82
83
ШколаУчитывая падение спроса на пассажирские перевозки и синхронное его повышение на грузовые, этот вид деятельности привлекает многих. Первое, с чем сталкивается начинающий "ломовой извозчик", - это правовые аспекты. Если на легковой машине вы подбираете "шляп" с тротуара, никого не спрашивая и никому не платя, то с грузами такой номер не проходит. Начнем с начала - с регистрации машины в ГАИ. Постановка на учет грузовика включает в себя две формальности, о которых не ведают владельцы легковых машин (кроме тех из них, кому доводилось ставить на учет автотранспорт предприятий и организаций). Инспектор ГАИ, вернув вам заявление, коротко произносит: "Военкомат и налоговая инспекция, потом -опять сюда". "Как военкомат? Почему военкомат?" спросит какой-нибудь "лоховатыи" кандидат в ломовые извозчики. И тогда ему популярно объяснят, что грузовик - изделие стратегическое и "в случае чего" армия может быстренько его забрать. Иной наивный обладатель, например, "Газели" возражает, что, дескать, его машина просто физически не может подвозить снаряды на передовую, ибо для этого надо передовую сначала заасфальтировать, но... порядок для всех один. Этап второй - налоговая инспекция. По действующему положению, каждое юридическое или физическое лицо, покупая грузовик, обязано заплатить налог за приобретение средства производства - 20% от суммы, указанной в справке-счете, - около полутора тысяч долларов. Причем все сразу и до регистрации машины. Между тем ваше "средство производства" таковым еще не является, так как не имеет номеров, а следовательно, ездить не может. К счастью, работники налоговых инспекций тоже понимают всю абсурдность и несправедливость этого налога, поэтому отработана элементарная формальность для его обхода. Пишете заявление по образцу о том, что машину приобрели для личных целей и зарабатывать на ней деньги не собираетесь. При этом вы отнюдь не зарекаетесь, что завтра же не измените своего решения, но в данный момент для вас важнее всего получить номера. Возможны и такие осложнения. Например, если это не первый ваш грузовик ив налоговой инспекции вас просто уже знают в лицо как завзятого "бомбилу". В этом случае имеет смысл написать заявление о прекращении занятия автоперевозками и сняться с учета в регистрационной палате с тем, чтобы после получения номеров опять зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Хлопотно, конечно, но за 1500 "баксов", я думаю, имеет смысл. Если и этот вариант почему-либо нежелателен, остается одно - где-то доставать деньги и платить. Ну и, разумеется, если вы уплатили 20%ный налог, то предъявите в инспекцию копию справки-счета на покупку машины. И 82 ЗА РУЛЕМ 2/96бизнесаразования юридического лица. Для этого с паспортом и тремя фотографиями вы приходите в регистрационную палату и заполняете бланк заявления. В нем наиболее полно указываете виды деятельности, которыми вы будете заниматься, и на всякий случай еще и те, которыми вы не будете заниматься, - пошлина одна и та же, чтобы вы там ни приписали, например "Грузовые и пассажирскиевся эта сумма пойдет как производственные затраты, и до тех пор, пока ваши доходы не превысят эту сумму (на что уйдет минимум три года), вы не будете платить налоги. Хочу предупредить, что все подобные манипуляции с налогами разумны лишь в тех случаях, когда сама система предусматривает возможность такого лавирования. Придумывать здесь что-то от себяи ссориться с налоговой инспекцией недопустимо. Организация эта серьезная и не таких, как вы, сажала. Наконец, можно начинать работать. Уже с первых дней вы убеждаетесь в необходимости как-то оформить свои отношения с государством. Причина тому - ГАИ. Грузовики, как вы знаете, у нас останавливают для проверки постоянно. Везешь груз - показывай лицензию на перевозку грузов. А нет ее - грозит отделение милиции, протокол об административном правонарушении, штраф - 20 минимальных зарплат, потеря рабочего дня и дневной выручки. Для оформления лицензии надо взять в регистрационной палате вашего округа разрешение на перевозки, то есть зарегистрироваться в качестве предпринимателя без об-ХЛЕЕперевозки на автомобилях всех марок по территории РФ". Разумеется, срок действия пишете максимальный - 10 лет. Через неделю, заплатив сбор, вы получите свидетельство на руки. С этим документом вы идете в районную налоговую инспекцию и регистри-ЛЕГКА ЛИ Ж! руетесь там, на этот раз уже именно в качестве предпринимателя. Вам ставят штамп на свидетельство, после чего надо сразу сделать с него десяток ксерокопий - они вам часто будут нужны. Зарегистрировавшись в Пенсионном фонде, вы приступаете к главному - добыванию лицензии. Процесс этот сложный. Выдачей лицензий занимаются окруж-довои книжки и ваши ссылки на водительский стаж, первый класс и открытые категории в удостоверении водителя не помогут. Вы должны иметь квалификацию инженернотехнического работника автотранспортного предприятия или диплом об окончании автомобильного вуза. В противном случае придется пройти обучение на платных курсах. Обучение не требуется, когда у вас отмечен стаж работы не менее пяти