99
100
йоимишламиАМЕНЯЕМ СИСТЕМУ ВЫПУСКАВспомним: система выпуска со ­ стоит из трех основных частей, которые приходится периодически заменять. Это приемная труба ("штаны"), "резонатор" и основной глушитель. В зависимости от разных обстоя ­ тельств их заменяют одновременно или же по мере разрушения каждой части. Работа эта не очень сложная, но требует определенной последовательности действий, а также знания некоторых приемов. Дело в том, что находящиеся под кузовом узлы и детали системы сильно корродируют, подвергаясь действию грязи, воды, солей и тепла. Разъединить их основная трудность при ремонте. Поэтому перед началом работы необходимо очистить от грязи резьбу на болтах хомутов, стягивающих трубы системы. Затем, чтобы об -На верное, не найти владельца "Жигулей" (да и других наших машин), наездившего хотя бы 100 тысяч, который не занимался бы системой выпуска. Уж так она сделана, что через какое-то время приходится одно заменять, другое подваривать. Еще недавно двигатель шелестел, а сегодня ревет, как "пускач" на тракторе "Беларусь" - значит, пора заняться ремонтом. О том, как лучше его выполнить, рассказывает Рустам ГАБДУЛЛИН.легчить отворачивание гаек и болтов, нужно нанести на резьбу ка ­ к ой - н ибудь препарат с высокой проникающей способностью. Самый распространенный у автолюбителей - тормозная жидкость, благо она под руками . Но она помогает не всегда. Более эффективны специ-/ /3 45 .90° yittfflttimit(ffliilitiiKfflfflfflttti ifflwwtffltfflfальные жидкости : аэрозольная "Унисма", ЗВВС (но они сейчас редко встречаются в продаже), а также недавно появившееся универсальное средство WD-40 и его аналоги, предлагаемые разными зарубежными фирмами (STP, AGA и др.). Начнем с замены основного глушителя. Отворачиваем гайку на хомуте, разжимаем его и пытаемся разъединить трубы. Не получается? Обстучите соединение молотком, смочите упомянутыми препаратами. Если не помогло, обмотайте место соединения мягкой тканью и пропитайте ее 70-процентной уксусной эссенцией, которую продают в бакалее. Но будьте крайне осторожны, чтобы кислота не попала на кожу, тем более в глаза! Через 10-15 минут трубы обычно удается разъединить. Операция облегчается, если из ­ готовить несложное приспособление (рис. 1). Это два разъемных хомута, в одном из которых сквозные отверстия с резьбой и два болта. Работает приспособление так: подвижный хомут 2 свободно сидит на трубе 5, но упирается в торец трубы 1. Неподвижный хомут 3с болтами 4 закреплен на трубе 5. Вращая поочередно болты 4, вы легко, не деформируя детали, разъедините трубы 1и 5.2020ГГЦгпгю:Рис. 1. Разъединение труб с помощью приспособления (для "Жигулей"): 1 наружная труба; 2 - подвижный хомут; 3 - неподвижный хомут; 4 - болт М40x80; 5 - внутренняя труба.Итак, глушитель снят. Если по ­ вреждения небольшие, попробуйте его отремонтировать. Бывалые автомобилисты применяют разные способы, например такой. Поврежденное место тщательно очищают от ржавчины, затем вырезают три куска стеклоткани, чтобы первый перекрывал отверстие, а каждый следующий на 1,5...2 см с каждой стороны перекрывал предыдущий. Эти заплатки надо прокалить паяльной лампой, чтобы удалить парафин из стеклоткани. Затем их пропитывают силикатным конторским клеем и поочебоимийлами 2/96 5 S131 2Рис. 2. Колпачковая гайка 1 на шпильке 2 коллектора. редно накладывают на отверстие, просушивая каждый слой. Такая за ­ плата держится довольно долго. Можно применить специальную заплатку - клейкую ленту ( н апри ­ мер, фирмы AGA "Custom Accessories"). Это термостойкий ма ­ териал, позволяющий на какое-то время отремонтировать глушитель. Чтобы демонтировать "резонатор", нужно отвернуть болт крепления приемной трубы к коробке иос ­ лабить стяжной хомут. Разъединяем "резонатор" и трубу таким же способом, как глушитель. Осталось снять приемную трубу. Для этого требуется отвернуть гай ­ ки крепления фланца к выпускному коллектору. Надо иметь в виду, что эти гайки изготовлены из латуни, а резьбашпилекпокрыта слоем ржавчины . Нетрудно догадаться, что если при отворачивании приходится прилагать большую силу, то резьба на мягкой гайке будет без ­ надежно испорчена. Новую же