91
92
Спортно популярный в России и перспективный вид автоспорта. И, как оказалось, не прогадал, получив дивиденды в виде множ ества бесплатных материалов об успехах своей команды в средствах массовой информации. И в кольцевых гонках, и в ралли "Субару" П отапова опережала всех, что, в общемто, было предопределено техническим совершенством автомобиля и мастерством пилота. После того, как Александр победил на живописных карельс кихдорогах , на грунтовой трассе близ Гуково и на горном сочинском асфальте, Россия досрочно получила чемпиона по ралли в абсолютном зачете. Какие перемены ожидают наше ралли в этом году? Вопервых, необычайно ранний старт чемпионата - первая гонка состоялась в конце декабря в Екатеринбурге. Во-вторых, меньшее количество этапов, что даст возможность нашим раллистам совмещать участие в домашнем первенстве с зарубежными турне. В-третьих, отменены существовавшие до сих пор коэффициенты сложности - все этапы стали равноценными, что должно повысить интерес ведущих спортсменов к гонкам на периферии. В-четвертых (и это очень важно), в России получит прописку зачет "Формула 2" - класс автомобилей с приводом на одну ось и рабочим объемом двигателя до двух литров . Именно в этой группе экипаж "Газпрома" Евгений Васин-Алексей Щукин одержал убедительную победу в Кубке Европы-95, о чем уже сообщалось вжурнале (ЗР, 1996, № 1 ) . Надо полагать, наряду со спонсорством, с приобретением зарубежных раллийных машин названные новшества сделают нынешний чемпионат еще интересней, еще более захватывающим. И если такую тенденцию удастся сохранить в дальнейшем, то, глядишь, наше ралли завоюет прочные позиции не только в отечественном, но ив зарубежном автомобильном спорте. Андрей КЛЕЩЕВ Фото автора'чч.\^Т10«5л, шит» "-КМИ-КУР^OURS-V^ПОТРЕД ебютсборной России на кольцеБыли времена , к огдав отечественном автоспорт епочтивсегда соседствовали два зачета - личный икомандный . П ри ­ ч ем последний нередко считался болеепрестиж ­ ным. Коллективы республик, областей, городов азартно состязались другс другом, да ив зарубежных турне мы прежд е всего гордились имен ­ но успехами сборной страны. П отом , с развалом Союза, пришли другие времена - к аждыйсражалсясам за себя и представлял интересы собственных спонсоров. Но, похоже, ситуация вновь меняется - минувший сезон, вероятно, войдет в истор ию нашего автоспорта как год возрождения сборной команды России по автомобильным кольцевым гонкам. Впервые после кончиныКубка дружбы социалистических стран наши спортсмены участвовали в престижных международных командных соревнованиях. В октябре на французской трассе "Маньи-Кур" опытные мастера Виктор Козанков и Александр Потехин защищали цвета сборной России в Кубке наций формулы "Опель" и заняли девятое место. Кому-то итог состязаний может показаться весьма скромным, тем более что сегодня Козанков и Потехин - безусловно сильнейшие наши гонщики ик тому же не новички на международной арене. Однако не будем торопиться с выводами, а лучше расскажем, в какой компании оказались наши спортсмены. Формула "Опель" (в прошлом - "Опель-Лотос") - одна из самых популярных, ступенька к вершинам мирового автоспорта. Это не пустые слова. Престиж любых соревнований - прежде всего имена пилотов. Так вот, школу "Опеля" закончили многие известные нам по формуле 1 нынешние звезды: Мика Хаккинен, Рубенс Баррикелло, Дэвид Култхард, Педро Лами и другие. Отличительная черта формулы "Опель" - ее распространенность.Каждый сезон здесь проходят национальные первенства Германии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Швеции, Бразилии и стран Бенилюкса. Кроме того, разыгрывается многоэтапная Евросерия, по существу, личный чемпионат Европы. Но вершина формулы "Опель" - Кубок наций, международные соревнования сборных команд. В нем выступают по два пилота от каждой страны, кстати, на автомобилях, о крашенныхв цвета флагов государств-участников. Первый день состязаний отведен под официальные тренировки, контрольные заезды и одну гонку. Длина дистанции около 70 километров - пятнадцать кругов по дорожке "Маньи-Кур". Во второй день - заключительная гонка, где место на стартовом поле зависит от результата спортсмена в первой гонке. Своеобразна здесь схема начисления зачетных очков . Лучше всего пояснить ее на примере. Допустим, один пилот команды в первом заезде финишировал первым, во втором ЗА РУЛЕМ 2/96 91 СпортКозонков Виктор, 21.01.59, мастер спорта международного класса. Победитель Кубка дружбы социалистических стран в формуле 1600 - 1988, 1989; серебряный призер 1990; бронзовый - 1987. Чемпион СССР по автомобильным кольцевым гонкам 1985, 1987, 1989; серебряный призер 1986, 1988, 1990. Абсолютный рекорд скорости России 1993. Чемпион России 1993, 1995. Победитель зимней трековой 'Тонки звезд на призы журнала "За рулем" 1985, серебряный призер 1992, бронзовый - 1986. Потехин Александр, 20.03.53, мастер спорта международного класса. Победитель Кубка дружбы социалистических стран в формуле 1600 - 1990, бронзовый призер 1989. Чемпион СССР по автомобильным кольцевым гонкам 1986, 1991; серебряный призер 1982, 1984, 1985, 1987; бронзовый - 1989. Чемпион России 1994, серебряный призер 1993, 1995.rs&szz:**.