лет на итээровской должности в автопредприятии. В Московском регионе учебным заведением, имеющим право выдавать свидетельства для транспортных инспекций, является Московский автодорожный институт - МАДИ. Трехнедельные курсы здесь стоят дорого - около 400 долларов. И чтобы свести к минимуму материальный ущерб, вам следует сделать перерасчет в ваших доходах, чтобы компенсировать стоимость "обучения" за счет налогов. Закон дает вам такую возможность, и будет справедливо, если государство, заставившее вас получить принудительную услугу, само же эту услугу и оплатит. Другой документ, который потребует дополнительных затрат, - копия договора на стоянку машины. Его, "договорившись", можно получить на обычной платной стоянке (куда частники ставят свои "жигули") при условии, что вы никогда не появитесь там со своим КамАЗом. После сбора и сдачи документов вам придется еще несколько раз ездить в инспекцию, контролируя движение бумаг по инстанциям. Лицензия, которую вы в конце концов получите, действительна один год, после чего все мытарства надо будет повторить по полной программе - понятия "продление лицензии" не существует. И еще. Лицензия выдается одновременно конкретному лицу и на конкретную машину. Отсюда два вывода: первый - доверенность на грузовик не имеет никакого смысла и второй - продажу грузовика для покупки нового желательно отодвигать к сроку окончания действия лицензии. Ездить с лицензионной карточкой в кармане, конечно, значительно спокойней. Но не думайте, что теперь вы совсем не будете платить на дороге. Гаишник ведь видит, что вы не просто катаетесь, а зарабатываете деньги. А значит, должны делиться. Но, разумеется, суммы "штрафов" здесь уже меньше, чем за работу без лицензии. А в общем, инспектора относятся к нашему братуработяге доброжелательно. В отличие отЗНЬ ЛОМОВОГО ИЗВОЗЧИКА?L ные отделения транспортной инспекции, недавно созданные при местных администрациях. Вот некоторые бумажки, которые нужно собрать. Медицинская справка. Копии документов и бланки заявлений. И - первое серьезное препятствие - документ о наличии необходимой квалификации. Копия вашей трукоммерсантов в иномарках, к которым у них естественная классовая неприязнь, мы для них - свои люди. Неписаный порядок такой: водитель "отстегивает" только за машину, ее техсостояние, за отсутствие лицензии, за нарушение ПДД (за все остальное - накладные, сертификаты и пр., относящиеся к грузу, отвечает всегда клиент). Знайте, что недостойно настоящего профессионала доводить дело до снятия номера или просто составления протокола. Все надо решать на месте и сразу. Ведь гаишник прекрасно видит, что перед ним профессионал, поэтому все его фразы типа "кузов ободран", "проверим ручничок", "содержимое аптечки по списку" или просто "проедем в отделение для проверки на алкоголь" для вас означают только одно - надо платить. Иногда полезно заблаговременно пойти на контакт с представителями власти. Например, вам надо заехать для разгрузки в запрещенную зону. Подойдите к гаишнику и, объяснив ситуацию, попросите разрешения, оплатив его соответствующей суммой. Это обойдется гораздо дешевле, чем когда вас возьмут в оборот. Несколько советов самым неопытным о том, где искать работу и как найти хорошего клиента. Никогда не пытайтесь загрузиться на "точке", где вы не "прописаны" и где своих хватает. Грузовик - не легковая "тачка", на которой можно урвать заказ из-под носа. Здесь потребуется время, чтобы загрузиться, за которое вам и... спустят все колеса. Скупой клиент, которого "пробили" на "точке", идет на улицу ловить какого-нибудь дурачка, который отвезет его дешевле, наивно полагая, что ему позволят уйти с "залетным". И ловит вас... Подъезжая к "точке", осмотритесь, есть ли тут своя команда. Если к вам подошли, то, извинившись, немедленно уезжайте. Если уже начали грузиться, выгружайте все из машины, что бы там ни кричал ваш клиент, - колеса колоть будут вам, а не ему. С одной стороны, такой вот монополизм, то есть удержание цен бандитскими методами, - явление дикое и нетерпимое. Но если посмотреть иначе - самая обычная охрана рынка труда. И напоследок о налогах. Налоги бывают теневые и официальные. Первые взимаются, только если вы "прописаны" на "точке", и составляют примерно 10-15% от вашей выручки, причем фактической. Эта цивилизованная разновидность того, что принято называть рэкетом, никаких хлопот вам не доставит. Налоги взимаются немедленно при получении дохода и уклониться от них невозможно, да и не нужно. Другое дело - официальные налоги. Здесь вы уже сами должны вести свою мини-бухгалтерию, все подсчитывать и периодически появляться в налоговой инспекции для отчета. По сравнению с юридическими лицами у вас все упрощено, вы сами определяете свои доходы. Особенно жадничать и наглеть не следует - все должно выглядеть пристойно. Но и быть слишком щедрым тоже не стоит, а то, глядишь, вспомнят коммунистическую практику: раз план выполняешь, то мы его тебе повысим. И вот теперь, узнав все это, думайте: так ли уж сладки вольные хлеба и стоит ли вам идти в ломовые извозчики. С Богом! Сергей СОМОВЗА РУЛЕМ 2/96 83