114
Новость отом , ч то министр внутренних дел Литвы Ромасис Вайтекунас разъезжает... на краденом автомобиле, повергла общество в состояние шока. Правда, вскоре выяснилось, что генерал не лазил тайком в чужой гараж, что автомобиль служебный и вообще МВД никакого отношения к краже не имеет. Однако общественности стало известно и то, что для серьезного ведомства не было секретом темное прошлое шикарного "Мерседес-Бенца-600БЕ1-". И, главное, далеко не все меры приняты,чтобы найти законного владельца.минис*>-ПАСУЪХ>У*СК\^Л>Автомобиль попал в министерский гараж просто. Сначала его изловили недалеко от литовского города Пренай: дорожный полицейский заподозрил неладное, посмотрев документы. Затем установили, что они фиктивные, потом вроде бы не нашли законного хозяина, и уж после этого список "бесхозных" краденых машин, в который попал и злополучный "Мерседес", лег на стол премьера, распределившего машины по ведомствам страны. Заодно гараж МВД пополнили и другие "бесхозные" автомобили, чьих владельцев, действительно, не удалось установить по причине изменения идентификационных номеров. Но у престижного "мерса", как выяснилось позже, сохранились номера на двигателе и коробке передач. Когда история с этой машиной стала известна журналистам, Вайтекунасу чуть не объявили в сейме - местном парламенте - недоверие. А владельца автомобиля, жителя Германии, быстро установили с помощью Интерпола по номеру на коробке передач. Кража была совершена 27 января 1995 года. Можно, конечно, порассуждать о причинах появления краденой машины в гараже литовского МВД. Легко предположить как "нехороший умысел", так и обыкновенную безалаберность полицейских чинов. Но происшедшее ярко выявило другое, более важное: уж если сам 66 ЗА РУЛЕМ 3/96<НА КРАДЕНОЙ МА~€> /\\A^yfCC%>SL~ ОС&Автомобильные воры настолько обнаглели, что взялись за машины литовских парламентариев, а однажды угнали автомобиль, принадлежащий президентскому гаражу. Посягнули и на престижную иномарку, обслуживающую все того же министра внутренних дел. Но очень быстро вернули ее - оставили у обочины с ключами в замке зажигания. Очевидно, не стали связываться с машиной, узнав из газет, кому она принадлежит. Полиция предпринимает достаточно жесткие внешние меры для борьбы с угонщиками и продавцами краденых машин. Однажды провели необычную операцию. Инспектора останавливали все престижные иномарки и, независимо от личности водителя и цели его поездки, предлагали отправиться в комиссариат и выяснить, что за машина, законно ли она приобретена, не фальшивые ли документы. И несколько машин, угнанных за рубежом, а оформленных в Литве, все-таки нашли. Однако и такие меры не помогают. Зачастую покупатели иномарок даже не знают, что им подсунута краденая машина: документы оформлены чин чином - не придерешься. Тут и возникает вопрос: достаточно ли внешних репрессивных мер, не кроются ли истинные причины разгула криминального автомобильного бизнеса в связях с правоохранительными органами? министр внутренних дел, пусть случайно, попал на ворованную машину, не говорит ли это о превращении Литвы в прибежище, становище "автокриминального мира"? "Автомобильный промысел", очевидно, стал в республике одним из самых доходных для преступного бизнеса. Неслучайно печать пишет о причастности к нему ведущих мафиозных кланов страны. А что же полиция? Не так давно за решетку попала банда из 25 автомобильных воров, промышлявших в основном в Вильнюсе. Но интенсивность угонов снизилась ненамного. Ясно, что схвачены всего лишь исполнители чужой воли. Видимо, создана сеть, в которую вплетены и воры, пригоняющие машины из-за рубежа, и местные угонщики, а также те, кто доставляет "тачки" в Россию. Полиция очень редко находит угнанные машины - мешают конфликты самих мафиози с перестрелками и взрывами бомб. Даже "Мерседес" крупного бизнесмена Римантаса Грайниса, взорванный вместе с хозяином прямо под окнами Дома правительства в Вильнюсе (предпринимателю задолжали миллион долларов и решили "расплатиться" таким образом), оказался краденым. "Вольво", БМВ взлетают на воздух вместе с хозяевами. И пострадавшие, если, конечно, остаются живы, почти никогда не помогают следствию...