Виктор Козанков и Александр Потехин знакомятся с формулой "Опель". третьим, а другой - четвертым и двенадцатым соответственно. Сложим результаты (1+3+4+12) и получится, что у этой сборной 20 баллов. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков , иными словами, выступавшая стабильно - оба спортсмена регулярно пробивались в число лидеров. На Кубке наций весьма успешно реализован принцип равныхвозможностей - вся техника, можно сказать, одинаковая. Шасси - алюминиевый полумонокок, по размерам сопоставимый с нашей "Эстонией-25". Требования к двигателям жесткие: допускаются только двухлитровые моторы "Опель" и "Воксхолл" с минимумом переделок, оборудованные системой впрыска, без турбонаддува, с четырьмя клапанами на цилиндр . М аксимальная мощность - ]75 л. с , максимальный крутящий момент 210 Н-м. В результате автомобили разгоняются до "сотни" за 4,5 секунды и развивают скорость до 260 километров в час. Существуют и другие ограничения. Все машины обуты в шины одной фирмы, причем вовремя соревновании каждый участник может использовать только восемь покрышек (два комплекта) типа "слик" или дождевых в случае ненастной погоды. Конечно, механики не скучают - им разрешено заменять набор шестерен коробки передач и настраивать подвески под конфигурацию трассы. Но все же успех в основном зависит от мастерства гонщиков. Поэтому времена прохождения круга отличаются здесь долями секунды и борьба на дорожках очень напряженная. Козанкову с Потехиным, как говорится, пришлось играть с чистого листа. Умения и опыта им не занимать (достаточно взглянуть на " п ослужныесписки " спортсменов, помещенные здесь). Но вот тезис о равных возможностях справедлив только для завсегдатаев формулы "Опель". Помимо мастерства как такового, есть понятие "накат". Его-то и не хватало представителям России. Зарубежные пилоты, стартовавшие в Кубке наций, провели за рулем формулы "Опель" весь сезон (14-16 этапов) - кто в чемпионате страны, кто в Евросерии. Разумеется, они прекрасно знали все нюансы своих машин и выучили назубок конфигурации трасс, в том числе и "Маньи-Кур". Наши же спортс-ИТ0Г0ВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КУБКА НАЦИЙ ФОРМУЛЫ "ОПЕЛЬ" Занятое место Страна Пилот квалификационные заезды Португалия Мануэль Гайо Андре Коуто Донни Кревельс Тим Коронель Питер Дгок Михаэль Дюк Виктор Козанков Александр Потехин 1-я гонка 2-я гонка Итоговый результат1 24312 6 25 261 2358416 221 32419 6 14 171Нидерланды2Великобритания3Россия9мены в течение года ездили только на отечественной формуле 1600, а лидеру российских кольцевиков Виктору Козанкову удалось стартовать лишь в семи гонках. По нынешним временам и это достижение, другие выезжают на соревнования всего-то два-три раза в год. Вывод прост: те приемы, которыми иностранцы владели в совершенстве, наши спортсмены постигали в ходе Кубка наций. Впрочем, с трудностями они справились. Если результаты контрольных заездов не внушали оптимизма - 25-е и 26-е места при 27 участниках, то итог первой гонки был уже шагом наверх Козанков финишировал 16-м, а Потехин - 2 2 - м . Во второй день турнирное положение удалось еще поправить: Козанков переместился на 1 4-е место, Потехин - на 17-е. Из явного аутсайдерасборная России превратилась вкрепкого середняка - попала в десятку сильнейших, которую возглавили командыПортугалии , Нидерландов и Великобритании. Так радоваться этому или огорчаться? Предоставим слово Виктору Козанкову - истинный мастер всегда способен объективно оценить свои силы. "Считаю, что наш дебют в Кубке наций состоялся, а результат вполне закономерен. НаАлександр Потехин (№ 80) готовится к старту. большее мы не рассчитывали. Времени на подготовку к этим состязаниям было очень мало, да и при нескольких стартах в сезоне пика спортивной формы не достигнешь. Но перспективы есть. В тактической подготовке и опыте мы, пожалуй, не уступаем конкурентам. Не хватает только "наката". Если появится возможность за неделю до гонки провести ознакомительные тесты, чтобы как следует привыкнуть к автомобилям, то можно ставить задачу посложнее, чем место в десятке". Л юбопытно , что одну из призовых номинаций наши спортсмены все же завоевали. В рамках Кубка наций проходил конкурс по дизайну спортивной одежды. Стилизованные комбинезоны, разработанные специально для Виктора Козанкова и Александра Потехина фирмой " A C - M oscow " , были удостоены третьей премии. В заключение поблагодарим тех, кто поддержал кольцев ую команду России матери ­ ально - завод "Красное Сормово" и фирму "Платан". Вадим КРЮЧКОВФото из архива Виктора Козанкова и Александра Потехина92ЗА РУЛЕМ 2/96