная чашка пружины подвески достает (!) до болта правой проушины поперечной штанги : вы видите характерную вмятину и не сразу сообразите, чем она вызвана! Нужно ли говорить, насколько это ухудшает поведение автомобиля на дороге, его устойчивость. Итак, штангу с заметным износом лучше сразу заменить новой, в сборе с втулками. Попытки здесь схитрить, сэкономить оборачиваются противоположным результатом, ибо сказано: скупой платит дважды. "Свобода" заднего моста резко ус -Рис. 3. Установка в проушину резиновой втулки: а-в тисках; б -с помощью болта; 1 - проушина; 2 - втулка; 3 шайба; 4 - тиски.установленная вчера, сегодня уже лопнула (рис. 2, в), это и есть "износ", доведенный до предела. Конечно, способствуют этому сами втулки, если из ­ готовлены неизвестно кем из случайного материала. Но и самые лучшие втул§"® ки не будут правильно работать, если в узле нет "предвари-Рис. 4. Болт для запрессовки втулок. конструктором, на любых неровностях дороги, при разгонах, торможениях, на поворотах и так далее, р е ­ зиновый элемент - даже при максимальных нагрузках ! - не должен сминаться, как на рис. 2. Обратите внимание: если это все-таки происходит, резиновый элемент 2 вынужден проскальзывать по поверхностям втулки 3и проушины 1, что многократно ускоряет износ деталей (рис. 2, б). Все происходит лавинообразно, особенно начиная с момента, когда в зазоры проникнет вода с грязью и песком. Если вы видите, что втулка, Рис. 7. Правильная сборка задней подвески: 1 - лонжерон; 2 кронштейн крепления поперечной штанги к кузову; 3 - балка заднего моста; А - контрольное расстояние.Рис. 5. Вспомогательная шайба.тгттшттптщпптпт! miUllllimilllllNH'тельного натяга": размеры деталей подобраны так, что резина (говоря упрощенно) в своем объеме сжата - тогда она правильно работает и не разрывается.100Рис. 6. Запрессовка стальной втулки: а-в тисках; б-с помощью болта. коряет износ шин, подшипников ко ­ лес, ряда узлов кузова. С казанное , вообще говоря , справедливо для большинства ав ­ томобилей, имеющих подобные ре ­ зинометаллические шарниры в задней или передней подвеске, хотя, конечно, конструктивное их исполнение может чем-то и различаться. Как мы меняем втулки на "Жигулях"? Лучше всего использовать большие слесарные тиски. Но когда их нет, а полуразобранный автомобиль стоит над "ямой" или на эстакаде, можно воспользоваться подходящим, достаточно длинным болтом.GOUMHGASMH 2/96 15