гай ­ ку найти не таклегко . П оэтому резьбу шпильки нужно тщательно очистить и нанести какой-нибудь из названных выше препаратов. Если все же гайка оказалась поврежденной, не заменяйте ее на стальную, потому что через короткое время стальные гайка и шпилька так "срастаются", что их потом приходится срезать. А чтобы не иметь проблем в дальнейшем, лучше всего выточить из латуни колпачковую гайку, которая полностью закрывала бы резьбу шпильки (рис. 2). Итак, гайки мы отвернули, но фланец трубы никак не может сойти со шпилек - не хватает места. В ы ­ ход есть - немного отклонить дви ­ гатель влево (по ходу движения). Проще всего это сделать спомо ­ щью домкрата, уперев его пятку че ­ рез дощечку в правый брызговик, а суппорт - во впускной коллектор (см. ЗР, 1995, № 8). В некоторых случаях (когда не хватает чуть-чуть6 GOUMKGA iv.ii 2/96места) достаточно высоко поддомкратить правое переднее колесо, чтобы двигатель немного наклонился влево за счет своего веса. Монтаж новой или отремонтир ованнойсистемы не занимаетмноговремени , но и тут стоит учесть опыт бывалых. Чтобы в дальнейшем трубы легко разъединялись, при сборке про ­ ложите между ними полоску медной фольги или фторопластовой ленты. Если хомут недостаточно плотно стягивает трубы, снимите ножовкой или напильником немного металла в стыке, как показано на рис. 3. Чтобы продлить срок службы деталей выпускной системы, нанесите на них, пока они новые, слой эпоксидного антикора или термо ­ стойкой краски (она есть в продаже), которые защитят от коррозии. Если ослабли резиновые под ­ вески корпуса глушителя к кузову, да так, что он чуть ли не скребет по земле , у становитерядом со штатными деталями по паре пру ­ жин от старой раскладушки.ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЗА РУЛЕМ" ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЭЛЕКТРОННУЮ БАЗУ ДАННЫХ "АВТОМИР"База данных "Автомир" - это ежемесячно обновляемое, надежное и удобное электронное издание, центральная тема которого - автомобиль. База данных включает в себя следующие основные разделы. Каталоги автотранспортной техники - технические и регулировочные данные по легковым, грузовым, спортивным автомобилям, мотоциклам, автобусам и другой автотранспортной технике, а также фотографии машин. Сведения о применяемых эксплуатационных материалах, электронике, колесах, шинах и т. п. Фирмы автомобильной индустрии - общая информация о фирмах: название, адрес, продукция, услуги, историческая и другая информация. Среди фирм представлены как производители, так и продавцы автомобильной продукции и сопутствующих товаров. Личности автомобильной индустрии - общая характеристика личности: дата и место рождения, семейное положение, образование, достижения в жизни, а также другие сведения и фотографии. Библиография - библиографическая информация о печатной продукции издательства "За рулем" и других издательств. Новости и история автомобилестроения - информация о текущих событиях, исторические сведения и факты, связанные с развитием автотранспортной техники, индустрии, спорта, а также другая информация, представляющая актуальный и исторический интерес. База данных "Автомир" будет распространяться по подписке и содержать все разделы информации либо выборочно по желанию заказчика. Если вам нужна достоверная информация, охватывающая широкий круг вопросов по автомобильной индустрии и удобная в работе, используйте самый совершенный инструмент, достойный вашей квалификации. Контактные телефоны: (095) 207-10-58 факс: (095) 207-16-30Рис. 3. Хомут для труб (заштрихованный участок спиливать для обеспечения зазора при затяжке).П рокладку фланца приемной трубы лучше не использовать по ­ вторно, поскольку она уже сильно обжата и может прогореть. Что делать , если прогорела прокладка приемной трубы, а новой нет? Возьмите кусок многожильного медного провода, очистите его от изоляции, скрутите проволочки в жгут. Затем сплетите жгут кольцом так, чтобы диаметр сечения был 8...10 мм. Диаметр кольца для " ж и ­ гулей" и "москвичей" - 40...45 мм. Остается установить его на место прокладки и затянуть гайки. Большинство этих рекомендаций пригодны для всех автомобилей.