92
93
Пользование приспособлением сводится к тому, что гайку 2 навертывают на резьбовую часть шпильки примерно до половины высоты, после чего болт 1 вворачивают в гайку до упора в шпильку. Система заклинивается с помощью двух ключей - и можно приступать кот ­ ворачиванию (заворачиванию). Большая высота гайки исключает повреждение резьбы в ней самой или на шпильке. Случается, шпилька требует замены, но, как на грех, нет фир ­ менной. В этом случае можно из ­ готовить шпильку самостоятельно, но не из первой попавшейся стали! Предел прочности не должен быть 2 меньше, чем 80-100 кгс / м м . Н а ­ пример, по ГОСТ 4543-71 этот по ­ к азатель составляет для сталей : ЗОХ-88 кгс / м м2 ; 40Х и 40ХН - 98 кгс / м м2 ; 4 5Х - 103 кгс / м м2 ; ЗОХГСА - 108 кгс/мм 2 . Для шпилек с резьбой Мб и М5 можно изготовить приспособления, аналогичные показанным на рис. 1, соответственно уменьшив размеры. И мейтев виду, что шпильки , ввернутые в детали из алюминиевого сплава ипрослужившиене ­ сколько лет, могут быть так " п ри ­ хвачены" коррозией, что отвернуть их этими чисто механическими спо ­ собами совершенноневозможно . Тогда не исключено, что придется пересмотреть ваши планы ремонта автомобиля, вплоть до применения "горячих" методов, если они доступны. Но иногда и это не помогает. Что ж, покупайте новые детали. Размеры шпилек с резьбами М8 и М10х1,25 автомобилей ВАЗ 2101-2107 представлены на рис. 2 ив таблице.1^И^И1—1ИИ^1И11И—^1——ИИ1|1Ш1If I II » Ill'lllllllllilllчБОимишламиТДНСТРУМЕНТ VlИ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УАЗаУ человека, впервые купившего УАЗ, возникают разные вопросы при подготовке его к эксплуатации. Часть из них касается инструмента, масел и смазок. Отвечает Антон УТКИН, рассказавший ранее (ЗР, 1995, № 11), как выбирать эту машину.Обозначение 12430121 12430321d М8 М8 М8 М8 М8 М8 М8 М8 М8 М8 М8 М8 М8LoL 45 55 75 80 18 35 20 28 25 30 35 60 80 25 20 35L Коли1чество24 24 24 12430721 12430821 24 13516721 15 13517321 24 13543321 17 13543421 24 13543521 22 13543621 24 13543721 24 13544221 24 13544621 24 13453521 М10х1,25 22 13546121 М10х1,25 17 13546621 М10х1,25 2834 - йоимиСилами 3/9620 20 20 20 12 12 16 16 16 16 16 16 16 25 20 203 172812122211116Изучение каталога деталей автомобилей УАЗ дает наглядное представление о реликтовости этих машин , в едущихродослов ­ ную от довоенныхамериканских автомобилей. Множество деталей идаже узлов в начале маркиров ­ ки имеют числа: 5 1 , 12, 20 и т. п., у казывающие , что они позаимст ­ вованы от моделей ГАЗ - 5 1 , Г АЗ 12 ( З ИМ ) , Г АЗ - 2 0 ("Победа"). В производствеУАЗ был почти полностью переведен вметриче ­ скую систему мер. Об американ ­ ской школе конструирования на ­ п оминаютшестигранники "на 11 " на деталях со старинноймарки ­ ровкой 1/16 (дюйма). К оническаядюймоваярезьбаБриггса на штуцерах и пробках традиционна для всех отечественныхавтоза ­ водов, к ромеВАЗа . Но основнойпережитокУАЗа — главные пары ведущих мостов машин без ко ­ лесных редукторов. Д аже на мо ­ д ернизированныхглавных парах образца 1989 года (см. З Р , 1 991 , № 11) зубья дюймовыеи по аме ­ р иканскому стандарту SAE имеют питч 4 1/4. Основное неудобство архаич ­ ной конструкции связано собили ­ ем мелкихрезьб . И з - з анизкогокачества стали крепежныедета ­ ли, особенно с резьбой М8х1 иМ10х1 , л егко повредить, тем бо ­ лее при дорожном ремонте. Л уч ­ ше заранее, при первом удобном случае, поставить болты и гайки с шагом побольше, применяемые на всехсовременныхмашинах (например, крепеж автомобилей ВАЗ и " М осквич - 2 141 " изготовлен из хорошей стали игальваниче ­ ски обработан). Будьте особенно осторожны с гайками крепления головки блока — их до сих пор де ­ лают с резьбой М11х1. Сорвал резьбу или потерял гайку - п ри ­ дется побегать: то ли новые дета ­ ли искать, то ли дефицитные мет ­ чики иплашки . (Увы, в подобнойситуации побывал и наш коррес ­ пондент, пользующийся УАЗом . См. ЗР, 1995, № 4 - ред.)