машину. Диапазон цен был от 90 до 250 долларов. Не исключено, что на какую-то другую деталь в тех же пунктах соотношение может быть иным. К слову, в Москве хороший выбор сравнительно недорогих кузовных частей, в том числе ремонтных (закаты крыльев, вставки, порожки), даже на достаточно редкие модели, в магазине с любопытным названием 000 "СВ-Н", что на Мичуринском проспекте. Громоздкую деталь здесь придется ожидать около двух недель, "портативную" - несколько дней, за отдельную плату возможна срочная доставка. Еще до оформления заказа обязательно обратите внимание на работу в этом отделе: какими (и как) каталогами, иной литературой, материалами пользуются продавцы. Торговцы - лидеры в этом бизнесе используют микрофиши (прозрачные пленки с чертежами, проецируемые с увеличением на большой экран), альбомы. У аутсайдеров дело ограничивается лишь одним компьютерным списком. Дурной признак, если у вас не спрашивают номера кузова и двигателя. Из-за уже отмеченного многообразия вариантов исполнения одной детали можно получить не то, что требуется, а "за точность информации в заявке", - так обычно работают магазины, - "отвечает заказчик". Там, где клиента уважают, указанные номера кузова и двигателя магазин передаст за границу поставщику вместе с номером заказываемой детали, а уж он, сверившись с данными производителя, решит, не совершаете ли вы роковой ошибки, покупая то, что совсем не подойдет. Следует отметить, что для "темных" машин здесь кроется определенная опасность. Бывали случаи, когда факс-ответ оттуда гласил: "Агрегат с указанными номерами не покидал ворота завода". Интересно, не шел ли параллельно факс в Интерпол и ГАИ? К счастью, такие варианты исключительно редки, видимо, владельцы подобных автомобилей "заказывают" детали совсем в другом месте. В приличной фирме, кроме чека о предоплате, которая обычно составляет 50-80 процентов от стоимости детали, обязательно дадут копию заказа с номерами деталей по каталогу (и номерами агрегатов вашей машины, естественно). В очень приличной - к этому добавят еще и договор, который предусматривает ответственность сторон (не поленитесь, прочитайте), где даже оговаривают размер неустойки в случае нарушения сроков поставки. Так, например, работает фирма "Старт-Мотор", что на ВДНХ. А что же форпосты зарубежных автогигантов фирменные сервисные станции? Да ничего. Конечно, и здесь можно заказать нужную деталь. Это будет высококачественная, рекомендованная производителем автомобиля и имеющая его клеймо запасная часть официального поставщика автозавода. Она будет вдвоевтрое дороже детали, заказанной в другом месте, но обладающей всеми перечисленными достоинствами, кроме клейма. Сроки поставки на станциях также обычно велики - до месяца. Уместно, однако, предостеречь любителей сильно экономить. Совсем уж дешевые запчасти, особенно кольца, сальники, прокладки (их можно купить в сомнительных местах и, конечно, с рук), применить потом не удается из-за их ужасного качества. По слухам, такие подделки поступают из Турции и Ирана, Польши, причем соответствующие оригиналу красочные упаковки там (или еще где-то) делать уже научились. Глядишьи содержимое научатся. Так что не стоит грустить - поедет еще ваша тележка и "пойдет считать версты".К НАМ ПРИХОДИТ АВТОМОБИЛЬНЫЙ АУКЦИОНВшИНВНВВЯИвдвИВИЯЯННКНа границе Москвы и области появился авторынок, известный в народе как люберецкий. Принадлежит он фирме "Автогарант", которая построила на торговой площадке Автомобильный торгово-выставочный центр, где вот-вот откроется первый в России аукцион. Подобная форма продажи автомобилей действует в мире давно и успешно, превращая обычную толкучку в торговый конвейер, "перерабатывающий" за смену тысячи автомобилей. Для "Автогаранта" в Люберцах сложилась более чем благоприятная ситуация. Во-первых, подмосковная агрофирма "Белая дача" поделилась пустующими около МКАД полями в 15 гектаров. Во-вторых, идею аукциона одобрило и поддержало правительство Москвы, включив его в программу развития города. В-третьих, нашлись зарубежные инвесторы. Что же это все-таки такое - автоаукцион? В отличие от привычного рынка, где покупатель и продавец, уповая на интуицию, договариваются один на один, аукцион предоставляет возможность желающим накануне торгов познакомиться со всеми выставленными на продажу автомобилями. Участник аукциона вправе рассчитывать на то, что предлагаемые машины исправны и стоят не больше "своих денег". На лобовом стекле выставленных на продажу автомобилей установлен их порядковый номер и номер демонстрационной линии. Еще к машине прилагается карта компьютерной диагностики, характеризующая техническое состояние автомобиля. "Автогарант" будет регулярно выпускать котировки предыдущих торгов с указанием марки и модели автомобилей, года выпуска, пробега и цены. Не исключено, что эти котировки (пока единственные в России) станут ориентиром на очень популярном у нас рынке купли-продажи машин. Что касается правил аукциона, то любой, кто знаком с бессмертными "Двенадцатью стульями" Ильфа и Петрова, имеет наглядное представление о тонкостях процедуры. Тот же самый ведущий, тот же молоточек... Единственное отличие заключается в бесплатном пока участии продавцов и покупателей. На аукцион предполагают выставлять легковые и грузовые автомобили, автобусы и тракторы - отечественные и зарубежные. Для каждого вида транспорта уже построены аукционные линии. Всего их 12 с общей пропускной способностью до полутора тысяч автомобилей в день. Но прежде, чем предстать перед потенциальными покупателями, автомобиль после обязательной мойки должен в соседнем здании пройти техническую диагностику. После нее каждый продавец получает компьютерную карту с характеристиками работы двигателя, ходовой части, тормозов и т. д. Организаторы аукциона намерены предъявлять жесткие требования к техническому состоянию продаваемых здесь машин. Вместе с тем на продажу предполагается выставлять не только транспортные средства на ходу. Учитывая российскую специфику повышенный спрос на кузова, агрегаты, узлы и т. д., аукцион готов предлагать по сути все что угодно (например, машину без колес или раму фузовика без двигателя) при условии исправного состояния. Понятно, что к купленному автомобилю никто не собирается прилагать сервисную книжку и обязательств гарантийного ремонта, но карта компьютерной диагностики, согласитесь, чего-то стоит. Аукцион еще не начал работать, а забота о клиентах уже впечатляет. Построены закусочные, рестораны, магазин запчастей, мастерские по установке сигнализаций и магнитол, бензоколонки. На территории будущего аукциона работают банк, нотариус и страховая контора. Сооружен комплекс зданий для офисов и салонов представителей различных автомобильных фирм. Заселили свои помещения "Волво", "Опель", БМВ, КамАЗ, "Ленд-Ровер", "Крайслер" и 'Таврия". Всего же ожидается около тридцати новоселов. Но это еще не все. Рядом со зданиями передовой рыночной торговли расположены два МРЭО и люберецкий отдел ГАИ. Что ж, будем с нетерпением ждать первых торгов на российском автоаукционе. Дмитрий ЖЕРНОВЗА РУЛЕМ 2/9637