КлючиОсмотрев машину, вы замети ­ те еще одну особенность, х арак ­ терную для автомобилей довоен ­ ной конструкции , к аксовремен ­ ные УАЗыиотчасти " в олги " . То здесь, то там попадаются болты игайки , недоступные для торцевых головок. Видимо, при проектиро ­ в анииавтомобиля не ставилась задача скоростной механизированной сборки. Поэтому на вашем УАЗе множество мощных крепеж ­ ных деталейможнозатянуть только накидными или даже толь ­ ко рожковыми ключами, например болты М10 сголовкой "на 14" на узлах трансмиссии. Учитывая низкое качество стали, недолго смять грани . Т ак что приобрете ­ ние прочныхрожковыхинакид ­ ных ключей - н еобходимыйшаг для владельца УАЗа . Ключи "Метринч" (ЗР, 1995, № 4), созданные вроде бы для та ­ ких случаев, применительно кУА ­ Зу себя не очень оправдали. Сама идея кулачкового профиля хоро ­ ша, да и качество стали "Метринч" безупречно, но погоня за универ ­ сальностью в обеих системах ( м е ­ трической и дюймовой) привела к тому, что как раз в самых нужных размерах "14" и "17" д юймовый номинал больше миллиметрового соответственно на 0,29 и 0,46 мм. И з - з аэтого на головкахболтов "на 14" и "на 17" к улачкиключа захватывают грани не в середине, а почтиуребраи после значи ­ тельного поворота. Накидные ключии торцевые головки " М ет ­ р инч " р ебер не сминают , к ак , в прочем , и хорошие отечествен ­ ные шестигранныеключи , с тоя ­ щие намного дешевле "Метринча". Что касается ключей с кулачковой системой для больших размеров, то покупать их по 25 долларов за штуку вообще не имеет смысла. Вы когда-нибудь видели гайку "на 24" с сорванными гранями? Так что из ключей "Метринч" вашего внимания заслуживает только рожковый ключ "на 13-1/2". У не ­ го, наоборот, дюймовый номинал меньше на 0,3 мм. Хотя этот ключ больше подходит для "жигулей", чем для УАЗов и "волг". Помимо крепких рожковых ключей надо собрать комплект хороших накидных ключей коленч атойформы , к оторые есть в продаже. Двенадцатигранные на ­ к идныеразмеромменьше "17" противопоказаны - срывают реб ­ ра. Два ключа придется изгото ­ вить самому . Н акидной "на 14" делаем из шестигранной головки, обрезав ее по высоте и приварив сбоку длинную рукоятку. Второй для тормозов: прокачать нижние цилиндры передних тормозов можно только с накидным ключом "на 11 " с особой формой изгиба ручки. Ну, а для тех болтов и гаек, которые не по замыслу конструкторов, а как бы случайно оказа ­ л исьдоступнысторца , надо иметь большой набор головок с воротками и удлинителями отечественного производства, ж ела ­ тельно шестигранных. Закончим разговор об инструменте смазочными шприцами. Р ычажныхвысокого давления у вас должно быть два. Один - с на ­ садкой для шприцевания кресто ­ вин кардановтрансмиссионным маслом. Другой, для всех остальных пресс - м асленок - с " Л ито лом". К нему надо сделать смен ­ ный нагнетательный шланг, к ото ­ рый можно вворачивать в корпус шприца вместо стальной трубки с шаровой головкой. Шланг - любой тормозной с самодельными перех одниками на концах . О дин , с резьбой М10х1, вворачиваем в шприц, а другой, с резьбой М6х1 или К 1/8" - прямо в смазываемый узел вместо снятой на это время пресс-масленки. Только спомо ­ щью такого шланга можно сма ­ зать узлы " в ысокого давления", где обычная шаровая пресс-масленка пропускает смазку наружу, например на шкворнях.МаслаТеперь поговорим о самих смазочных материалах. В последнее время ассортимент их обновляется, марки масел то и дело ме ­ няются, поэтому не станем назы ­ вать конкретные. Ясно одно - про те устаревшие марки, которые ре ­комендует "Руководство по экс ­ плуатации" (типа М8В, Т сп - 1 5Ки пр.), надо забыть. Потребителями машин Ульяновского завода все ­ гда были в основном автобазы и войсковые части, куда эти масла приходили в железных бочках без поясняющих надписей. В этих хо ­ з яйствах до сих пор оперируют только тремя понятиями: автол, нигрол и солидол. Ну, а в машину, купленную на свои кровные, стоит заливать все самое лучшее. В выборе масел проще всего ориентироваться на список масел, рекомендованных ВАЗом для сво ­ их машин (ЗР, 1994, № 11). К нему - несколько уточнений. Для УАЗа, рассчитанного на больший срок службы, чем малолитражки, л ет ­ ний показатель вязкости моторного масла по SAE выбирайте не ни ­ же "40" как для зимы , так и для лета (например, 10W-40, 15W-40, 2 0W - 4 0 ) . Мотор УАЗа , особенно новый , труднее прокручивается стартером при пуске на морозе, чем двигатели ВАЗ, так как мощ ­ ности стартеров примерно одинаковы, а рабочий объем УАЗа су ­ щественно больше. Поэтому зи ­ мой желательно применять им ­ портное синтетическое масло с вязкостью по SAE 5W-40, которое на сильном морозе почти такое же жидкое, как, скажем, солярка. Что касается трансмиссион ­ ных масел, то отечественные ра ­ ботают в УАЗе не хуже импорт ­ ных. Надо только постоянно ис ­ пользовать масло одной марки , чтобы исключить нежелательную реакциюсодержащихсяв них разных присадок. Из консистентныхсмазок можно ограничиться "Литолом-24" и везде использовать только его. Экономить, применяя бесплатный солидол с автобазы, невыгодно новый передний мост обойдется гораздо дороже. Встречается другая крайность - человек дос ­ т анет на производствеведро "вечной" смазки "158" и шприцует ею все что ни попадя. Толку от этогомало : ведь вотличие от "Литола" эта смазка при работе плавится и вытекает из зазоров, пачкая все вокруг, а заодно руки хозяина ядовитыми соединениями меди густо-синего цвета. "Литол24" при необходимости (для смаз ­ ки неответственных узлов - троса спидометра, петель дверей и пр.) можно размягчить жидкиммас ­ лом без присадок: индустриальным, веретенным, М С - 2 0 . Такая смесь легче нагнетается, п рони ­ кая во все зазоры. К рестовины карданов лучшесмазывать не " Л итолом " , к акп редписывает " Р уководство по эксплуатации", а жидкимтранс ­ миссионным маслом. Это диктуется тем, что крестовины шприцуют не только для пополнения смазки, но и для очистки игольчатых подшипников от попавшей в них воды и грязи, а жидкое масло делает это гораздолучше , чем конси ­ стентная смазка . К стати , з аво ­ дские инструкции к автомобилям "Волга" и РАФ, где применены те же крестовины, что на УАЗах, как раз рекомендуютсмазывать их только жидким трансмиссионным или "авиационным" маслом, более того - категорически запрещают применять для крестовин конси ­ стентные смазки (ЗР, 1981, № 9).БСК вместо "Невы"Относительно тормозной жид ­ кости для автомобилей УАЗ мое мнение однозначное - только БСК. Барабанные (а не дисковые) тормоза на всех колесах позволяют применять эту замечательную жидкость. В отличие от гликоле вых смесей ("Нева", "Томь" и "Роса") БСК не впитывает влагу из воздуха, вызывающую коррозию цилиндров гидропривода. К асто ­ ровое масло в составе БСК сни ­ жает до минимума механический износ резиновых манжет и колец. Опыт московских таксопарков , перешедших в конце 80-х годов с жидкости БСК на "Неву", показал снижение ресурса деталей вгид ­ роприводах тормозовисцепле ­ ния. Основное же преимущество "Невы" и подобных ей жидкостей - высокая температура кипения, д опускающая интенсивное про ­ д олжительноеторможение , на "уазике" не используется: здесь трудно быть поклонникомспор ­ тивного стиля езды. Вот еще не ­ сколько плюсов БСК: неядовита, не портит эмаль автомобиля, не разрушает любую резину. Поэтому на новой машинелучше , не мешкая , слить желтую гликоле вую жидкость и залить красную БСК . У читывая расход на про ­ мывку и прокачку, ее понадобится около 1,5 л. Вы спросите, а о чем думают там, на заводе, если потребителю приходится на новой машине сра ­ зу что-то менять. Да просто вце ­ лях унификации все заводы перешли на единую тормозную жид ­ кость на гликолевой основе, все марки которой взаимозаменяемы и допускают смешивание. Но уря ­ дового владельца одного-единственного "уазика" могут быть свои представления об удобстве, и он предпочтет перейти на БСК. (воимншлами 3/96 35